Версия для печати

Конструктор в тонусе

Разработчики военной техники задумались о простом
Гришин Арсений
Фото: socium-a.ru

Главной задачей созданного в 1995 году Научно-производственного центра завода «Красное знамя» стала разработка плазменных экранов коллективного пользования для АСУ высшего звена. Заказчиками выступали военные. В последнее время предпочтительнее в эксплуатации стали светодиодные экраны, для которых в России не существует технологии производства диодных матриц – возникла необходимость менять профиль разработок НПЦ.

Казалось бы, что сложного переориентировать производство с военной на гражданскую продукцию? Оборудование есть, люди горят желанием работать, вроде бы поставь задачу – и все получится. Так диверсификация смотрится со стороны. Когда начинаешь погружаться в проблему, выясняется, что все гораздо сложнее. Очень показательный пример «Военно-промышленный курьер» нашел на рязанской площадке многопрофильного холдинга «Социум».

Два года назад в структуре НПЦ создали конструкторское бюро, занявшееся разработкой продукции гражданского назначения. Изначально коллектив работал по заказам Минобороны, специализируясь на оборудовании для спецсвязи и автоматизированных системах управления. Перспективными направлениями разработки гражданской продукции стали электрические и газовые котлы, модули управления, тепловая техника, промышленная мебель и стендовое оборудование. Костяк существовавшего КБ – опытные инженеры, казалось бы, им любая задача по плечу. Но вдруг выясняется, что конструктор конструктору рознь: есть конструкторы-разработчики и есть конструкторы, ориентированные на сопровождение изделия, которые при этом еще, как говорится, и заточены на военку. Гражданские и оборонные разработки – это совершенно разные подходы и сроки. Рынок требует от конструктора отличных знаний современных реалий, тенденций, а также быстрой реакции. Гражданские изделия направлены на облегчение нашей с вами жизни – взять тот же смартфон или пульт телевизора. При создании таких вещей разработчики ориентируются на максимальное удобство для пользователя, из чего вовсе не следует, что сами изделия простые. Наоборот, с каждым годом они становятся все сложнее. При этом скорость создания новинок тоже непрерывно растет, и в этой ситуации конструктор обязан постоянно быть в тонусе. Не отставать от конкурентов в своих разработках мало, надо еще уметь предвосхищать будущее, чтобы успеть создать что-то лучшее раньше других и быть на рынке в лидерах.

Дешевизна, за которой все гонялись, ныне никому не нужна – спрос на качественные изделия, способные служить долго

Консервативная военная продукция позволяет три-четыре года изделие разрабатывать, еще пару лет осваивать и потом долго сопровождать эксплуатацию и модернизацию. Под такой темп сформировалась конструкторская школа, и не у всех получается перестроиться. А на гражданском рынке с таким подходом не выжить.

Поэтому в Рязанском КБ постепенно начали формировать новый коллектив. Да, вынуждены были уйти профессионалы, эффективно работавшие по военной тематике. Зато появились специалисты, ориентированные на создание гражданской продукции, для которых ключевой интерес – инновации. Сменился и традиционный подход к проектированию. Военное производство требовало от конструктора знать изделие досконально и сопровождать его на всех этапах разработки. Теперь конструктор отвечает не за изделие в целом, а за свой сектор в общей разработке, будь то электроника, механика, системотехника. И уже кооперация людей, каждый из которых детально знает свое направление и способен находить наилучшие решения, позволяет оперативно разрабатывать новые изделия.

Соответственно при переходе на гражданский ассортимент возрастает роль тех, кто принимает решения и ставит задачи конструкторам.

«Чтобы выпускаемая продукция соответствовала требованиям современного рынка, приходится постоянно посещать выставки, изучать работу конкурентов, оценивать возможности смежников, – рассказывает Павел Лытенков, директор рязанской площадки «Социума». – Иногда достаточно просто подсмотреть, что мы можем изготовить в нашем производстве. Я работал главным технологом и в состоянии оценить, насколько быстро и успешно мы сможем внедрить ту или иную новинку».

Обязательный момент в графике руководителя – посещение тематических экспозиций. Как следствие пришло понимание: чтобы соответствовать тенденциям, надо брать еще троих конструкторов-разработчиков. НПЦ достаточно успешно присутствует на рынке отопительного оборудования, но чтобы развиваться дальше даже в знакомой тематике, уровень продукции необходимо постоянно повышать. И еще: любая выставка не только показывает, что меняется в конкретной тематике, но и позволяет увидеть то, что, может, давно существует, но просто не привлекало внимания. Конструкторы стараются почерпнуть какие-то интересные решения, которые в дальнейшем можно применить в собственных разработках. Как видно на чужом опыте, одна из отечественных проблем в том, что созданные нами отличные по потребительским качествам вещи мы не умеем красиво подавать. Мало внимания уделяется промышленному дизайну. Соответственно нужны люди, которые не просто красиво что-то нарисуют, а зная технологию производства, способны учесть это и во внешнем облике изделий. Главные требования ко всей выпускаемой гражданской продукции на данный период – постоянное снижение себестоимости и улучшение дизайна.

Сегодня в НПЦ в разработке несколько наименований изделий, которые еще не доведены до продажного уровня. Стала понятной необходимость создания отдела маркетинга, чтобы к моменту, когда товар можно будет предложить на рынке, по каждому наименованию уже существовали бы маркетинговые исследования, рентабельность процесса и официальный сайт. Параллельно для расширения продаж создается дилерская сеть в разных городах, от которых должна поступать информация о новых запросах рынка. Скажем, один из наших традиционно выпускаемых товаров – электрические котлы с различными системами управления. Казалось бы, изделие отработанное. Но конструкторы совместно с программистами сделали приложение на базе ОС «Андроид», и теперь управлять котлом можно с телефона, достаточно добавить к стандартной комплектации соответствующий модуль.

Идея не новая, но рязанцы сделали собственный софт, а значит, могут вместе с основной продукцией продавать и блоки управления, за работу которых отвечают сами. Это уже элементы модного сейчас «умного дома» с соответствующими перспективами.

Еще один подход, немыслимый ранее, – пользоваться тем, что на базе одних изделий совсем несложно наладить выпуск принципиально других. Скажем, тот же электрический котел и парогенератор технически похожи процентов на 80, а парогенератор – это уже совсем другой продукт, дающий возможность, к примеру, сделать в герметичной душевой полноценный хамам.

Ныне цены на товары импортных поставщиков никак не соответствуют реальному качеству, а показывают лишь аппетиты посредников: то, что там покупается по низкой цене, у нас продается в разы дороже. Однако дешевизна, за которой недавно все гонялись, ныне уже никому не нужна – спросом пользуются качественные изделия, способные служить долго. Все научились считать деньги, и эра одноразовых вещей подходит к концу.

Да, во многом производство российской продукции гражданского назначения блокируется засильем на рынке дешевых товаров. Но как рассказал Павел Лытенков, сейчас у наших производителей появляются конкурентные преимущества, если грамотно использовать возможности и традиции, которые всегда были в цене у отечественного потребителя. Тут и опыт военного производства придется ко двору, только одновременно необходимо развивать сервисные службы.

В России можно делать не хуже и не дороже – только нужна поддержка государства, направленная на защиту своего производителя.

Опубликовано в выпуске № 13 (776) за 9 апреля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...