Версия для печати

Страны Содружества готовы к обороне

Корбут Андрей
В 2008 г. большинство постсоветских государств увеличит расходы на оборону (см. таблицу 1). Суммарное увеличение военных расходов постсоветских государств по сравнению с 2007 г. составит 21,3%. Это не мало, если учесть, что рост ВВП этих стран в 2008 г. прогнозируется на уровне 6-8%. При этом, как и в прежние годы, по относительным расходам на военные нужды здесь лидируют постсоветские страны Закавказья и Узбекистан. Но наиболее затратным для экономики страны станет военный бюджет Грузии. Он составит 600 млн. долларов, или 4,95% от прогнозируемого в 2008 г. валового внутреннего продукта страны. Вслед за Грузией идет Узбекистан, который потратит на оборону 4% ВВП. 3,7% от ВВП "отстегнет" на национальную оборону от своего финансового плана Армения, 3,6% от ВВП - Азербайджан.


ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВ СНГ СОСТАВЛЯЕТ 46,5 МЛРД. ДОЛЛАРОВ


В 2008 г. большинство постсоветских государств увеличит расходы на оборону (см. таблицу 1). Суммарное увеличение военных расходов постсоветских государств по сравнению с 2007 г. составит 21,3%. Это не мало, если учесть, что рост ВВП этих стран в 2008 г. прогнозируется на уровне 6-8%. При этом, как и в прежние годы, по относительным расходам на военные нужды здесь лидируют постсоветские страны Закавказья и Узбекистан. Но наиболее затратным для экономики страны станет военный бюджет Грузии. Он составит 600 млн. долларов, или 4,95% от прогнозируемого в 2008 г. валового внутреннего продукта страны. Вслед за Грузией идет Узбекистан, который потратит на оборону 4% ВВП. 3,7% от ВВП "отстегнет" на национальную оборону от своего финансового плана Армения, 3,6% от ВВП - Азербайджан.
{{direct_hor}}
Данные запланированные цифры военных расходов, конечно же, связаны с внутренними и внешними военными угрозами для этих стран. Не будет большого секрета в том, что Грузия готовится к военным действиям против своих непокорных территорий - Абхазии и Южной Осетии. Об этом не раз заявляли руководители и политические деятели этой страны. Такой сценарий событий рисуют и военные эксперты, в том числе и начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский.

Здесь нельзя не учитывать, что определенную военную помощь Грузия получает от стран НАТО, и в частности США. По опыту прошлых лет можно сделать вывод о том, что военный бюджет Грузии не окончательный, и в 2008 г. его, возможно, подкорректируют в сторону увеличения. Так уже было и в 2006, и в 2007 г. Скажем, из таблицы 2 видно, что по сравнению с 2005 г. военные расходы Грузии увеличились почти в 10 раз, тогда как ВВП страны увеличился всего на треть.

Посмотреть таблицуВоенные расходы государств в СНГ

Военная неопределенность характерна для Армении и Азербайджана. Проблемы Нагорного Карабаха не решены и фактически находятся в тупиковой ситуации. В этой связи со стороны Баку звучат воинственные заявления о том, что территориальная проблема страны (Армения удерживает около 20% территории, которая до распада СССР входила в состав Азербайджана) может быть решена силой. По сравнению с 2005 г. военные расходы Азербайджана в бюджете страны увеличены почти в 4 раза. Однако в связи с бурным ростом ВВП страны (вследствие активной добычи углеводородов) удельный вес расходов на нужды национальной обороны в Азербайджане остается почти постоянным и колеблется в интервале 3,8-3,6% от ВВП. Между тем для Армении удельный вес расходов на оборону более чувствительный. Если в 2005 г. она тратила на оборону 2,95% от ВВП, то в 2008 г. этот показатель составит уже 3,7%. Хотя в абсолютных цифрах военный бюджет Армении по сравнению с 2005 г. вырос всего в 3 раза.

Обращает на себя внимание значительный рост в абсолютных величинах военных бюджетов России и Казахстана. По сравнению с 2005 г. оборонные расходы Астаны увеличились более чем в 2,5 раза и в 2008 году составят 1385 млн. долл. США. Это после России и Украины третий показатель в СНГ. Военный бюджет России по сравнению с 2005 г. увеличился в 2 раза. Между тем в относительных величинах расходы на оборону РФ и Казахстана относительно невелики. Астана тратит чуть более 1% от ВВП. Россия - около 2,7%.

Посмотреть таблицуРасходы Грузии на оборону в 2005-2007 гг.

По-прежнему на уровне около 1% от ВВП находятся расходы на оборону Киргизии и Таджикистана. К этой отметке близок военный бюджет Туркмении. Хотя Киргизии и Таджикистану оказывают военную помощь некоторые страны, в том числе РФ и США. Если весь военный бюджет Киргизии составит в 2008 г. 43,9 млн. долларов, то только арендная плата за пользование американцами военно-воздушной базой в Манасе (близ Бишкека) составит 125 млн. долларов. Весьма ощутимо поможет Таджикистану передача его армии вооружения и боевой техники 201-й российской военной базы, дислоцированной в республике. Стоимость модернизации может составить около миллиарда долларов США. Для сравнения: весь ВВП Таджикистана составляет сейчас чуть более 3 млрд. долларов.

В 2008 г. менее 1% от ВВП в СНГ будет тратить на оборону только Молдавия. Однако, как и Грузия, она надеется на помощь ЕС и НАТО. Военная помощь со стороны этих структур может составить сумму, сопоставимую с ее военным бюджетом на 2008 год.

Таким образом, можно сделать вывод: наступивший 2008 г. вооруженным силам многих постсоветских стран принесет ощутимые финансовые и ресурсные вливания. Не исключено, что некоторых из них будет достаточно для развертывания на постсоветском пространстве активных боевых действий.

Андрей КОРБУТ

Опубликовано в выпуске № 1 (217) за 9 января 2008 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц