Версия для печати

"Так!" для нового "Дерибана"

Потапов Михаил
Не зря "оранжевая" украинская коалиция боролась за получение реальных рычагов власти в стране. Не зря президент Виктор Ющенко (не без участия главы его секретариата господина Балоги и КО) поменял относительно принципиального министра обороны Анатолия Гриценко на покладистого и исполнительного Юрия Еханурова. Причем в спешке были забыты элементарные приличия, и практически в открытую 24 декабря при представлении нового министра обороны было объявлено о начале нового бизнес-проекта в исполнении демократических сил и самых "честных" правительства и президента.


ПЛАНЫ ЮЩЕНКО МОГУТ НАНЕСТИ УЩЕРБ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Не зря "оранжевая" украинская коалиция боролась за получение реальных рычагов власти в стране. Не зря президент Виктор Ющенко (не без участия главы его секретариата господина Балоги и КО) поменял относительно принципиального министра обороны Анатолия Гриценко на покладистого и исполнительного Юрия Еханурова. Причем в спешке были забыты элементарные приличия, и практически в открытую 24 декабря при представлении нового министра обороны было объявлено о начале нового бизнес-проекта в исполнении демократических сил и самых "честных" правительства и президента.
{{direct_hor}}
В тот же день, представляя нового министра, Виктор Ющенко потребовал от военного ведомства определиться с предприятиями и прочими структурами, которые ему "не нужны".

АРГУМЕНТЫ ПРЕЗИДЕНТА

"Я требую от Министерства обороны тщательно и как можно быстрее пересмотреть существующую структуру и инфраструктуру, которая используется на цели Вооруженных Сил Украины. Прошу провести инвентаризацию и определить, что нужно министерству для реализации его задания, а то, что не нужно, отдать тем ведомствам, которые найдут этому имуществу применение", - сказал Ющенко. - Я ожидаю от Министерства обороны на протяжении двух месяцев, что будет представлен перечень активов, которые Министерство обороны предлагает через Фонд государственного имущества передать или в национальную экономику, систему других министерств и ведомств, или включить в план объектов приватизации".

По словам президента, около трети оборонного бюджета из-за такой ситуации используется неэффективно, эти средства формально проходят через оборонное ведомство, но не имеют никакого отношения к повышению боеспособности украинской армии. В. Ющенко заметил, что сегодня на балансе Минобороны находятся сотни предприятий и учреждений, которые не способствуют повышению боевой подготовки и улучшению социального статуса военнослужащих. Он выразил убеждение, что армия должна более рационально относиться к активам - начиная от земли и государственных предприятий, которые на 60% загружены, при этом 90% этого объема выполняется для других заказчиков.

Для сглаживания ситуации президент отметил, что он не будет поддерживать инициатив, по которым имущество Минобороны бесплатно будет передаваться другим ведомствам. "Ни один актив не должен исчезнуть из баланса", - предупредил президент, отметив, что все имущество министерства принадлежит государству. В. Ющенко призвал завершить "проблемные отношения" между "Укрспецэкспортом" и оборонным ведомством. "Укрспецэкспорт" - одна из немногих структур государства, которая занимается реализацией военного имущества. "Министерство обороны этим ведомством не будет", - заверил глава государства и отметил, что "Укрспецэкспорт" может нормально работать только при условии, когда Минобороны своевременно предлагает те виды вооружения и боеприпасов, которые сегодня можно реализовать на рынке военного вооружения. Заметим, что "Укрспецэкспорт" возглавляет Сергей Бондарчук, также ставленник президента, преданный ему лично.

НАСЛЕДСТВО

Украина при распаде Советского Союза получила значительный сегмент его оборонно-промышленного комплекса. Достаточно упомянуть, что в данной сфере было занято свыше двух с половиной миллионов человек, т.е. фактически каждый десятый взрослый трудоспособный гражданин страны. Что-то из этого наследства "умерло" сразу. Чему-то это сделать "помогли" другие, начиная от нового украинского бизнеса и заканчивая "вражескими" спецслужбами и зарубежными конкурентами, не желавшими уступать позиции в прибыльном оружейном бизнесе. Но часть структур ОПК ценой неимоверных усилий выжила и сейчас даже умудряется оставаться прибыльными предприятиями, имеющими зарубежные контракты и перспективы будущего на рынке.

На сегодняшний день на Украине военную и специальную технику производят около 1,5 тыс. предприятий. Итоги 2007 г. еще подводить трудно, но 2006 г. дал пищу для размышлений. Во всяком случае, согласно материалам из открытых источников в прошлом году украинские спецэкспортеры увеличили экспорт вооружения и военной техники примерно на 15%, достигнув уровня 700 млн. долл., не считая выполненных заказов от силовых ведомств страны.

Посмотреть рисунокУкраина при распаде Советского Союза получила значительный сегмент его оборонно-промышленного комплекса.
Фотоархив "ВПК"

Большинство из того, что осталось в госсобственности, сейчас распределено в основном между тремя ведомствами: Минпромполитики, Национальным космическим агентством и Минобороны.

Приход к власти в министерстве команды Анатолия Гриценко привел к пересмотру целесообразности упомянутого президентом количества предприятий в составе ведомства. Было заявлено, что профильные и перспективные предприятия останутся в военном ведомстве и после 2010 года. По словам Анатолия Гриценко, до конца 2007 г. из более чем двухсот предприятий в составе Минобороны планировалось оставить около 140. А до 2010 года - не более 40 предприятий.

Т.е. Анатолием Гриценко безо всяких напоминаний со стороны президента был уже давно избран путь, озвученный Виктором Ющенко только 24 декабря. Собственно говоря, никто не делает бывшего министра обороны "белым и пушистым". Ему также можно задать ряд нелицеприятных вопросов по существу. Но главная особенность его деятельности в данной сфере видится вполне рациональной: постепенное избавление военного министерства от "балласта" действительно лишних госпредприятий и оставление в его управлении самых необходимых.

Помимо прочего, для военного ведомства эти предприятия были возможностью наполнять спецфонд своего бюджета, так как армия была вынуждена частично зарабатывать деньги сама. Также подчиненные предприятия в ходе реализации экспортных контрактов позволяли наработать технологии и технические решения для модернизации вооружения и военной техники собственной армии. Что также позволяло экономить определенные суммы.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ НЕВТЕРПЕЖ

Грядущие президентские выборы на Украине обещают быть не менее горячими, чем предыдущие. Ведь для некоторых политиков схватка предстоит не на жизнь, а на смерть, ибо для проигравшей стороны это означает отбрасывание на много позиций назад. Да и к моменту голосования за будущего президента все больше граждан страны смогут разобраться с сущностью всех желающих занять кресло президента.

Поэтому вполне очевидно, что без финансовой подпитки, сильно обмелевшей из-за перевыборов в парламент, всем без исключения будущим кандидатам в президенты думать о победе тяжело. И действительно, в окружении президента Виктора Ющенко нашелся воистину "гениальный" стратег, вспомнивший о недвижимости и десятках предприятий Минобороны и предложивший активно использовать этот резерв, "валяющийся чуть ли не под ногами".

Среди наиболее "лакомых кусочков" можно назвать сеть ремонтных предприятий, на которых ремонтируется и модернизируется большая часть вооружения бывшего Советского Союза, которым "завалено" полмира. Также можно упомянуть вполне успешную авиакомпанию Минобороны - "Украинскую авиатранспортную компанию". Не успели распродать еще все военные санатории. Но сейчас они уже имеют статус госпредприятий МОУ, а значит, вполне "вписываются" в проект избавления от них "родным" министерством. Но даже если без этого списка топ-предприятий получить в ходе приватизации по остаточной стоимости прочий "хлам" в виде "военторгов" и т.п., то "овчинка стоит выделки". Это недвижимость, земельные участки (как правило, в областных центрах) и многое другое. Такое наследство при грамотном подходе позволит "отбить" затраты и получать прибыль в свое удовольствие.

Между прочим, с позиций гипотезы автора сразу становится очевидным президентский выбор в пользу кандидатуры Еханурова. Он, как никто другой, сможет противостоять попыткам "союзников" в лице премьер-министра Юлии Тимошенко и КО заняться тем же самым, но уже в интересах карманов представителей своей политической силы. А с Анатолием Гриценко это было опасно, так как он мог набраться "наглости" встать на пути очередного бизнес-проекта, а в худшем случае даже выйти из-под контроля президента и примкнуть к "лагерю" Тимошенко.

Определенные подтверждения планов посягательств на имущество Минобороны уже прозвучали. Так, например, Анатолий Гриценко в одном из своих недавних интервью уже после ухода из военного ведомства заявил, что определенные силы стремятся под прикрытием подготовки к чемпионату "Евро-2012" без всякой компенсации прибрать к рукам государственные земли и недвижимость, стоимость которых составляет свыше миллиарда гривен. В этом т.н. "списке" земель и недвижимости значится и собственность Минобороны, находящаяся в пределах Киевского гарнизона.

Предположим, Ющенко в очередной раз подставили. Но если "кристально честный президент" не в доле с бандитами, то, извините, его окружение просто использует, загребая "жар" чужими руками. Кто-кто, а такие, как Балога и прочие "люб_ друз_", своего не упустят. Что вызывает справедливое возмущение и желание всеми силами помочь украинскому гаранту (шутка).

После вынужденного ухода Гриценко многие авторы и эксперты излагали различные версии событий. Не пытаясь оспорить правильность их подходов, наберусь смелости утверждать, что все аргументы (с целью объяснения поступка президента) меркнут на фоне погони за "золотым тельцом" или "курицей, несущей золотые яйца" (кому как больше нравится). Ведь даже самая демократическая на свете коалиция хочет на что-то жить и при этом еще не забывать находить и вкладывать инвестиции для своего политического будущего.

Честно говоря, все вышеописанные вещи - в духе украинских реалий. Но вот только планы президента в случае их исполнения могут нанести реальный ущерб национальной безопасности, так как продаются или уничтожаются не лесопилки или хлебопекарни, а предприятия, создающие, производящие или ремонтирующие вооружение и военную технику. Эксперты в этой связи уже заметили, что продолжение подобных действий Виктора Ющенко в том же духе позволит говорить о появлении, мягко говоря, определенных признаков государственной измены. Вот обрадуется украинская оппозиция и т.н. "теневое" правительство дармовой возможности реально поставить вопрос об импичменте...

Михаил ПОТАПОВ
Киев

Опубликовано в выпуске № 1 (217) за 9 января 2008 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц