Версия для печати

Бронеспинка МиГ-3 и Ме-109: Проверены в одном бою

Одна вся в крови с 8 сквозными пробоинами, на другой – царапины
Кустов Максим

Испытать, что называется, на себе, на «собственной шкуре», надежность защищающей летчика бронеспинки в бою довелось многим летчикам.  А летчику-истребителю, Герою Советского Союза  Сергею Федоровичу Долгушину (сайт « Я помню») представилась летом 1941 года редкая возможность оценить надежность не только своей, но и бронеспинки врага, которого он сбил.

Истребители МиГ-3, один из которых пилотировал Сергей Долгушин, прикрывали пикирующие бомбардировщики Пе-2. Ме-109 не заставили себя долго ждать, начался воздушный бой: «Я поймал одного «мессера», бью его и надо было бы давно отвернуть.... От него щепки летят, а я бью-бью метров с 15! Дождался, что и мне под задницу вдарили. А сижу я на бензиновом баке. Нижний бак располагался подо мной, под парашютом. Миллиметровый дюраллюминий, а дальше бак. Вот пробили мне бак, сразу пламя пошло в кабину. Куда деваться?».


Оставалось только одно – покинуть горящий истребитель, что летчик и сделал: «Выпрыгнул, но не рассчитал, - расстегнул ремень. А на МиГ-3 был только поясной ремень. Я его отстегнул, сунул ручку от себя, и меня вынесло так, что ударился об киль. Чувствую, что спину повредил. В общем, когда я добрался к своим и разделся, то спина у меня была вся синей. Этот когда «мессер» по мне тоже в упор бил, меня бронеспинка спасла, а от ударов спина в синяк превратилась».


Приземлившись, летчик встретил местных мальчишек, которые ему сказали: «Дядя ваш вот самолет, а немецкий вон там. У немцев самолет - страшно подходить, кругом кровь, куски мяса!».


Вот так и появилась  редкая возможность сравнить свою и вражескую защищенность: «Меня что интересовало? Моя бронеспинка и бронеспинка «109-го». Подошел я к месту падения. Смотрю на спинку немецкого пилота. Вся в крови и 8 сквозных пробоин! Потом мы подошли к моему самолету - в моей бронеспинке царапины, но ни одной пробоины, хотя били в упор».


Надо признать, что советскому пилоту в этом бою очень повезло с противником, точнее, с модификацией атаковавшего его Ме-109. В статье авиационного инженера и историка военной авиации Николая  Якубовича «МиГ против «мессера». Малоизвестные страницы истории самого быстрого отечественного истребителя начала Второй мировой»  (НВО, 25.05.2018) читаем по этому поводу: «Бронеспинка МиГ-3 имела толщину 9-мм и выдерживала попадание лишь бронебойных пуль винтовочного калибра». 


Известно, что первые модификации Ме-109 вооружались 7,92-мм пулеметами, 20-мм пушка на нем была установлена далеко не сразу. Надо полагать, что МиГ-3 Сергея Долгушина был атакован именно таким «мессером», пушки не имевшим. Вот и выдержала бронеспинка попадание пуль винтовочного калибра. 


Правда, существует мнение о том, что ранние, чисто «пулеметные» модификации Ме-109 в боях 1941 года уже не использовались. Но кто может с абсолютной уверенностью утверждать, что в той или иной немецкой авиачасти не осталось нескольких единиц таких «старичков»,  и они никогда не использовались на Восточном фронте, пусть и эпизодически? 


Если бы МиГ-3 Сергея  Долгушина атаковал Ме-109 с 20-мм пушкой – не отделался бы летчик синей спиной, не спасла бы его бронеспинка с царапинами.


А вот то, что в бронеспинке на атакованном Долгушиным Ме-109 появилось 8 сквозных пробоин – вполне закономерно. Ведь  МиГ-3 обычно вооружались одним (был вариант с двумя) 12,7-мм пулеметом Березина и двумя синхронными ШКАСами калибра 7,62 мм. Конечно, не пули ШКАСов пробили бронеспинку. 


Читаем у Якубовича: «Бронеcпинка у Bf 109Е появилась, начиная с варианта Е-7, но на следующей модификации «мессершмитта» Bf 109F бронезащиту заметно усилили, включив в ее состав стальную плитку толщиной 10 мм, защищавшую голову и затылок пилота и закрепленную на откидной части фонаря. Помимо этого, имелся стальной лист между сиденьем летчика и бензобаком». При этом он подчеркивает, что  бронебойная пуля «Березина» пробивала с дистанции 100 м 16-мм броню.


 А Сергей Федорович Долгушин стрелял с 15 метров…


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...