Версия для печати

Как китайчата эсминцами стали

Американские бытописатели советского флота ностальгировали и мечтали
Чуприн Константин
Крейсер «Дмитрий Пожарский». Фото: visualrian.ru

В 40–70-х годах в Нью-Йорке выходил альманах «Морские записки», издаваемый Обществом офицеров Российского императорского флота в Америке, которое объединяло моряков-белоэмигрантов. Не скрывая негативного отношения к большевикам, редакция старалась отслеживать развитие ВМФ СССР, чему был посвящен специальный раздел «Новое о советском флоте».

В этом разделе вместе с понятной ревностью порой явственно прослеживались и нотки определенной гордости бывших царских офицеров за флот исторической Родины, бросивший вызов, как когда-то петровский – шведам, военно-морским силам США: ведь такого могучего ВМФ Россия в годы их драматической молодости не имела.

Информацию «Морские записки» черпали из открытых западных источников, повторяя их ошибки и несуразности, порой намного предвосхищая грядущие события. Скажем, альманах выдавал и такое: «Весной 1955 года французский журнал Match впервые сообщил о закладке двух больших авианосцев в Николаеве. Впоследствии эти сведения были подтверждены шведской газетой Aftonbladet, американской Evening Star, журналом U.S. Naval Institute Proceedings и известным морским экспертом, капитаном Кулль, издателем Marinkalender и Sveriges Flotta. Американские военные считают, что постройка этих кораблей началась уже 12–18 месяцев назад. Приблизительные их данные: стандартное водоизмещение – 55 тысяч тонн, машины – турбины в 150 тысяч сил, наибольшая скорость – 35 узлов, длина – 1000 футов. Таким образом, корабли эти весьма близко подходят к американским авианосцам типа Forrestall».

Весной 1955 года французский Match первым сообщил о закладке двух больших авианосцев в Николаеве

Новость, конечно, сногсшибательная, но она обогнала свое время более чем на четверть века: тяжелые авианесущие крейсеры типа «Тбилиси» (проекты 1143.5 и 1143.6) близкого водоизмещения были заложены в Николаеве соответственно в 1982 и 1985 годах. При этом совершенно фантастической она все же не являлась – в СССР в 50-е действительно рассматривался вопрос о строительстве легких авианосцев проекта 85. Производственно-технические возможности реализации такой программы к рубежу 50–60-х годов имелись, но ее на корню зарубил Хрущев, опиравшийся на «сухопутное лобби» в Министерстве обороны.

Еще одно сообщение «Морских записок» просто забавно – об одном из иностранных визитов советских боевых кораблей: «С 22 до 28 июня 1956 года отряд Тихоокеанского флота в составе крейсера «Дмитрий Пожарский» под флагом командующего флотом вице-адмирала Чекурова и эск. мин. «Вдумчивый» и «Вразумительный» гостил в Шанхае. Два родившихся в Шанхае в самый день прихода отряда китайчонка-близнеца получили имена Вдумчивый и Вразумительный, понятно, в китайском переводе».

Что ж, Китай ведь и на самом деле обязан Советскому Союзу своим превращением в нынешнюю сверхдержаву, обладающую мощными военно-морскими силами. Видимо, счастливые родители тех ребятишек уже тогда это хорошо понимали.

Опубликовано в выпуске № 18 (781) за 14 мая 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...