Версия для печати

Экраноплан Сикорского

Поставить на крыло первый в мире гидросамолет помешала паника на борту
Кулинченко Вадим

Сто пять лет назад, 27 мая 1914 года поплавковый «Илья Муромец» впервые оторвался от воды, управляемый его создателем Игорем Сикорским и лейтенантом Георгием Лавровым, морским летчиком, другом конструктора по кадетскому корпусу. Так в Либаве, военно-морской базе Балтийского флота, начались испытания тяжелого гидросамолета.

«Илья Муромец» – общее название нескольких серий четырехмоторных тяжелых бипланов, строившихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914–1919 годов. На этих самолетах был установлен ряд рекордов, они принимали участие в Первой мировой. «Руссо-Балт» поставил в армию 60 штук, 23 декабря 1914-го из них была создана эскадра бомбардировщиков или ЭВК (эскадра воздушных кораблей) – первое в мире соединение бомбардировочной авиации. Разработчиком самолетов был Сикорский.

Самолет планировали вооружить специально разработанной торпедной установкой

Еще до начала войны проектировались варианты и боевых, и гражданских самолетов «Илья Муромец». Предполагалось приспособить машину для универсального использования, например как гидроплан. Для этой цели взяли «Илью Муромца», произведенного вторым под номером С-10. Навесили более мощные моторы – два «Аргуса» по 115 лошадиных сил и два «Сальмсона» по 200 лошадиных сил, а самолет поставили на поплавки. Испытания в Либаве оказались успешными. В дальнейшем планировали вооружить самолет специально разработанной торпедной установкой. Так что «Илья Муромец» стал прообразом морского торпедоносца.

Но карьера первого и единственного флотского гиганта оказалась очень короткой. 16 июля гидросамолет, которым командовал лейтенант Лавров, летел из Либавы к месту постоянного базирования – на остров Эзель. Немного недотянул, из-за неисправности вынужденно совершил посадку в бухте Карал. Была выслана помощь. Последняя запись о гидросамолете датируется 21 июля. Цитирую вахтенный журнал 2-й морской станции в Кильконде: «Аппарат «Илья Муромец» под командою лейтенанта Лаврова, руля по воде из бухты Карал, испугавшись неприятеля, так как уйти за неисправностью моторов не мог, открыли баки с бензином, подожгли, а поплавки изрубили. Люди вернулись на рыбацкой шлюпке. К сожалению, корабли оказались своими».

Через неделю началась Первая мировая, но как бы там ни было, самолет потеряли в результате неразберихи и паники. Его печальная участь – основная причина того, что доделка проекта прекратилась. К тому же с началом войны все силы были брошены на строительство сухопутных бомбардировщиков «Илья Муромец». А в 1918-м Сикорский покинул Россию и в эмиграции весь свой талант авиаконструктора отдал США. Лейтенант Лавров трагически погиб со своим экипажем 25 мая 1917 года в авиакатастрофе, произошедшей в результате преднамеренного саботажа солдат ЭВК. Такие были времена.

Но идея тяжелого гидросамолета не погибла. Ее воплотили в жизнь уже советские конструкторы в проектах экранопланов.

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке

Опубликовано в выпуске № 20 (783) за 28 мая 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...