Версия для печати

Fiat 2000 – первый итальянский танк, опоздавший на Первую мировую

Он не нашел своей боевой ниши и превратился в парадный символ Муссолини
Джерелиевский Борис

Первая мировая война стала дебютом бронетанковой техники. После первых, пусть и  не всегда успешных боевых опытов, стало ясно, что эти неуклюжие, тихоходные и громоздкие машины ожидает большое будущее. 

Эта мысль была осознана всеми участниками этих грозных и трагических событий одновременно. Но некоторые страны, такие как Сербия, Болгария, Греция, Турция, просто не имели необходимого технического потенциала для их создания. Или же специфика театра военных действий исключала или ограничивала их применение. Так, например, линия противостояния Италии и Австро-Венгрии проходила в горной местности, где возможность применения тогдашних танков была исключена.


Впрочем, итальянское командование внимательно изучало опыт применения новых боевых машин на Западном фронте, и в 1917 году было принято решение применить новинку в долине реки Пьяве, откуда австрийцы итальянцев выбили. Под эту задачу были закуплены четыре французских танка. Однако такое количество было явно недостаточным, а больше Париж предоставить не мог – французская армия сама остро нуждалась в бронетехнике. И тогда было принято решение строить собственные бронемашины на гусеничном ходу. Все технические возможности для этого у Италии имелись.


Создание первого итальянского танка было доверено КБ компании Fiat, уже имевшей опыт проектирования бронетехники, правда, колесной. Работы велись в рекордном темпе, и уже 21 июня 1917 года военные увидели прототип – пока еще без вооружения и части брони.


Машина была одобрена, и проект получил полное финансирование. Первый танк, получивший название Fiat 2000, был выпущен в 1918 году. Танк получился тяжелый, во всех смыслах (самый тяжелый в мире на тот момент). Его вес составлял 42 тонны. Длина корпуса - 7,4 м, ширина - 3,1 м и высота - 3,8 м. Танк был оснащен шестицилиндровым двигателем Fiat Aviazione A.12  мощностью 240 л. с. с водяным охлаждением, приводящим в движение катки с помощью поперечной тяги. Бак вмещал от 600 до 1000 литров топлива, но это позволяло преодолеть максимум 75 км по шоссе. Заявленная максимальная скорость составляла около 7,5 км / ч. Броня представляла собой стальные листы, склепанные между собой, причем толщина лобовой брони составляла 20 мм, боковой — 15 мм. Экипаж боевой машины состоял из десяти человек, главным образом – пулеметчиков. Пулеметов в танке было 9 штук – три сзади и по два с каждого борта и спереди. Но основным вооружением была 65-мм пушка, размещенная во вращающейся башне, установленной наверху корпуса.


Башня изготавливалась из четырех склепанных вместе блоков, в ней могли разместиться два человека. Благодаря высокой башне и пространству перед ней, углы склонения орудия составляли −10/+75°.


В машине были применены самые современные для того время решения. Так, в частности, в боевом отделении танка была установлена довольно совершенная система вентиляции, вытягивающая из боевого отделения пороховые газы от девяти пулеметов. Всего было заказано 50 таких машин, однако успели выпустить всего две.  Поучаствовать в боях Первой мировой войны Fiat 2000 не успел.


Принять боевое крещение этому самому тяжелому для тех времен танку предстояло в Северной Африке, в Ливии, где против итальянских колонизаторов поднял восстание Умар аль-Мухтар. В 1919 году оба танка прибыли к месту боев, где показали свою низкую эффективность в контрпартизанских операциях. Вместо того чтобы взламывать эшелонированную оборону австрийцев, для чего они и создавались, тихоходные Fiat 2000 должны были гоняться за ливийскими гази на арабских скакунах. Выходило у них это не слишком хорошо. В результате один танк был оставлен в Ливии, где некоторое время выполнял функцию «самодвижущегося блокпоста». Другой вернулся в Италию, где его служба продолжилась в качестве «парадной» машины.


Выглядела машина по-настоящему грандиозно и устрашающе, что было особенно оценено после прихода к власти Муссолини. На парадах и демонстрациях единственный Fiat 2000 олицетворял имперскую мощь «возрожденного древнего Рима».


В 1932 году его даже модернизировали, заменив два передних пулемета на 37-мм орудия. Для чего это было сделано, не совсем понятно, его боевого применения уже никто не предполагал.


Лебединой песней Fiat 2000 стал помпезный (как и все фашистские мероприятия) парад Campo Dux в 1934 году. Для участия в нем он даже был выкрашен заново, а после окончания парада был поставлен на постамент в Болонье в качестве памятника (непонятно, правда, чему). Совсем как в поговорке: «выкрасить и выбросить». Что, строго говоря, совершенно неудивительно – к тому времени он абсолютно устарел и превратился в совершенный анахронизм, который не мог более демонстрировать могущество дуче даже в глазах восторженной и некритичной толпы. Что стало в дальнейшем с обеими машинами – неизвестно. До наших дней сохранились только фотографические изображения этих монстров.


Борис Джерелиевский

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...