Версия для печати

Фронтовой «Бантик»

Первый армейский внедорожник подкупил военных легкостью
Драгомиров Иван

Один из первых морских конвоев доставил в СССР партию американских автомобилей повышенной проходимости Bantam BRC40. На таком ездила охрана маршала Жукова.

Машина приглянулась красноармейцам широкой колеей и низким центром тяжести. Bantam BRC40 уверенно держал дорогу, не имел склонности к опрокидыванию. Очень скоро автомобилю подобрали имя – водители назвали его «Бантиком».

В мире хорошо известны английские спортивные автомобили премиум-класса Austin. Марка была популярна во все времена и на всех континентах. Спорткары производили в Англии и США – в штате Пенсильвания находилась штаб-квартира фирмы American Austin, насыщавшая заокеанский авторынок спортивной версией малолитражки Austin Seven. Поначалу малышка шла нарасхват, но американцы всегда предпочитали большие автомобили, поэтому популярность стала быстро падать. В 1934-м англичане обанкротились. На пепелище возникла American Bantam Car Co. Английскую модель основательно американизировали и переименовали в Bantam-60. Новые боссы заявили о намерении выпускать до 44 тысяч автомашин в год. Впрочем, такой массовости достичь не удалось.

Так бы и оставалась компания на задворках мирового автопрома, не случись в 1940 году конкурс американской армии на разработку конструкции и выпуск опытной серии из 70 легких автомобилей класса «одна четверть тонны» с полным приводом. Для American Bantam это был шанс поправить дела. Ставку сделали на родстер Americar – в компании накопился большой опыт переделок стандартных автомобилей в машины высокой проходимости. Решили и тут пойти уже проторенным путем, но столкнулись с проблемами.

Карл Пробст создал прототип джипа за двое суток

По условиям требовалось представить опытный образец военным через 49 суток. 22 июля, когда прототип армейского внедорожника должен был быть на полигоне Holabird, ехать туда было не с чем. И в Bantam Car Co. взялись спешно искать выход. 17 июля рано утром из штаб-квартиры компании в Батлере позвонили Карлу Пробсту в Детройт с мольбой о помощи. Когда конструктор узнал, что машину нужно представить через пять дней, он сказал: слишком занят и попросил больше не беспокоить. В Батлере нажали на все рычаги, подняли связи, и Пробсту позвонил отвечавший за армейские закупки генерал Кнудсен с весьма настойчивой просьбой помочь фирме Bantam.

В тот же день в два часа пополудни конструктор выехал в Батлер. По пути сделал остановку в Толедо, купил коробку передач стандартного дизайна, а в соседнем магазине – электропроводку. Вечером Пробст и приданная команда инженеров начали доводить конкурсный автомобиль до ума. За два дня недоделанный автомобиль превратился в законченный рабочий проект.

За основу в компании предлагали взять Americar, однако прототип Пробста если и походил на предшественника, то разве что капотом. Слабый мотор заменили 40-сильным двигателем фирмы Continental, оба моста – передний и задний – «пожертвовал» Studebekker, механическую трансмиссию купили у Warner Gear. Но главное было в необычном для того времени облике – угловатый, открытый, низкий и короткий кузов, вместо дверей вырезы, минимальные свесы и высокий дорожный просвет – квадратный Bantam BRC потрясал основы автомобильного дизайна того времени. Через несколько лет весь мир узнает эту модель под названием джип.

Утром 22 июля Пробст сель за руль и поехал за 350 километров представлять свое детище. Перед серьезным экзаменом конструктор хотел хотя бы обкатать новый двигатель. На полигоне, когда военные осмотрели необычный автомобиль, возник вопрос: сколько весит внедорожник? Представитель фирмы Bantam в Вашингтоне, представлявший прототип, сказал, что он весит чуть более 1200 фунтов (544 килограмма) в спецификации. Пробст, опасаясь, что при неизбежной проверке ложь раскроется, честно признался, что это не совсем верно: джип весит 1850 фунтов и он не видит способа уменьшить его массу.

Как позже рассказывали очевидцы, молчание, наступившее после этих слов, было тягостным. Военным машина понравилась. Но условия конкурса не выдержаны. Армии был нужен полноприводный внедорожник на три посадочных места, развивающий на шоссе до 80 километров в час и не менее пяти по бездорожью. Вес не должен превышать полутонны при полезной нагрузке не менее 270 килограммов. Кроме того, автомобиль требовался с колесной базой 190 сантиметров, высотой не больше 92 и дорожным просветом от 15 сантиметров. Ветровое стекло должно быть откидным. Вооружение – пулемет калибра 7,62 миллиметра и боеприпасы к нему.

Нужно было что-то решать, но никто не брал на себя смелость высказаться. Кончилось тем, что армейский капитан из полигонной команды подошел к джипу, приподнял его сзади и сказал, что поднять машину вполне по силам.

«Это достаточно хорошо», – тут же подхватил ответственный за испытания полковник, и автомобиль одобрили. Пилотную серию из двух партий в сентябре 1940 года откатали по полной программе, и уже во вторую конструкторы внесли масштабные изменения. Испытания завершились подписанием контракта на поставку армии 1500 автомобилей. К тому времени за ними уже закрепилось имя джип.

Кстати, слово это появилось до возникновения BRC40 и принадлежит Карлу Терри и Уильяму Бисли. Свой внедорожник, спроектированный в 1923 году, изобретатели назвали General Purpose, то есть машина общего назначения, или GP, трансформировавшееся в jeep. Они-то, собственно говоря, и нашли имя, которое связывается у нас с «Виллисом» и у знатоков – с BRC40. Но конструкция Терри и Бисли настолько опередила время, что оказалась никому не нужна.

Всего в Пенсильвании было заказано 2600 единиц BRC40. Военные сомневались, что автозавод сможет осилить большую партию, а воюющей армии требовались тысячи внедорожников. Все выпущенные в Батлере полноприводные автомобили были по ленд-лизу поставлены сначала в Англию, а позже, в 1941 году, отправлены в СССР.

«Виллисы», внешне очень схожие с BRC40, появились в Красной армии значительно позднее. Дело в том, что после подписания контракта собственником документации стала армия США и военные рассудили: будет лучше, если производством новой машины займутся крупные фирмы. Сначала крупнейшим поставщиком джипов стала Willys-Overland Motor Corp. из Толедо в штате Огайо, затем комплект чертежей Пробста получил и Ford. Очень скоро после дебюта BRC40 свой внедорожник Quad представили конструкторы Willys, а еще через десять дней на полигон пригнали Ford Pigmy. Фактически это были копии машины Пробста.

За Bantam остался выпуск прицепов для джипов. Фирма из Пенсильвании протянула до конца войны и обанкротилась. О вкладе Карла Пробста в создание нового типа автомобиля никто и не вспомнил. Правда в 90-х власти французского городка Кан назвали его именем улицу да крупная транспортная компания из Пенсильвании Port Authority of Allegheny County почтила память Карла Пробста, поместив его имя на городских автобусах.

За годы войны выпущено около 640 тысяч джипов.

Опубликовано в выпуске № 21 (784) за 4 июня 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...