Версия для печати

Дредноуты царской закалки

110 лет назад началось строительство линкоров типа «Севастополь»
Кулинченко Вадим

Едва в российском Морском министерстве успели проанализировать причины поражения русского флота в войне с Японией и выработать рекомендации о дальнейшем облике ВМФ, как пришло известие, что спущенный на воду в феврале 1906-го в Великобритании «Дредноут» («Неустрашимый») удачно прошел ходовые испытания, развив скорость 22 узла, и в Соединенном королевстве заложили еще три или четыре аналогичных корабля. Не вызывало сомнений, что они полностью лишают боевого значения все существующие эскадренные броненосцы.

«Дредноут» был первым в мире кораблем, при постройке которого реализовали принцип all-big-gun («только большие пушки»). В состав вооружения входили десять 305-мм орудий и никаких промежуточных калибров. «Неустрашимый» стал первым в мире линкором с паротурбинной силовой установкой, обеспечившей ему очень высокую по тем временам скорость, за счет чего мог выбирать выгодную ему дистанцию боя и благодаря большему количеству 305-мм орудий имел неоспоримые тактические преимущества перед броненосцами своего времени.

Это прекрасно понимали руководители ВМС всех без исключения великих держав. Мир охватила настоящая «дредноутная лихорадка». Особенно наглядно симптомы этой болезни проявились в Великобритании и Германии.

Расчетная стоимость строительства одного линкора – 37 миллионов рублей золотом

Россия, претендуя на сохранение статуса морской державы, не могла оставаться в стороне. 22 декабря 1907 года был объявлен конкурс, в котором участвовали шесть русских заводов и 21 иностранная фирма. Выбор пал на проект, представленный инженером Балтийского завода Иваном Бубновым и разработанный при содействии профессора Алексея Крылова, известного ученого-кораблестроителя.

17 декабря 1908-го на докладе о результатах конкурса, с которым ознакомился император Николай II, появилась резолюция: «Высочайше соизволено – повелено приступить к постройке».

Однако реальному началу работ мешал недостаток финансирования. Расчетная стоимость строительства одного линкора оценивалась в 37 миллионов рублей золотом. На стапелях казенных Адмиралтейского и Балтийского заводов в Санкт-Петербурге планировалось заложить четыре линейных корабля, а потому требовалось ассигновать 148 миллионов рублей.

Сумма не укладывалась в предусмотренную законом ежегодную смету Морского министерства, для получения дополнительных средств требовалось решение Государственной думы. Но большинство ее депутатов в выделении денег отказали (думцы по ряду причин конфликтовали с Морским министерством). Проблему удалось снять с повестки дня благодаря премьер-министру Петру Столыпину, добившемуся принятия нужного постановления Государственным советом. И 16 июня 1909 года на Балтийском заводе состоялась закладка линейных кораблей «Севастополь» и «Петропавловск», на Адмиралтейском – «Гангут» и «Полтава». Линкоры были спущены на воду в 1911-м, вступили в строй в 1914 году.

Стоит упомянуть других крупных участников строительства. Обуховский завод поставлял артиллерийское вооружение, Ижорский – броню, башенные установки изготовили на Путиловском и Металлическом, якорные и рулевые устройства – на заводе «Сормово», приборы СУО – предприятия Гейслера и Эриксона...

Три заложенных 110 лет назад линейных корабля прослужили на флоте 40 и более лет («Полтаву», переименованную в «Михаила Фрунзе», частично разобрали после пожара в 1925-м), участвовали в Первой мировой и Великой Отечественной войнах («Октябрьская революция» – гроза бомбардировщиков»). «Марат» («Петропавловск»), тяжко поврежденный в Кронштадте 23 сентября 1941-го в ходе налета немецкой авиации, разобрали на металл в 1949-м. Таким образом, к середине 50-х в составе ВМФ СССР находились «Октябрьская революция» («Гангут») и «Севастополь» (два десятилетия именовался «Парижская коммуна»), являвшиеся учебными кораблями.

Автору посчастливилось проходить практику на линкоре «Октябрьская революция» в 1955 году и участвовать в его последнем непродолжительном походе по маршруту Кронштадт – Балтийск – Кронштадт, после чего были стрельбы главного калибра по острову Сескар. Испытанное тогда потрясение от мощи залпа 12-дюймовок трудно передать словами. Память об этом осталась на всю жизнь...

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке

Опубликовано в выпуске № 22 (785) за 11 июня 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...