Версия для печати

МиГ-3 против Ме-110: Истребитель не для недоученных сержантов

Потерявший над ним власть окажется у него под копытами
Кустов Максим

Не одно десятилетие продолжаются споры о том, почему истребитель МиГ-3 не оправдал ожиданий, которые на него возлагались перед войной.  Не случайно же Сталин, обращаясь к летчикам, сказал: «Я вас прошу, полюбите эту машину». Тогда МиГ-3 был самым скоростным советским истребителем.  Вместе с машинами Яковлева и Лавочкина он  должен был заменить   «состарившиеся» машины Поликарпова - И-16 и И-153.

Но уже в декабре 1941 года  выпуск МиГ-3 был прекращен. Почему? Сыграло свою роль распространенное и достаточно обоснованное мнение о том, что «МиГ» хорош только на большой высоте»? Безусловно.  Но, может быть, еще более важную роль сыграла другая особенность МиГ-3?


У трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина было свое мнение относительно МиГ-3, на котором он успешно сражался в 1941 году: «Истребитель МиГ-3, на котором наш полк встретил вражеские самолеты 22 июня, потребовал от летчика немало новых навыков, дополнительных усилий в обучении. Эта машина мне понравилась сразу. Ее можно было сравнить со строгим, горячим скакуном: в руках волевого наездника он мчит стрелой; потерявший над ним власть окажется у него под копытами. Конструкторам вообще редко удается с одинаковым эффектом воплотить свои мысли в летные и огневые качества самолета. В любой конструкции обязательно найдется какое либо слабое место. Но в каждом новом истребителе тех лет мы видели наши технические и творческие победы. Отличные боевые качества МиГ-3 были как бы скрыты за некоторыми его недостатками. Достоинства этой машины становились доступными только для тех летчиков, которые владели умением находить их и использовать».


Но всем ли было доступно умение использовать достоинства МиГ-3? Увы, нет. Герой Советского Союза Петр Михайлович Стефановский  в своих воспоминаниях «Триста неизвестных», например, описал специфический  прием воздушного боя на МиГ-3, который создал в 1941 году его боевой товарищ - Константин Афанасьевич Груздев: «Ме-110 имел плохую маневренность и ограниченную скороподъемность. Груздев на большой скорости становился в восходящую спираль и проскакивал вперед, как бы подставляя себя под огонь противника. Фашист охотно ввязывался в бой, надеясь на мощь своего носового оружия. Постепенно Константин Афанасьевич увлекал его на высоту 5-6 тысяч метров. Там, благодаря большой высотности мотора АМ-35, летные качества «МиГа» значительно улучшались, а «мессершмитта» ухудшались. Немецкий летчик, будучи не в силах зайти в хвост советскому самолету, находившемуся выше и под большим углом, периодически выпускал короткие очереди. Увлеченный боем, он больше следил за ускользающим «мигом», чем за постепенно падающей скоростью своей машины. Этого-то момента и ждал майор Груздев. Он выполнял классический ранверсман и почти в упор расстреливал врага».


Ранверсман — это  фигура высшего пилотажа, представляющая собой поворот на горке, и позволяющая быстро переменить направление полета.


В полку этот и другие приемы Груздева прозвали «Костина тактика». Вот только не всем она была доступна: «Прием ведения воздушного боя с использованием фигур высшего пилотажа казался настолько рискованным, что некоторые летчики не верили в его возможность».


Это происходило в 402-м  истребительном авиационном полку специального назначения, в котором, как пишет Стефановский, воевали «кадровые, лучшие летчики-истребители советских Военно-Воздушных Сил». Формировался полк из летчиков-испытателей НИИ ВВС. Для «некоторых» из опытнейших летчиков-испытателей приемы воздушного боя на МиГ-3 показались слишком рискованными.


Что же должны были чувствовать в бою на МиГ-3 молодые пилоты, которых с конца 1940 года выпускали из училищ сержантами, готовя по все более и более упрощенным и сокращенным программам, для которых в первых боевых вылетах сложнейшей задачей было хотя бы не отстать от ведущего, не потерять его? Каково им было на «строгом, горячем скакуне», требующем высокого уровня летного мастерства?


Может быть, МиГ-3 мог показать себя в 1941 году, прежде всего,  как машина специального назначения, исключительно для опытных пилотов? Используемый в таком варианте МиГ-3 мог бы принести неизмеримо больше пользы. Но трагическая ситуация в воздушной войне просто не позволяла заниматься учетом возможностей летчиков…


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Boris Tuch
Boris Tuch
09 апреля 2019
Характерно, что те пилоты, которые успешщно воевали на МиГ-3, потом успешно воевали на "Кобрах". У этих истребителей довольно много общего. Конечно, если бы с самого начала создавались эскадрильи из асов, МиГ-3 дожил бы до конца войны
Аватар пользователя Oleg Kozinkin
Oleg Kozinkin
11 апреля 2019
МиГи сняли потому что ИХ мотор был наужен для Ил-2... А Илы были "нужнее" в те дни чем истребитель-перехватчик высотный...
Аватар пользователя Boris Tuch
Boris Tuch
09 апреля 2019
Характерно, что те пилоты, которые успешщно воевали на МиГ-3, потом успешно воевали на "Кобрах". У этих истребителей довольно много общего. Конечно, если бы с самого начала создавались эскадрильи из асов, МиГ-3 дожил бы до конца войны
Аватар пользователя Oleg Kozinkin
Oleg Kozinkin
11 апреля 2019
МиГи сняли потому что ИХ мотор был наужен для Ил-2... А Илы были "нужнее" в те дни чем истребитель-перехватчик высотный...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...