Версия для печати

Вильно советского розлива

Долг Литвы перед Россией неоплатен
Балиев Алексей
За 30 послевоенных лет мощности Клайпедского торгового порта возросли в шесть раз. Фото: news.yandex.ru

Более двух третей совокупного ВВП Литвы приходится на столичный Вильнюсский и приморский Клайпедский районы. Более 80 процентов транзитных доходов республики, составляющих около 40 процентов в госбюджете, дает портовая Клайпеда.

Этими территориями, напомним, наделил Литву Советский Союз в октябре 1939-го и марте 1945-го. Ранее они были под оккупацией Польши и Германии, называясь Вильно и Мемелем. Но в претензиях Литвы к России («Вымираты живут мечтами о компенсациях») эти факты, естественно, сбрасываются со счетов.

В материалах совместной расширенной коллегии Госплана и Госснаба СССР в апреле 1979 года отмечалось: «За 1946–1978 годы количество промышленных предприятий в Клайпеде и примыкающем районе Литвы увеличилось более чем в семь раз. Мощности Клайпедского торгового порта возросли более чем в шесть раз, рыбного порта – в пять раз, жилищный фонд увеличился почти в восемь раз (отметим: ни в Клайпедском, ни в Вильнюсском районе не было хрущоб в отличие от РСФСР, БССР и ряда других союзных республик.А. Б.). Совокупные государственные капиталовложения в развитие этих секторов и отраслей за тот же период по Клайпеде и прилегающему к ней району составили более 2,1 миллиарда рублей (курса 1961 года). В том числе из централизованных советских фондов и внешних заимствований СССР – до 85 процентов».

Благодаря СССР Литва получила не только выход в Балтику, но и доходы в размере не менее 1,6 миллиарда долларов в ценах конца 80-х

Благодаря СССР Литва не только вернула себе выход в Балтику (Мемельский район был в составе республики в 1922–1938 годах, но с конца марта 1939-го «дружественно» захвачен Германией), но и получила доходы с 1946-го по вторую половину 80-х, по независимым оценкам Госплана СССР и Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР (1987–1988), в размере как минимум 1,6 миллиарда долларов в ценах конца 80-х. Средства поступали (в том числе от поставок на экспорт) за счет развития промышленных отраслей, прежде всего судостроительной, электротехнической, приборостроительной, целлюлозно-бумажной, текстильной, рыбной, комбикормовой, а также благодаря растущей перевалке грузов. Причем около трети транзитных доходов страны обеспечивает действующая с 1986-го трансбалтийская переправа Клайпеда – Мукран (Германия), прибыльно работающая и сегодня. Неудивительно, что бывший Мемель остается главным промышленным и транспортным центром республики.

Что касается Вильно и Виленского края, воссоединенного с Литвой в октябре 1939-го и окончательно – в июле 1944-го, экс-министр иностранных дел Литвы (в 1938–1940) Юозас Урбшис (1896–1991) отмечал: «За исключением архитектурного стиля в экономическом и социальном планах трудно было узнать Вильнюс уже к началу 60-х. Благодаря растущим советским вложениям это десятки уже действующих и новых промышленных предприятий, крупное жилищное строительство, первоклассная дорожная сеть, газификация, обилие образовательных, научных, медицинских учреждений. Вильнюс в кратчайший срок стал столицей Литвы во всех отношениях».

По данным литовских источников (2015–2018), валовый региональный продукт Вильнюса дает до четверти ВВП страны, налоговые отчисления – 20–22-процентное наполнение госбюджета.

В Вильнюсском крае зарегистрированы тысячи компаний, четверть всех предприятий страны. К крупнейшим относятся «Вильняус пяргале» (кондитерские изделия), «Вильняус вингис» (электродетали), «Дварченю керамика», «Лелия» (готовая одежда), «Аудеяс» (текстиль), «Вильняус балдай» (мебель), «Григишкес» (бумага и картон), Siccor Biotech (фармацевтическая продукция), «Ферментас» (производство энзимов). Продолжает работать Вильнюсский завод электроизмерительной техники. Подавляющее большинство этих и других предприятий региона, как и всей Литвы, создано в советский период.

Характерная деталь: пассажирское судоходство по реке Нярис в Вильнюсе наладили российские и белорусские специалисты еще в конце 50-х. Причем до 1989 года, когда оно прекратилось, использовались теплоходы «Москвич» и их модификации, выпускавшиеся в Москве и Бобруйске (Белоруссия), а с середины 70-х их строили и в Каунасе. Интересно, что в 2006 году один из сохранившихся теплоходов начал курсировать по тому же маршруту.

Сегодня экономика республики, в том числе жилищное строительство, упала по сравнению с 70–80-ми в разы. Республику душит растущий отток литовцев за мизерными заработками в другие страны ЕС. Но Клайпедский и Вильнюсский районы, повторим, по-прежнему столпы национального хозяйства. И России – инвестору этих территорий – есть кому выставить счет.

Мы уже не говорим о моральном, точнее, историческом долге Литвы за многие тысячи погибших, искалеченных и пропавших без вести советских военных при освобождении от польской и германской оккупации...

Алексей Балиев,
политолог

Опубликовано в выпуске № 17 (780) за 7 мая 2019 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц