Версия для печати

Раздайте анкеты, поручик Голицын

Как делали карьеру в императорской армии
Лабутин Павел

Недавно мне в руки попала интересная работа историка Бориса Панаева «Офицерская аттестация», изданная в 1906 году в Санкт-Петербурге. К своему удивлению, прослужив в армии более четырех десятков лет, я ничего не слышал о системе комплексной оценки офицерского состава, которая существовала более века назад.

Ничего подобного нам не преподавалось даже в стенах военных академий, в том числе в ВАГШ. Нынешним командирам и кадровикам этот инструмент работы с офицерами неведом. Как все-таки мы плохо знаем свою историю!

Постараюсь вкратце передать основное содержание этой проверенной временем и весьма эффективной методики.

Все точки над i расставлены уже в предисловии: «Вторая война близка. Время очень дорого. Основная сила армии – ее офицеры. Офицерский вопрос – самый важный, самый неотложный. Помимо него все преобразования в армии будут беспочвенны.

Положительные качества офицера: благороден, трудолюбив, правдив, тактичен, умен, не пьет, в карты не играет, здоровьем крепок

Вся военная служба должна быть основана на доверии к офицеру. Офицер, не внушающий доверия, не может быть терпим в армии. Пусть будет в полках офицеров даже наполовину меньше, но пусть все будут достойны этого высокого звания.

Работа офицера очень тяжелая. Он должен неустанно одухотворять жизнь и труд части и создавать нравственную ее силу. Благородная работа эта требует исключительно достойных офицеров.

Всякий мало-мальски недостойный офицер приносит страшный вред: он нравственно разлагает часть, парализует одним своим присутствием труд своих товарищей.

Все офицеры полка должны быть ответственны за каждого и каждый за всех».

Далее без лишних слов формулируется целеполагание офицерской аттестации и описывается ее процесс. Она призвана: «Во-первых, давать верную характеристику аттестуемого офицера, во-вторых, воспитывать… в должном направлении, в-третьих, постоянно поддерживать корпус офицеров на должной высоте».

Для этого был разработан весьма профессиональный даже по нынешним временам опросный лист из 15 пунктов, который нужно было заполнить лично, ни с кем не советуясь: каждому офицеру на себя (проверка самооценки) и на всех офицеров части (замер мнения коллектива). Третий бланк суммировал отзывы, содержал вердикт командира части и рекомендации каждому из опрошенных.

Критерии оценки просты и понятны:

1. Отношение к воинской службе с вариантами ответов: любит службу, относится безразлично, относится пренебрежительно.

2. Отношение к обязанностям службы (с увлечением, добросовестно, недобросовестно).

3. Отношение к начальникам (исполнителен, неисполнителен, заискивает).

4. Отношение с офицерами-товарищами (весьма уважаем, хорошие, плохие).

5. Отношение к подчиненным офицерам (тактичное, нетактичное).

6. Отношение к подчиненным нижним чинам (умелое, неумелое, сердечное, пренебрежительное).

7. Отношение к своему честному слову (безукоризненное, легкомысленное, не держит слова).

8. Подготовка к командованию подразделением (подготовлен отлично, подготовлен, подготовлен недостаточно).

9. Отношение к военным наукам (интересуется ими, безучастен).

10. Отношение к аттестационному делу (добросовестное, небрежное).

11. Отношение к форме одежды (серьезное, легкомысленное).

12. Положительные качества офицера (благороден, безупречно честен, трудолюбив, правдив, тактичен, вежлив, умен, не пьет, в карты не играет, к военной службе способен, здоровьем крепок).

13. Отрицательные качества офицера (неблагороден, нечестен, ленив, лжив, нетактичен, невежлив, глуп, много пьет, много играет в карты, к военной службе неспособен, здоровьем слаб).

14. Отношение к доброму имени полка (работает для полка, безучастен, вредит).

15. Желателен в полку или нет (желателен, безразличен, нежелателен).

Обратим внимание, настолько тщательно подобраны вопросы, чтобы можно было получить наиболее точную характеристику. Не всего лишь добросовестно относится к службе, но еще и с увлечением. Не просто правдив, но и безупречно честен. Не элементарно вежлив, но еще и тактичен. Как же бережно и деликатно относились к офицерам в императорской армии!

Не менее строга и выверена сама технология аттестации: «Ежегодно 26 ноября после парада все офицеры полка собираются в Офицерское собрание. В одной из комнат выстраиваются. Полковой адъютант приносит туда штандарт и ставит его против середины шеренги офицеров лицом к ней. Командир полка обращается к офицерам с речью, в которой напоминает им обязанности при производстве аттестации, после чего лично выдает каждому офицеру тетрадку с отрывными аттестационными бланками на всех офицеров полка. После раздачи тетрадей штандарт уносится и командир полка отпускает офицеров».

Каждый офицер в течение десяти дней – до 6 декабря был обязан заполнить все полученные им аттестационные бланки: свой и на товарищей по службе. Напротив каждого из критериев вопросника офицер ставил «1», если, по его мнению, аттестуемый соответствовал указанной характеристике, а если нет, ставил прочерк «–».

Обязанности при производстве аттестации, о которых напоминал командир, тоже строги и однозначны:

В любой момент можно было ознакомиться с послужным списком каждого офицера и составить о нем объективное представление

«1. Неисполнение этих обязанностей или небрежное к ним отношение почитается нечестным.

2. С момента получения от командира полка тетради с аттестационными бланками офицер не имеет права ни с кем советоваться, руководствуясь при заполнении аттестационных бланков исключительно своими личными взглядами.

3. Офицер не имеет права никому показывать или оглашать заполненные аттестационные бланки.

4. Офицер не имеет права никому показывать, кроме командира полка и высших прямых начальников, свой аттестационный лист или оглашать его.

5. Офицеры аттестационной комиссии не имеют права никому показывать или оглашать вверенные им аттестационные бланки и листы.

6. Командир полка не имеет права никому, за исключением своих прямых начальников, показывать или оглашать аттестационные листы офицеров…»

«6 декабря офицеры вторично собираются в офицерском собрании, штандарт не выносится. Каждый офицер приносит с собой полученную 26 ноября тетрадку с заполненными аттестационными бланками на себя и на всех офицеров полка.

По прибытии командира полка офицеры приступают к выборам четырех членов аттестационной комиссии, из них троих действительных и одного запасного, заменяющего действительного члена при составлении аттестации последнего. Получивший наименьшее число голосов становится запасным. Старший по чину из числа членов аттестационной комиссии – председателем. После выбора аттестационной комиссии полковой адъютант раскладывает на большом столе открытые конверты по числу офицеров. На каждом конверте крупными буквами написана фамилия офицера. Когда конверты разложены, офицеры по старшинству подходят к ним и вкладывают в каждый соответствующий аттестационный бланк из отрывной тетради. По исполнении означенного аттестационная комиссия собирает конверты, командир полка отпускает остальных офицеров. Аттестационная комиссия удаляется в одну из комнат офицерского собрания, в которой и приступает к составлению аттестаций. У дверей данной комнаты тотчас выставляются парные часовые, обязанные решительно никого не впускать в комнату за исключением членов аттестационной комиссии».

«Составление аттестаций состоит в том, чтобы:

1. Точно сосчитать число отметок «1» по каждому критерию всех аттестуемых бланков на каждого офицера.

2. Полученную сумму отметок «1» написать против соответствующей характеристики аттестационного листа этого офицера.

Двузначное число пишется красными чернилами, однозначное – черными, против характеристики, не получившей ни одной отметки «1», ставится прочерк «–». Отметки считает вся комиссия в полном составе, разделение труда ради быстроты и по другим причинам не допускается. Комиссия заседает ежедневно с 10 утра до 9 часов вечера. На ночь комната, в которой проходят заседания, опечатывается полковым адъютантом. Аттестационные листы и бланки, конверты и листы бумаги с пометками членов комиссии не могут выноситься из комнаты заседаний. По завершении работы комиссия собирает все аттестационные бланки, проверяет их число. А все листы бумаги с какими-либо пометками членов комиссии собирает и тут же сжигает в присутствии всех членов. Председатель комиссии является к командиру полка с докладом об окончании составления аттестаций. Командир полка назначает день для выдачи аттестационных листов, которые до этого момента продолжают находиться в запечатанной и охраняемой часовыми комнате заседаний. В назначенный день офицеры являются в Офицерское собрание полка в третий раз. Полковой адъютант снимает печать с комнаты заседаний. Председатель аттестационной комиссии представляет командиру полка итоговые аттестационные листы.

Командир полка раздает лично каждому из офицеров его итоговый аттестационный лист. Листы на отсутствующих командир хранит у себя. Каждый офицер, получив аттестационный лист, просматривает его дома и дает, если сочтет нужным, объяснение в соответствующей графе. Либо просто подписывает: «Читал такой-то».

Например, поручик Иванов, получив об отношении к службе 19 отметок «относится безразлично», поясняет: «Нахожу мнение 19 офицеров, что я отношусь к военной службе безразлично, неправильным. Мою любовь к ней доказывает то, что в военное училище я поступил, окончив отлично Московский университет и имея перед собой во много раз лучше обеспеченную материально гражданскую службу. Поводом к такому ошибочному мнению могли послужить мои споры с некоторыми товарищами относительно подготовки нашего офицерского состава».

Другой пример: офицер, получив много отметок «не желателен», дает объяснение, что «поводом к этому, по-видимому, послужил перевод в полк без запроса согласия на то офицеров полка» и т. п.

На следующий день офицеры являются в Офицерское собрание в четвертый раз и представляют там свои аттестационные листы лично командиру полка.

Командир полка ставит на каждом аттестационном листе вердикт, высказывая свое мнение, соглашаясь, дополняя или объясняя неправильность той или иной оценки.

К примеру, на аттестацию поручика Иванова командир полка пишет следующее заключение: «Исполнителен не всегда. Подготовка к командованию эскадроном пока недостаточная. Хорошо воспитан и тактичен, умеет со всеми поддерживать лучшие отношения, благодаря чему аттестация несколько пристрастная».

На листах отсутствующих офицеров в графе «для объяснения аттестуемого», комполка делает пометку об отсутствии офицера.

Дав заключение на всех аттестационных листах, комполка вкладывает их в Полковой аттестационный пакет. Опечатывает личной печатью и передает на хранение в денежный ящик.

Полковой аттестационный пакет содержал все аттестационные листы, а также выписки из журналов взысканий и благодарностей всех офицеров с самого начала их службы. Листы и выписки по мере их ежегодного поступления подшивались наподобие тетради на каждого офицера отдельно.

Таким образом, система аттестации в российской императорской армии давала наиболее полную и точную характеристику каждого офицера:

  • учитывалось мнение абсолютно всех офицеров полка;
  • аттестуемому представлялось право дать пояснение по любой из оценок;
  • вердикт командира полка формировался исходя из позиции всего офицерского корпуса;
  • система была беспристрастна, так как ставящие отметки не видели оценок других офицеров, а обсуждать их категорически запрещалось.

В итоге офицеру предоставлялась возможность честно и в полной мере выполнять служебные обязанности, поддерживать доброжелательные отношения с коллегами, не притеснять подчиненных и не заискивать перед начальством. Тех, кто не справлялся, можно было спокойно и без угрызения совести уволить со службы: «Каждый полк имеет право ежегодно удалять из своей среды неподходящих офицеров, аттестуя их определенным (3/4) большинством голосов «нежелательными».

Продвижение по службе каждого зависело не только от позиции командира или от отдельно взятого опроса, но от результатов многолетней деятельности. Ведь искусственно сформировать определенное мнение можно на год-два, но не за весь стаж службы, где присутствовали как взыскания, так и благодарности.

Ознакомиться с послужным списком каждого офицера и составить о нем объективное представление дозволялось в любой момент. Это было особенно важным при назначении на вышестоящую должность, при представлении к очередному званию. А данный процесс тоже был прописан досконально. К примеру, чин штабс-ротмистра (штабс-капитана) можно было заслужить после трех – пяти лет службы поручиком. При этом звание ротмистра (капитана) присваивалось одновременно с получением эскадрона (роты). Подполковниками становились отслужившие семь – девять лет в чинах штабс-ротмистра и ротмистра. Полковниками же – лишь с назначением командиром полка, с трех-семилетним подполковничьим стажем.

Причем комиссии для производства в чины и должности формировали по военным округам или по родам войск как из назначенных, так и из выбранных офицеров и рассматривали все аттестационные листы каждого претендента с самого начала его службы со всеми ежегодными выписками. А само обсуждение проходило анонимно (фамилии на документах заклеивались и обозначались номерами). Если с первого раза кандидат не назначался на должность, он считался «недостаточно подготовленным» и всю процедуру выдвижения проходил через год на равных с младшими товарищами. Не получившие назначение трижды подлежали увольнению с воинской службы.

С помощью такой системы императорской армии удавалось с годами выкристаллизовывать офицерский корпус, оставляя самых профессиональных, надежных, достойных, дорожащих честью полка и офицерским словом. Интересно, что мешает современной Российской армии взять на вооружение аналогичную методику? Тем более что ратная служба вновь стала престижной в обществе. Конкурс в высшие военные учебные заведения год от года растет. Почему бы не отбирать лучших из лучших?

И еще. Не худо было бы аналогичную систему аттестации внедрить и «на гражданке». Чтобы мы не могли усомниться в профессионализме, честности, порядочности и бескорыстности всякого, кто состоит на государственной службе, кому за наши налоги мы доверяем управление муниципалитетом, районом, регионом, отраслью или всей страной.

Павел Лабутин,
почетный гражданин Ленинградской области, депутат Законодательного собрания, генерал-полковник

Опубликовано в выпуске № 13 (776) за 9 апреля 2019 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц