Версия для печати

Случайные связи разведчика Домогарова

Сериал «Зорге» основан на нереальных событиях
Подшивалов Анатолий
На постере – главные действующие лица: Домогаров с золотым значком НСДАП, хорошенькая японка Ханако и жена посла Отта вместе с мужем

Два вечных русских вопроса: кто вы, доктор Зорге, и с кем вы, мастера культуры? Этот российско-украинско-китайский фильм два года держали на полке, видимо, из-за сомнительных исторических качеств, но ухитрились показать перед праздником Победы. Первое впечатление от просмотра сериала «Зорге»: будто вернулся в 90-е, когда на смену коммунистическому пафосу пришла страсть развенчивать все и вся, везде видеть руки «кровавой гэбни», уничтожающей накануне большой войны лучших сынов народа, недалекого тирана Сталина и т. д. Хотя чему удивляться, у наших пропагандистов от киноискусства давно мозги набекрень, раз новоиспеченный канал «Победа», позиционировавший себя прежде всего как документальный, начал деятельность с показа «художественной» халтуры под названием «Танки».

Фильм затянут, изобилует историческими ошибками и нелепостями в деталях, но все же напомнил о великом разведчике, в жизни которого еще далеко не все ясно. Конечно, нельзя подходить к художественному кино с мерками документалистики, режиссер и сценарист имеют право на авторский вымысел, но всему есть мера…

Что мы видим. Зорге (псевдоним Рамзай) на службе в советской разведке с 1929 года, после удачной деятельности в Китае с 1933-го под прикрытием аккредитации от нескольких немецких газет возглавляет Токийскую резидентуру, создав ее заново. Фильм начинается с событий июня 1938-го. В кабинете Сталина обсуждают побег к японцам самого высокопоставленного предателя из госбезопасности в истории СССР – комиссара НКВД 3-го ранга (что соответствовало командиру корпуса, позже – генерал-лейтенанту) Генриха Люшкова. Кроме Сталина, Ворошилова и докладчика – наркома внутренних дел Ежова, присутствует Берия. (По мнению режиссера, в 1938-м это уже был 50-летний полный человек в пенсне. В реальности Берия всего год как назначен в Москву с поста руководителя компартии Закавказья. Он был подтянут, играл в футбол, хотя и заметно полысел, но отнюдь не был тем обрюзгшим старпером в пенсне, которого предъявляют с экрана.) В описываемой сцене он в штатском, непринужденно развалясь в кресле (будучи на тот момент всего лишь замом Ежова и на два ранга ниже по званию), живо интересуется нюансами работы нелегальной разведки. В серии, посвященной событиям на Халхин-Голе, Берия предстает уже в форме генерального комиссара госбезопасности (хотя это звание ему было присвоено лишь 30 января 1941-го), да и на большой золотой звезде в петлицах серпа и молота быть не должно. По какому-то злому умыслу он (видимо, уверен, что Рамзай – предатель, раз отказался приехать в Москву) хочет извести упрямого резидента и для этого подсылает к нему радиста Клаузена (друга Зорге по работе в Китае) с ядом (?!), чтобы отравить и подстроить смерть как катастрофу с мотоциклом, а затем посадить на освобожденное место своего человека. И «кровавая гэбня» шантажирует радиста, арестовав и отправив в лагерь его жену. На самом деле семья Клаузенов проживала в селе Республики немцев Поволжья, была вызвана телеграммой в Москву, где получила предложение вернуться к агентурной работе и отправиться в Токио к их старому знакомому Зорге. А в это время Рамзай гоняет на мотоцикле в советской шевретовой летной куртке (хорошо еще без буденовки), посещает кабаки и чудесным образом успевает спасать свою группу от неприятностей. То, что Зорге умел входить в доверие и нравиться людям, особенно женщинам, активно используя это в разведывательной работе, – факт. Но зачем же представлять его пьяницей и бабником? Жену посла Отта он раньше, в Первую мировую, не встречал, данных о их связи в Токио нет, в кино же у них роман. Самому генералу Отту Зорге был нужен для дипломатической карьеры как человек, мастерски писавший за посла аналитические отчеты, да и чисто дружеские отношения, как ветеранов войны, у них были, это тоже факт. Но Ойген Отт не застрелился, как показано в фильме, узнав, что Зорге – коммунист и советский разведчик, а спокойно собрал чемодан, прихватив все финансы, и исчез в необъятном Китае, а потом, после войны, тихо жил в Германии.

Отт не застрелился, как в фильме, узнав, что Зорге – коммунист и советский разведчик, а собрал чемодан, прихватив все финансы, и исчез в необъятном Китае

Придуманный режиссером Гинзбургом гестаповец Шлезингер, конкурент генерала Отта в борьбе за посольское кресло, красуется в черном мундире от Хуго Босса с золотым нацистским значком. Если прототипом Шлезингера был гестаповец Мейзингер, за свои действия в варшавском гетто в 1939–1941 годах прозванный Варшавским мясником, то он имел право на такой значок, так как был участником «пивного путча», о чем свидетельствует лента медали «В память о 9 ноября 1923 года» на правом кармане мундира (она же ОрденК) – на мундире гестаповца она присутствует. Правда, есть нестыковка – в Токио атташе по вопросам полиции и безопасности Мейзингер служил только с апреля 1941-го и, естественно, не мог претендовать на место посла в 1938-м. А ведь на этом держится одна из сюжетных линий – Шлезингер, узнав, что журналист своими статьями способствовал назначению Отта послом и присвоению ему генеральского звания, начинает в отместку рыть землю и в конце концов узнает, что Зорге – член компартии Германии с 1919-го и агент Коминтерна с 1924-го, но японская контрразведка оказывается на несколько секунд расторопнее.

Что интересно: у главного героя точно такой же золотой значок НСДАП. Видимо, костюмеру невдомек, что им награждали ветеранов партии либо за очень уж выдающиеся заслуги перед ней, а Зорге в 1938-м только четыре года в НСДАП. Это приблизительно как если бы 40-летний нелегал ЦРУ в СССР появился со значком «50 лет в КПСС»: в лучшем случае – психушка. И что касается партийных дел: в фильме Зорге, стоя на эшафоте во внутреннем дворе тюрьмы Сугамо, тихо, как бы конфиденциально просит начальника тюрьмы указать в рапорте о казни, что Зорге умер со словами «Красная армия, Коминтерн, Коммунистическая партия Советского Союза». Видимо, ни актер Домогаров, ни режиссер Гинзбург не знают, что в 1944 году была ВКП(б). На самом деле Рихард Зорге как убежденный коммунист, видя, что в окна смотрят заключенные, громко выкрикнул по-японски: «Секигун (Красная армия)! Кокусай кесанто (Коминтерн)! Собието кесанто (Советская компартия)!». Справедливости ради следует отметить, что это лишь свидетельство одного из узников Сугамо, в официальном протоколе казни таких слов нет, впрочем, чиновники могли и не внести туда «крамолу».

Достижения Зорге-разведчика в фильме показаны убого. Мол, он предупредил, что война начнется в июне, и после того как это произошло, сразу вернул себе расположение Сталина. Но не доверять Зорге были основания и вовсе не оттого, что он не возвратился в Москву в 1937-м. По версии авторов сериала, о репрессиях разведчику рассказал Люшков, в том числе и об аресте и расстреле его шефа Яна Берзина (который вообще-то был расстрелян через два месяца после побега Люшкова). Недоверие к Рамзаю возникло после его работы в Китае. Закономерен вопрос: как удалось так ловко морочить голову ведущим разведкам мира, а потом ускользнуть за два месяца до провала Шанхайской резидентуры – ясно, перевербован (чему нет никаких документальных подтверждений, да и не таков был коммунист и коминтерновец Зорге). Распространенный миф: Зорге отправил шифровку с точной датой нападения Гитлера на СССР. О начале войны в мае-июне высших руководителей СССР предупреждали десятки источников, в том числе непосредственно Берлинская резидентура, добывшая копию плана «Барбаросса», а вовсе не сериальный Зорге, который, пользуясь ключом от сейфа, переданным ему Ойгеном Оттом, фотографирует этот документ (зачем он послу Германии в Токио – очередная загадка сценария). Рамзай был всего лишь одним из многих, предупреждавших о нападении Германии на СССР. Бесспорной заслугой разведчика является то, что Зорге указал на нежелание Японии вступать в войну в 1941-м, поскольку успехи Гитлера в войне против СССР были скромнее, чем ожидалось. Такой поворот событий позволил перебросить часть дивизий под Москву в решающие дни обороны столицы. И самое главное – в фильме не отмечено, что группа Зорге способствовала перенаправлению милитаристских устремлений Японии на юг, в Тихий океан, к противостоянию с США. Получив доступ к документам того времени, американцы обвинили СССР, что Зорге чуть ли не спровоцировал атаку на Перл-Харбор (в это время разведчик уже два месяца был в тюрьме) и начало войны против Соединенных Штатов. Но что касается антиамериканских тенденций внешней политики Японии, это заслуга скорее Хоцуми Одзаки. Он входил в ближний круг премьер-министра, принца Коноэ, и мог влиять на внешнюю политику, будучи убежденным коммунистом, как и сам Зорге. Они были повешены в один день – 7 ноября 1944 года, с честью приняв смерть.

Почему же о Зорге забыли на два десятка лет, а имя его как бы вычеркнули из послевоенной советской истории? Дело, видимо, в том, что Зорге, находясь в тюрьме, выстроил линию защиты себя и своей группы таким образом, чтобы доказать: они не наносили вреда Японии, а лишь хотели предотвратить ее войну с СССР. При этом он признался в том, что является агентом Коминтерна (учитывая, что в годы войны организация уже прекратила существование). Такое частичное сотрудничество со следствием и привело к тому, что Зорге посчитали в СССР предателем. Лишь когда Хрущев, посмотрев фильм «Кто вы, доктор Зорге?», воскликнул: «Да это же настоящий герой!», разведчика тут же реабилитировали, посмертно наградили «Золотой Звездой», напечатали большую статью в «Правде», во всех городах, словно по мановению волшебной палочки, появились улицы Зорге, его имя было присвоено танкеру, выпущены открытки и почтовые марки, в серии ЖЗЛ вышла книга о разведчике.

В анонсах фильма объявлялось, что режиссер и исполнитель главной роли актер Домогаров основательно изучили биографию Зорге и документальные источники, включая дневник (вообще-то действующие разведчики дневников не ведут), а сериал из 12 серий подразумевал очень подробное освещение событий. Вместо этого мы видим довольно нудное повествование, рассчитанное на пенсионеров и домохозяек. А ведь можно было снять динамичный детектив с романтической линией, вовсе не прибегая к выдуманным персонажам вроде мифической сестры милосердия из военной молодости Зорге, которую он потом узнал в жене посла. Можно было опереться только на историю Ханако, бескорыстно и беззаветно любившей Зорге, узнавшей о его смерти только через пять лет и искавшей потом его кости среди невостребованных останков. За неимением средств она не могла похоронить его по-европейски и поэтому несколько лет хранила урну с прахом разведчика дома, пока набрала денег, чтобы купить участок на кладбище, где потом и была погребена рядом с Рихардом. Из золотых коронок, оставшихся на черепе, она сделала себе обручальное кольцо, с которым ее и кремировали. А золотые запонки, что ей дал Зорге, чтобы предъявить в советском посольстве и сказать, что она жена Рамзая, так и не пригодились – ее просто выставили из посольства, куда она обратилась за помощью, заболев туберкулезом. И вовсе она не передавала никакого компромата японскому контразведчику Осаки из-за ревности. Во-первых, она не ревновала Зорге, зная о его любовных связях, принимая его таким, каким он был, во-вторых, Ханако была слишком предана Рихарду, даже догадываясь о его нелегальной деятельности. Вот где бы развернуться деятелям кино – нет, не получилось великого фильма о большой любви.

Многое стоило бы сказать о ближайших японских соратниках Зорге – Хоцуми Одзаки и художнике Етоку Мияги, которые сделали для успешной работы Токийской резидентуры максимум возможного, но сценарист и режиссер не обратили на это внимания, придумав какого-то ниндзя, сделав его правой рукой и личным телохранителем резидента. Зато известный японский режиссер Масахиро Синода снял с большой симпатией к Зорге и его друзьям фильм «Шпион Зорге» – «Spy Sorge» (в английском языке слово «шпион» не имеет негативно-уничижительной окраски, как в русском, где есть наши разведчики и вражеские шпионы). Там очень хорошо показан японский колорит, подробно рассмотрена жизнь Одзаки (я бы сказал, что скорее он главный герой японского фильма). Кстати, о провале группы в фильме режиссера Гинзбурга тоже много фантастического, начиная с первой серии. Несмотря на то, что Зорге ведет себя крайне неосмотрительно, никаких претензий со стороны японской контрразведки к нему и его ближайшим соратникам не было вплоть до 1941-го. В сериале мифический хитроумный японский контрразведчик майор Осаки уже с 1938 года ведет Зорге и собирает на него компромат, в конце концов заставляя Ханако открыть сейф и стащить для него шифровки советского резидента. В действительности активизация группы Зорге с целью переключить устремления милитаристской Японии в Тихий океан и Юго-Восточную Азию сыграла злую шутку. Под подозрение попал художник Мияги, долгое время живший в США, и, проследив его связи, контрразведка обнаружила всю сеть. Против группы сработало и то, что активизация радиосвязи с Центром в 1941 году позволила японцам запеленговать рацию Клаузена. Остальное было делом техники – обошлось без мифических хитроумных майоров. Клаузены получили сравнительно мягкие приговоры – Анна была освобождена через три года, а Макс Клаузен избежал смертной казни в числе ближайших помощников Зорге, получив пожизненное заключение, не умер от голода в тюрьме, как Бранко Вукелич, а дожил до освобождения, после лечения в СССР переехал с женой в ГДР, где они были почетными пенсионерами. В числе прочих Клаузены были награждены советскими орденами, только не посмертно, как Одзаки, Мияги и Вукелич. Есть данные (воспоминания жены Вукелича, со слов его адвоката), что Клаузен уже на первом допросе сдал шифры, благодаря чему контрразведка прочитала все донесения группы Рамзая. Так что, если кто и запугал радиста, вынудив его к сотрудничеству, то это не НКВД, а японская контрразведка. Впрочем, не нам судить тех, кто прошел ее застенки. Это не цивилизованные европейские тюрьмы, японцы знали, как выбивать показания. Тем более что провалу группы, возможно, способствовала неосмотрительность связников – сотрудников ГРУ под дипломатическим прикрытием. Дошло до того, что они, не соблюдая конспирации, а ведь каждого дипломата вела японская контрразведка, приходили прямо в радиомастерскую-магазин Клаузенов. И как позже вспоминала Анна Клаузен, в них за версту было видно русских по непричесанной голове, мешковатым брюкам с пузырями на коленях и английскому языку со специфическим русским акцентом.

Конечно, тому Зорге, что в фильме, трудно было бы доказывать, что он никому вреда не причинял и никого не убивал, так как введенный сценаристом мифический террорист-ниндзя в кепке буквально устилает дорогу группы трупами, устраняя всех подряд. В том числе выбрасывает из окна предателя Люшкова, хотя последний пережил Зорге и был застрелен японским офицером (по его словам) в августе 1945-го. Но трупа перебежчика никто не видел, зато есть свидетельства о том, что его, живого и здорового, потом встречали в Шанхае и Сингапуре.

От нелепостей сценария смешно. Оттого, что опус выдается за историческое исследование, становится печально. Но все же, пусть простят меня историки, с кинематографической точки зрения есть и несомненные плюсы. Прежде всего это игра японских актеров, особенно Шион Накамару (Ханако) и Осаму Ямамото (майор Осаки). Впрочем, и печальный Домогаров достоверно смотрится в роли задерганного и уставшего Зорге конца 30-х. Неплохо передан антураж Токио со старыми трамваями, тетушками в кимоно и патриотически настроенной публикой с флажками (пусть и снято все в Шанхае). А что касается исторической правды: может быть, какой-нибудь пытливый юноша, увидев фильм, захочет больше узнать о выдающемся разведчике и обратится к литературе. В таком случае можно порекомендовать ему книги япониста, атташе по культуре посольства РФ в Токио, к. и. н. Андрея Фесюна, а также лауреата премий МО и ФСБ, историка спецслужб Александра Куланова, факты из которых в том числе и использовал автор этой заметки.

Опубликовано в выпуске № 18 (781) за 14 мая 2019 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя ifikl
ifikl
14 мая 2019
Увы, есть еще одна версия жизни и смерти Р. Зорге, озвученная Н. Долгополовым, со ссылкой на неназванного ветерана внешней разведки. По этой версии, Зорге работал не только на СССР, но и на США. За что и был казнен. Кроме того, настоящими резидентами советской разведки были Ойген Отт и Вальтер Стеннес, что подтверждается их благополучной жизнью после Второй мировой войны. А Зорге был лишь удобным прикрытием для Отта. Вот такая история...
Аватар пользователя ifikl
ifikl
14 мая 2019
Увы, есть еще одна версия жизни и смерти Р. Зорге, озвученная Н. Долгополовым, со ссылкой на неназванного ветерана внешней разведки. По этой версии, Зорге работал не только на СССР, но и на США. За что и был казнен. Кроме того, настоящими резидентами советской разведки были Ойген Отт и Вальтер Стеннес, что подтверждается их благополучной жизнью после Второй мировой войны. А Зорге был лишь удобным прикрытием для Отта. Вот такая история...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...