Версия для печати

Герой Плевны и Севастополя

Кубалов Святослав
20 мая исполняется 190 лет со дня рождения знаменитого русского военного инженера, героя обороны Севастополя Эдуарда Ивановича Тотлебена. Его личность занимает особое место в русской военной истории второй половины XIX в. Его талант особенно широко раскрылся в Крымской (Восточной) (1853-1856 гг.) и Русско-турецкой (1877-1878 гг.) войнах, вписав в историю военного искусства яркие страницы.


ИНЖЕНЕРНЫЙ ТАЛАНТ ТОТЛЕБЕНА ПРОЯВИЛСЯ В ХОДЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ


20 мая исполняется 190 лет со дня рождения знаменитого русского военного инженера, героя обороны Севастополя Эдуарда Ивановича Тотлебена. Его личность занимает особое место в русской военной истории второй половины XIX в. Его талант особенно широко раскрылся в Крымской (Восточной) (1853-1856 гг.) и Русско-турецкой (1877-1878 гг.) войнах, вписав в историю военного искусства яркие страницы.
{{direct_hor}}

Э.И. Тотлебен
Фото с сайта kri.dn.farlep.net
В 1836 г. после окончания Петербургского инженерного училища Эдуард Тотлебен был зачислен в полевые инженер-прапорщики на действительную службу в Рижскую инженерную команду, где он получил первую серьезную инженерную практику. Однако, стремясь к повышению уровня своих знаний, в 1839 г. перевелся в гренадерский саперный батальон около крепости Динабург. Здесь впервые представилась возможность на практике использовать свои познания в минно-взрывном деле. С 1840 г. служил поручиком в учебном саперном батальоне около Петербурга. Ему довелось принимать активное участие в разработке предложенной генерал-адъютантом К.А. Шильдером трубной контрминной системы для борьбы с подземными минными галереями противника. В 1844 г. уже в Киеве Тотлебен участвовал в практических опытах по применению трубной системы. Опыты показали, что она является эффективным средством преодоления крепостной обороны противника. За свои исследования Тотлебен был удостоен первых наград - ордена Св. Станислава III степени (1842 г.) и ордена Анны III степени (1847 г.).

В 1848 г. Тотлебен был отправлен для продолжения службы на Кавказ. Здесь его знания и опыт нашли широкое применение. Он вплотную занимался инженерным обеспечением боевых действий отрядов генерала Аргутинского-Долгорукого при осаде и взятии крепостей Сальта, Гергебиль, Ахта, Мискенджи и др.

В 1850 г. Тотлебен возвратился с Кавказа в чине капитана, был удостоен золотой сабли "За храбрость" и награжден орденом Св. Владимира IV степени с бантом. Дальнейшую службу он продолжил у генерала Шильдера, ставшего начальником инженеров армии в Варшаве. Однако уже через год перешел в гвардейские инженеры и переехал в Петербург, где стал начальником инженеров Гвардейского и Гренадерского корпусов.

Инженерный талант Тотлебена в полной мере проявился в ходе Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. В январе 1854 г. уже в чине подполковника он прибыл в расположение Дунайской армии. Здесь вновь поступил в распоряжение генерала Шильдера, оказывая ему деятельную поддержку в инженерном обеспечении переправы русских войск под командованием князя М.Д. Горчакова через Дунай. В период занятия придунайских княжеств Тотлебен под огнем противника предпринял ряд блестящих рекогносцировок, в частности укреплений крепости Калафат.

В ходе осады мощной турецкой крепости Силистрия подполковник Тотлебен возглавил проведение всех осадных работ (после ранения Шильдера). 20 мая 1854 г. были отрыты первые подступы против передовых укреплений Силистрии Араб-Табия и Плаш-Табия. Действия русских войск под этими укреплениями увенчались успехом и привели к тому, что 19 июня был взорван весь передний фронт укреплений. Успех осады был близок, однако прибывший адъютант от фельдмаршала князя Варшавского доставил приказ снять осаду и отступить на левый берег Дуная.

В августе 1854 г. в связи с осложнившимся положением в Севастополе князь Горчаков направил Тотлебена в помощь Крымской армии князя А.С. Меншикова.

При осмотре сухопутной стороны укреплений Тотлебен увидел, что они едва обозначали направление оборонительной линии, которая должна была прикрывать Севастополь.

Тотлебен сразу приступил к составлению предложений относительно способа укрепления Севастополя. Реальная опасность со стороны противника вынуждала к ускоренному проведению работ. В его распоряжении находились все инженерные и саперные части гарнизона. В короткие сроки оборонительная линия крепости была значительно расширена и включала в себя много новых фортов и бастионов. В сентябре 1854 г. Тотлебен был награжден орденом Св. Георгия IV степени и произведен в чин инженер-полковника.

13 сентября 1854 г. англо-франко-турецкие войска высадились у Евпатории и начали продвижение к Севастополю. Меншиков принял решение попытаться остановить численно превосходящего противника и 20 сентября занял позицию на реке Альма. Однако, понеся большие потери, он отошел к Бахчисараю с целью создать угрозу противнику с фланга. Неудачные действия сухопутных сил и усиливавшаяся угроза Севастополю вынудили Меншикова принять решение о затоплении русских кораблей в Севастопольской бухте, чтобы предотвратить туда доступ флоту противника.

Англо-франко-турецкие корабли, подступившие к Севастополю, отказались от открытой атаки крепости и перешли к ее осаде. 25 сентября Севастополь перешел на осадное положение.

17 октября началась первая массированная бомбардировка Севастополя, успешно отраженная его защитниками. Это была серьезная проверка деятельности Тотлебена. Особое внимание следовало обратить на Малахов курган - господствующую высоту на юго-восточной стороне города. Здесь устанавливались батареи, обеспечивавшие перекрестный огонь, укреплялись подступы к высотам, активно велась подземная контрминная борьба. Определенным новшеством в фортификации стало применение Тотлебеном разветвленной системы ложементов (окоп, из которого начиналась прокладка минной галереи), редутов, тщательно приспособленных к местности. Они обеспечивали усиление ружейного огня и затрудняли противнику проведение осадных работ.

День и ночь свозились орудия и снаряды с кораблей, несколько тысяч человек были постоянно заняты земляными работами. Тотлебен принимал непосредственное участие в размещении войск на оборонительной линии, расстановке аванпостов. В марте 1855 г. Тотлебен был произведен в чин генерал-майора, а в конце апреля, после отражения второго штурма Севастополя, его имя было занесено на мраморную доску Инженерного училища в Санкт-Петербурге.

Тотлебен по повелению императора был командирован в г. Николаев для организации работ по улучшению его обороноспособности. На всем прибрежном черноморском пространстве после Севастополя Николаев был самым важным стратегическим пунктом, значение которого теперь возросло. Составленный Тотлебеном проект усиления обороны города был принят. Уже к началу ноября были значительно усилены артиллерией все береговые батареи, а доступы к ним защищены минами. Вслед за этим приступили к оборудованию сухопутных укреплений. По возвращении в Петербург в декабре 1855 г. Тотлебен руководил строительством укреплений Кронштадта.

Осенью 1856 г. Тотлебен отправился за границу, где подробно ознакомился с организацией инженерного дела в Германии, Голландии, Франции (где встречался с Наполеоном III). В 1858 г. после возвращения в Петербург Тотлебен был назначен директором инженерного департамента Военного министерства. Он начал активную работу по реорганизации инженерного дела с учетом влияния нарезного оружия и новых способов ведения войны.

В 1863 г. Тотлебен был назначен товарищем Его Императорского Высочества генерал-инспектором по инженерной части. К этому времени инженерные академии и училища поступили непосредственно в ведение генерал-инспектора. Были утверждены правила, по которым офицеры могли поступать в Военную академию не иначе, как прослужив 2 года в войсках. Тотлебен принимал личное участие в составлении учебных программ по всем главным предметам. Он настоял на комплектовании офицерского состава саперных батальонов исключительно воспитанниками Инженерного училища.

В августе 1864 г. по повелению императора Александра II Тотлебен был отправлен в Бельгию и Англию для ознакомления с инженерным делом и осмотра крепостных укреплений. Его авторитет как военного инженера в мире был достаточно высок. В Англии он получил аудиенцию в Виндзорском замке у королевы Виктории, встречался с лордом Пальмерстоном, главнокомандующим английской армией герцогом Кембриджским и др.

По возвращении в Россию Тотлебен был назначен председателем артиллерийско-инженерной комиссии, в задачу которой входило перевооружение крепостей нарезными орудиями, создание новых крепостей и переоснащение старых, улучшение организации инженерных частей. К середине 60-х гг. на каждую 1000 орудий приходилось лишь 96 нарезных. По мнению Тотлебена, в России должно было быть не менее 3600 сухопутных и морских крепостей. Он разработал проект перевооружения 7 наиболее важных, по его мнению, сухопутных крепостей: Новогеоргиевской, Александровской цитадели, Ивангорода, Брест-Литовска, Динабурга, Киева, Бендер и 6 приморских крепостей - Кронштадта, Выборга, Свеаборга, Динаминде, Николаева, Керчи.

В 1871 г. все действующие и резервные саперные батальоны и понтонные полубатальоны были полностью снабжены шанцевым инструментом; 6 понтонных полубатальонов получили железные понтоны; были сформированы 6 военно-походных телеграфных парков, оснащенных всеми необходимыми принадлежностями.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. принесла новую славу Тотлебену. Начавшаяся удачно война стала постепенно затягиваться. Камнем преткновения стала осада Плевны. Три кровопролитных штурма, несмотря на отчаянные натиски русских войск, окончились неудачей. Тем не менее военное руководство приняло решение о продолжении осады. Для руководства осадой из Петербурга в Дунайскую армию был вызван Тотлебен.

Он выступил против нового штурма и начал подготовку к осадным работам. Под его руководством были организованы шесть участков (дистанций) линейного обложения Плевны, созданы пояса укреплений, дороги для маневра, улучшена система снабжения осадных войск, отрыты окопы, землянки, проложены линии телеграфа. Умело расставленная артиллерия вела массированный огонь по крепости. Кольцо блокады стиснуло турецкий гарнизон, в городе начались болезни, голод. В ночь на 9 декабря турки предприняли попытку прорваться, но, потеряв 6 тыс. убитыми, отступили и вскоре капитулировали. Были взяты в плен 43 тыс. человек во главе с Осман-пашой.

После взятия Плевны Тотлебен командовал Рущукским отрядом, а затем всей действующей армией. На завершающей стадии войны он вел дипломатические переговоры по подписанию мира, затем организовывал возвращение войск в Россию, эвакуацию раненых и больных. За заслуги в войне Тотлебен был награжден орденами Св. Георгия II степени и Св. Андрея Первозванного, а по случаю 25-летия со дня первой бомбардировки Севастополя 17 октября 1879 г. возведен в графское достоинство. С 1879 г. - член Государственного совета, временно занимал пост генерал-губернатора Одессы и командующего войсками Одесского военного округа, а с 1880 г. - Виленский, Ковенский, Гродненский генерал-губернатор и командующий войсками Виленского военного округа.

Осенью 1882 г. Тотлебен выехал за границу для лечения, но недомогание его усиливалось. 1 июля 1884 г. он скончался в местечке Зоден близ Франкфурта-на-Майне. Был похоронен в Риге, но через несколько месяцев с согласия семьи его прах был перевезен в Севастополь и захоронен на Братском кладбище, рядом с могилами других героев Крымской войны.

Святослав КУБАЛОВ

Опубликовано в выпуске № 19 (235) за 14 мая 2008 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц