Версия для печати

Азербайджан и НАТО

Мамедов Джасур
В ближайшее время ожидается подписание между Азербайджаном и НАТО соглашения о втором этапе Плана действий по индивидуальному партнерству (IPAP). Каким он будет? Об этом разговор корреспондента "ВПК" со специальным представителем генерального секретаря НАТО по Кавказу и Средней Азии Робертом СИММОНСОМ.


РОБЕРТ СИММОНС О ПЛАНАХ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ


В ближайшее время ожидается подписание между Азербайджаном и НАТО соглашения о втором этапе Плана действий по индивидуальному партнерству (IPAP). Каким он будет? Об этом разговор корреспондента "ВПК" со специальным представителем генерального секретаря НАТО по Кавказу и Средней Азии Робертом СИММОНСОМ.
{{direct_hor}}

Роберт Симмонс.
Фото Джасура МАМЕДОВА
- Как складываются взаимоотношения НАТО с государствами Южного Кавказа? И как бы вы оценили перспективы вступления Азербайджана в Североатлантический союз?

- Свои отношения с тремя южнокавказскими государствами НАТО строит исходя из индивидуальных интересов каждой страны. Наглядное свидетельство тому - вопрос членства. Грузия поставила перед собой цель войти в НАТО, и наши отношения и сотрудничество с Грузией отражают это стремление. В интенсивном диалоге мы обсуждаем с Тбилиси обязательства и требования, которые окажут содействие политическим и оборонным реформам, необходимым для членства в НАТО. Что касается Азербайджана, то он к настоящему времени не высказывал желания стать членом НАТО. По этой причине наше сотрудничество направлено на поддержку собственного пути интеграции Азербайджана в европейские и евроатлантические структуры. И мы, и руководство Азербайджана довольны уровнем сотрудничества.

- Власти Азербайджана не дают никаких сведений по IPAP. Можете ли вы сообщить что-либо об этом документе?

- Это не мой вывод, что Азербайджан отказывается информировать общественность о проводимых в рамках IPAP реформах. НАТО, безусловно, максимально придерживается прозрачности. Если же говорить о сути IPAP, то, несмотря на специфичность документа, он не содержит больших секретов. IPAP состоит из четырех частей: политические вопросы и политика в области безопасности, вопросы обороны и военные, общественная информация, наука и чрезвычайное гражданское планирование и, наконец, вопросы административные, информационной безопасности и ресурсов. По каждому из направлений НАТО и Азербайджан совместно определили множество целей.

Мы также определили деятельность, необходимую для реализации этих целей. Я могу привести вам некоторые примеры. По первой части мы пришли к согласию о подготовке Концепции национальной безопасности. Мы также поставили цели - повышение парламентского контроля над Вооруженными Силами Азербайджана, увеличение численности высокопоставленных гражданских лиц в Министерстве обороны, укрепление демократических институтов. Речь идет и о усовершенствовании подготовки к борьбе с терроризмом.

Во второй части сделали акцент на вопросах реформ в Вооруженных Силах, приведения на уровень современных требований планирования, управления, бюджетного процесса, подготовленности азербайджанских Вооруженных Сил, их совместной деятельности с соответствующими структурами государств, входящих в НАТО. Здесь нашли место и такие цели, как приведение на современный уровень безопасности границ и реформ во Внутренних войсках МВД.

В третьей части мы поставили цель улучшения информированности общественности по проблемам обороны и безопасности и содействия формированию гражданского общества. Наглядный пример тому - открытие в здании Азербайджанской национальной библиотеки Евроатлантического центра. Приоритетом является также чрезвычайное гражданское планирование, здесь мы предполагаем осуществить немало действий. Эта деятельность направлена и на создание национальной системы планирования кризиса, и на взаимное управление с новым Министерством чрезвычайных ситуаций.

Наконец, четвертая часть включает в себя некоторые технические цели. Сюда в основном входит улучшение информационной безопасности и организации процесса эффективного взаимодействия различных учреждений.

- И когда же будет подготовлено соглашение между Азербайджаном и НАТО по второму этапу IPAP?

- IPAP является документом, в котором учтены все тонкости двухлетнего периода. Это означает, что после выполнения двухлетнего плана мы составляем и согласовываем новый документ, который будет отражать достижения предыдущих двух лет и включать новые задания и график их выполнения на несколько лет вперед. В настоящее время мы ведем переговоры с правительством Азербайджана, их цель - подготовить и согласовать до конца октября новый документ IPAP.

- Чем объясняется ограниченное участие НАТО в урегулировании существующих на постсоветском пространстве конфликтов? Особенно в плане разрешения проблемы Нагорного Карабаха...

- Очевидный факт, что НАТО напрямую не участвует в усилиях международной общественности в урегулировании конфликтов на юге Кавказа. Это происходит потому, что, по мнению НАТО, такое участие не было бы полезным, другие механизмы по обеспечению мирного разрешения конфликтов являются более подходящими. Однако это вовсе не означает, что альянс не заинтересован в мирном урегулировании конфликтов. Мы последовательно и решительно обращаемся к сторонам с предложением приложить максимум усилий на пути мирного решения проблем. Мы признаем важность разрешения конфликта Нагорного Карабаха и полностью поддерживаем усилия Минской группы ОБСЕ, ее сопредседателей по достижению в ближайшее время мирного урегулирования конфликта.

- Некоторые военные эксперты и депутаты парламента считают, что для развития Вооруженных Сил Азербайджана необходимо опираться на стандарты не одной, а нескольких стран. А каково ваше мнение?

- В некоторой степени они правы. Для строительства вооруженных сил нет неких единых стандартов. Если присмотреться к входящим в НАТО государствам, то увидим некоторые различия в их вооруженных силах. Однако для эффективного сотрудничества различных государств нужно развивать и внедрять определенные общие стандарты. Это мы называем совместимостью, что позволяет НАТО и нашим партнерам вести совместные операции. Как пример могу указать на деятельность в Афганистане.

Если каждое государство создаст свои стандарты, то мы не сможем достичь совместимости вооруженных сил. Должно быть некое общее основание, в первую очередь в системе подготовки. Другой общий стандарт нужен для обеспечения контроля демократических институтов над вооруженными силами. В рамках этих параметров каждая страна может избрать собственный путь.

- Недавно была утверждена Концепция национальной безопасности Азербайджана. Как вы расцениваете этот документ?

- Принятие Концепции считаю важным достижением Азербайджана. Этот документ прокладывает путь для более широких концептуальных документов, которые позволят правительству и парламенту Азербайджана последовательно руководить реформами в институтах сектора безопасности.

- Россия предложила США совместное использование Габалинской РЛС. Какой, на ваш взгляд, может быть роль станции в общей системе ПРО?

- Предложение Владимира Путина свидетельствует, что Россия осознает, какую угрозу несут ей баллистические ракеты, а также о готовности Москвы к сотрудничеству в области противоракетной обороны. Это положительное изменение. Технические стороны российского предложения должны изучить эксперты. Поэтому сказать что-либо о роли Габалинской РЛС сейчас трудно.

Джасур МАМЕДОВ
Баку

Опубликовано в выпуске № 24 (190) за 27 июня 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц