Версия для печати

Экраноплан высокого разрешения

По сибирским рекам можно будет летать
Гришин Арсений

В ЦАГИ разрабатывается уникальное транспортное средство – гибрид судна на воздушной подушке, балонетного гидросамолета и экраноплана. Идея, бесспорно, здравая: такое судно в состоянии обеспечить круглогодичное движение по магистральным рекам, коих в удаленных регионах страны больше, чем приличных дорог.

В дело пойдут и все поселковые, районные взлетно-посадочные полосы, как грунтовые, так и асфальтовые или бетонные, благо подавляющее число местного населения живет вдоль рек.

Как говорят разработчики, работа над новым проектом началась с аналитики: какой из типов амфибийных аппаратов наиболее пригоден для заданных условий круглогодичной эксплуатации. Выбор пал на экраноплан с шасси на воздушной подушке. Планируется создание целой линейки таких судов разной вместимости, на 20, 50 и 100 пассажиров, а также двухместного учебно-тренировочного прототипа. Возможно, что двухместная машина даст начало разработке индивидуального экранотранспорта, на который наверняка будет спрос. Однако разработчики вслух об этом не говорят.

Фишка конструкции – шасси из двух расположенных вдоль фюзеляжа надувных баллонов, носового фартука и кормового отклоняемого щитка

Фишка предлагаемой конструкции – шасси, состоящее из двух расположенных вдоль фюзеляжа надувных баллонов, носового ограждения в виде фартука и кормового отклоняемого щитка. То есть в таком виде аппарат может спокойно передвигаться в режиме СВП, управляясь воздушными рулями, причем как по воде, так и по ровной твердой поверхности. Крыло малого удлинения с поплавками на концах консолей, имеющими гидродинамические обводы, обеспечит остойчивость при взлете и посадке.

Пока планируется два цикла экспериментальных исследований: в аэродинамической трубе и опытовом бассейне, для получения соответственно аэродинамических и гидродинамических характеристик модели летательного аппарата на режимах взлета–посадки и движения вблизи экрана. Испытания будут проводиться как с действующей нагнетательной установкой, так и без нее, а также с работающими и не работающими движителями.

По данным ЦАГИ, основной вариант воздушного судна рассчитывается на 20 пассажиров. Его длина составит около 20 метров, размах крыла 11 метров, вес 10 тонн. Для комфортного размещения пассажиров или лежачих мест в санитарном варианте оптимальной сочтена прямоугольная форма сечения фюзеляжа. Скорость экраноплана в интересах безопасности не будет превышать 200 км/ч.

Проблема транспортного сообщения в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке обсуждается с тех пор, как она возникла, то есть с развала Союза. И в лучшие времена СССР сообщение было то еще, но оно все-таки было – старались и малая авиация, и речной флот, кое-где регулярно курсировали даже гусеничные вездеходы. С той поры имеем только красивые истории о том, как там будет шоколадно, когда создадут очередной чудо-самолет или цепеллин широкого применения. Очень хочется верить, что проект, о котором речь, не пополнит «Сборник сибирских сказок XXI века», а станет реальностью. Все предпосылки есть.

Арсений Гришин

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
09 июня 2019
Арсений правильно ставит вопрос и будирует общественное мнение новейшими разработками! При этом не упоминается Ростислав Алексеев и его деятельность в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (ныне ФГУП "Крыловский государственный научный центр"), где отрабатывались возможные модели экранопланов на строго научной основе десятилетиями. Так как указанный научный центр имел имеет соответствующее испытательное оборудование, специализированные аэродинамические трубы и экспериментальные бассейны на мировом уровне научного обеспечения. Дилетантизм в данном научном направлении неуместен. Естественно научные кадры и опыт,включая специалистов по эргономике и инженерной психологии корабля в целом. Прорыв в компьютерном обеспечении,применении суперкомпьютеров позволит решить тупиковые проблемы в конструкции экраноплана. Известно,что при создании экранопланов погибло 86 человек. Поэтому безопасность управления экранопланом краеугольный камень его эксплуатации! Финансирование и строгий математико-компьютеризированный расчет в системе использования виртуального прототипа при проектировании. Естественно этому противодействует Объединенный Запад в лице государственных политиков и их санкций! Дело за президентом Путиным В.В. , который стремиться обеспечить научный рывок для всего государства и судостроения в частности.
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
10 июня 2019
ЦАГИ — это сильные теоретики, способные рассчитать, например, оптимальную форму крыла, а потом и испытать макет. Но, разработать реальную конструкцию крыла — это не их область деятельности. Мне доводилось видеть замечательную испытательную базу в ЦАГИ, но, реального, пусть и опытного, но, именно реального производства, способного построить воздушное судно в ЦАГИ нет. Поэтому, действительно, может пополнить «Сборник сибирских сказок XXI века».
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
10 июня 2019
«благо подавляющее число местного населения живет вдоль рек» (с) — только это население большей частью не обладает платёжеспособностью для покупки билетов на замечательное транспортное средство. Можно оказать действенную поддержку ЦАГИ, привлечь промышленный бизнес (у нас ведь всё делается ради бизнеса, а не ради людей), но (!!!) без крупного субсидирования перевозок, проект, действительно, может пополнить «Сборник сибирских сказок XXI века».
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
09 июня 2019
Арсений правильно ставит вопрос и будирует общественное мнение новейшими разработками! При этом не упоминается Ростислав Алексеев и его деятельность в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (ныне ФГУП "Крыловский государственный научный центр"), где отрабатывались возможные модели экранопланов на строго научной основе десятилетиями. Так как указанный научный центр имел имеет соответствующее испытательное оборудование, специализированные аэродинамические трубы и экспериментальные бассейны на мировом уровне научного обеспечения. Дилетантизм в данном научном направлении неуместен. Естественно научные кадры и опыт,включая специалистов по эргономике и инженерной психологии корабля в целом. Прорыв в компьютерном обеспечении,применении суперкомпьютеров позволит решить тупиковые проблемы в конструкции экраноплана. Известно,что при создании экранопланов погибло 86 человек. Поэтому безопасность управления экранопланом краеугольный камень его эксплуатации! Финансирование и строгий математико-компьютеризированный расчет в системе использования виртуального прототипа при проектировании. Естественно этому противодействует Объединенный Запад в лице государственных политиков и их санкций! Дело за президентом Путиным В.В. , который стремиться обеспечить научный рывок для всего государства и судостроения в частности.
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
10 июня 2019
ЦАГИ — это сильные теоретики, способные рассчитать, например, оптимальную форму крыла, а потом и испытать макет. Но, разработать реальную конструкцию крыла — это не их область деятельности. Мне доводилось видеть замечательную испытательную базу в ЦАГИ, но, реального, пусть и опытного, но, именно реального производства, способного построить воздушное судно в ЦАГИ нет. Поэтому, действительно, может пополнить «Сборник сибирских сказок XXI века».
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
10 июня 2019
«благо подавляющее число местного населения живет вдоль рек» (с) — только это население большей частью не обладает платёжеспособностью для покупки билетов на замечательное транспортное средство. Можно оказать действенную поддержку ЦАГИ, привлечь промышленный бизнес (у нас ведь всё делается ради бизнеса, а не ради людей), но (!!!) без крупного субсидирования перевозок, проект, действительно, может пополнить «Сборник сибирских сказок XXI века».

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...