Версия для печати

Рецепт омоложения от маршала Устинова

Рассекречены материалы о советской атомной авиации
«Атомная эра российской авиации», 2019, 448 стр., более 600 уникальных фотографий ядерного вооружения и полигонов, ядерных испытаний, авиационной техники и их создателей, тираж 1000 экз.

В СССР ядерный заряд впервые успешно испытали на Семипалатинском полигоне в 1949 году. 70-летию этого события посвящается энциклопедия «Атомная эра российской авиации».

Серийное производство авиабомб РДС-3 и РДС-4 началось в 1954-м. Год спустя первые ядерные боеприпасы, предназначенные для Ту-4, уже поступили на склады 6-го управления ВВС. Интересно заметить, что всего за пять лет – с 1947 по 1952 год промышленность послевоенного СССР выпустила 850 сверхдорогих тяжелых бомбардировщиков Ту-4, основной в серии была модификация Ту-4А.

В 1954-м в Белоруссии в 50-й воздушной армии дальней авиации была сформирована 160-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия носителей ядерного оружия из двух полков. Параллельно разрабатывался и пошел в серию первый стратегический ракетоносец Ту-4КС – носитель ядерной крылатой ракеты КС-1, созданной для уничтожения авианосцев и других крупных надводных кораблей противника.

Освоив серию реактивных Ту-16, советская авиапромышленность побила рекорды – было построено 1507 таких бомберов.

22 ноября 1955-го экипаж майора Головко впервые в мире сбросил с самолета водородную бомбу РДС-37 мощностью 1,6 мегатонны. Первые полки 116-й авиадивизии, дислоцированной вблизи города Острова, приняли ракетоносцы в том же году.

По состоянию на 1 января 1958-го дальняя авиация располагала 1120 реактивными бомбардировщиками Ту-16, примерно сотней стратегических М-4 и Ту-95, а также 778 Ту-4. Однако вооружение давалось дорогой ценой.

Командир принял решение: запустить двигатель ракеты, не отцепляя ее от самолета

Во время испытаний и при освоении в войсках новейших реактивных межконтинентальных бомбардировщиков М-4 один за другим погибли в катастрофах пять экипажей – два заводских и три войсковых. Еще шесть катастроф случилось в первые три года эксплуатации.

Со стратегами Ту-95 тоже были проблемы. В общей сложности на вооружение ДА поступило 115 самолетов этого типа. За 40 лет освоения и эксплуатации потеряны девять машин, погибли 64 летчика.

Однако пилоты нарабатывали опыт, который зачастую спасал жизнь и технику. В августе 1964-го у самолета М-4 перед посадкой на аэродроме Семипалатинск не вышло шасси. «Мясищев» – самолет огромный, скорость большая. Командир приказал экипажу прыгать, но штурман высказался от имени всех: «Командир, а как мы потом мимо твоей жены ходить будем? Или прыгаем все, или никто!». Посадка была тяжелой, самолет пропахал фюзеляжем по грунту более трехсот метров, но все остались живы.

Уникальный полет на Ту-95 совершил в апреле 1978-го командир 1226-й эскадрильи Полегаев. В дальнем полете с крылатой ракетой предстояло дозаправиться в воздухе над Тикси. Однако погода оказалась настолько плохой, что заправщики взлететь не смогли, а запасные аэродромы были закрыты по метеоусловиям. Ситуация критическая, но это не повод для паники. Командир принял исключительное решение: запустить двигатель ракеты, не отцепляя ее от самолета, и перевел силовую установку бомбардировщика на минимальный режим. Ракета «тянула» самолет, долетели до аэродрома, способного принять «Медведя», и благополучно совершили посадку.

О впечатлении, произведенном самолетом Ту-160 на министра обороны, вспоминал летчик-испытатель Борис Веремей: «Настало время показать новую машину высшему руководству. В начале 1983 года на аэродром прибыл Маршал Советского Союза Устинов. Увидел Ту-160 и, как сам позже нам рассказал, помолодел лет на двадцать. Отложил все намеченные встречи в ОКБ Туполева и все время провел возле ракетоносца. Очень был счастлив оттого, что у нас есть такой бомбардировщик».

На вооружение Ту-160 поступили крылатые ракеты Х-55, затем Х-55СМ с уникальными характеристиками. В ноябре 2015 года в Сибири прошла летные испытания новейшая ракета Х-555.

В книге «Атомная эра российской авиации» читатель откроет для себя много нового, узнает неизвестные ранее страницы героической истории нашей Родины. Материалы о создании авиационных ядерных бомб и крылатых ракет представлены руководителями и главными научными сотрудниками РФЯЦ-ВНИИЭФ, РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е. И. Забабахина, ВНИИА им. Н. Л. Духова, ПО «Маяк», Чепецкого, Новосибирского, Приборостроительного (Трехгорный), Электрохимического (Зеленогорск) заводов Росатома, ГосМКБ «Радуга», НИЯУ «МИФИ», других ведущих предприятий российского ядерного комплекса.

Опубликовано в выпуске № 22 (785) за 11 июня 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...