Версия для печати

В-25 «Митчелл» – капризный тихоход

Бомбардировщик из США прощал ошибки, но требовал американского бензина
Гришин Арсений
Коллаж Андрея Седых

Отношение наших летчиков к В-25 «Митчелл», как и ко всей ленд-лизовской технике, было настороженным: машина двухкилевая, шасси с передней стойкой. Вроде «у нас так не принято». Однако после первых же полетов на среднем американском бомбардировщике все сомнения отпадали.

Руление оказалось удобным, взлет-посадка проблем не вызывали, а пилотирование было на редкость комфортным. Притом что в экипаже штатно имелись два пилота, введение новичков в строй проходило без особых проблем.

Первые полеты В-25 совершили в 1940 году, то есть для Второй мировой они считались новейшими и во многом передовыми для своего времени. Все было по последней моде – цельнометаллическая конструкция с несущей обшивкой, мощные моторы R-2600-A58 по 1350 лошадиных сил с винтами-автоматами, система антиобледенения, великолепное навигационное и пилотажное оборудование.

Надо сказать, что выдавая ТЗ на самолет, американские ВВС пребывали в сомнении, что им нужнее – тяжелый штурмовик или средний бомбардировщик. В результате получилась достаточно универсальная машина. Отдельные модификации создавались с усиленным вооружением, работавшим по курсу, другие подразумевали акцент на повышенную бомбовую загрузку. Дополнительный бак в бомболюке обеспечивал время непрерывного нахождения в воздухе порядка 15 часов, а это дальность свыше четырех тысяч километров. Соответственно и использование машин шло в разных направлениях. Они могли утюжить железнодорожные узлы и аэродромы из стрелкового оружия, бомбить удаленные цели, сбрасывать в тыл врага оружие и парашютистов. Потому основным эксплуатантом американских бомбардировщиков «Митчелл» была авиация дальнего действия. Чтобы неспециалистам было понятно, о каком самолете речь: в популярном фильме «Перл-Харбор» именно В-25 взлетают с палубы авианосца «Хорнет» на бомбежку японских городов. Но то был исключительный случай – стать палубниками «Митчеллов» заставила война и то на один раз («Митчелл» из Унашей»).

10-метровый шлейф огня настолько слепил летчика, что первый раз дело едва не закончилось катастрофой

С началом Великой Отечественной и договоренностей по ленд-лизу В-25 оказался в списке вооружений, предложенном президентом Рузвельтом. Поставки в основном шли через Иран, а также по легендарной перегонной трассе АЛСИБ.

В апреле 1942-го первые три В-25 перелетели на подмосковный аэродром Монино, где шло ознакомление с новой техникой наших летчиков и авиаспециалистов настолько детальное, что один самолет был полностью разобран. Наших авиаконструкторов поразила идеальная приспособленность машины для крупносерийного производства, что обеспечивалось разбивкой конструкции на отдельно создаваемые блоки с высокой степенью готовности. Там же, в Монине выявился и странный для американцев дефект: мягкие прорезиненные бензобаки раскисали от советского топлива из-за наличия в нем ароматических углеводородов. Пришлось использовать в дальнейшем только заокеанский бензин.

Как и предполагалось американцами изначально, боевую биографию в СССР В-25 начали как фронтовые бомбардировщики. Но довольно тихоходный и неповоротливый на малых высотах самолет стал достаточно простой мишенью для немецких истребителей и зенитчиков, и во избежание огромных потерь с «Митчеллов» решение тактических задач в прифронтовой полосе сняли, переведя все оставшиеся машины в АДД.

Там-то В-25 и стяжал лавры, став любимой машиной многих летчиков. «Дальники» по достоинству оценили большой радиус действия машины, серьезное защитное вооружение, внушительную бомбовую нагрузку, а главное – отличную управляемость. Будучи сопоставимым с нашим Ил-4, «американец» требовал куда меньших усилий, а значит, не был столь требователен к квалификации, прощая много ошибок.

Главной задачей «Митчеллов» в АДД стали ночные рейды в глубокий тыл – Кенигсберг, Берлин, Данциг, Будапешт. Имея великолепное навигационное оборудование, В-25 зачастую шли в первом эшелоне, раньше других выходя на цель и обозначая ее для других пожарами, возникавшими после бомбометания.

Осенью 1943-го в АДД поступили несколько машин модификации B-25G, оснащенных расположенной в носу 75-мм пушкой. По сути это был тяжелый штурмовик, попавший в дальнюю авиацию по недоразумению. Летчики испытали новое вооружение, и если днем все шло отлично, то ночью 10-метровый шлейф огня, вырывавшийся из ствола, настолько слепил летчика, что первый раз дело едва не закончилось катастрофой: стрельба-то велась с пикирования. Рекомендация была простой – закрывай глаза, пока жмешь гашетку. Она оказалась весьма эффективной, тем не менее после нескольких боевых вылетов пушечные машины из АДД перевели в морскую авиацию, где их использовали главным образом для разведывательных полетов.

Всего в СССР по программе ленд-лиза было отправлено 870 В-25, из которых дошел по назначению 861.

Одним из моментов, добавивших славы В-25, стала, как ни странно, катастрофа. В июле 1945 года бомбардировщик в тумане врезался в культовый нью-йоркский небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг на уровне 80-го этажа.

Опубликовано в выпуске № 16 (779) за 30 апреля 2019 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц