Версия для печати

Куда «уплыла» советская подземная лодка

Первые боевые кроты исчезли вместе с документами
Драгомиров Иван

В 1678 году в арсеналах европейских армий появился новый прием осадной борьбы – подкоп под вражеские укрепления. Рыли так называемую сапу, чтобы незаметно заложить взрывчатку под крепостную стену и в нужный момент ее разрушить.

Со временем рытье сап стало военной профессией, в войсках появились подразделения саперов. Однако спустя два столетия этот прием осадной борьбы почти не применялся, поскольку крепости как основа обороны границ изжили себя. Но выражение «тихой сапой» осталось.

В ту пору во всех генеральных штабах мира пышным цветом цвела теория позиционной войны и, естественно, многие задумывались о том, что есть смысл преодолеть под землей укрепленные порядки противника и нанести ему удар с тыла. Но для этого нужна была техника: рытье сапы – дело долгое, требовалась высокая скорость подземной проходки.

В 1908 году российский инженер Петр Рассказов опубликовал в английском научном журнале статью, где описал машину, способную передвигаться под землей. Доподлинно неизвестно, смог ли Рассказов воплотить идею в металле или все разработки остались в чертежах. Вскоре инженер погиб от шальной пули, а его бумаги загадочным образом исчезли. Их обнаружат, но случится это уже в 1944 году и совсем в другой стране.

Подземоход стал подобием крота, лапы и когти заменили фрезы, сзади были установлены домкраты

В том же 1908-м англичанин Исаак Дайвер построил опытную модель подземного корабля, которую назвал субграундина. Во время испытаний лодка прошла под землей пять метров, однако сломался один из ковшей. Только через три года Дайвер смог повторить эксперимент – новая машина ушла под землю уже на девять метров. Однако техника не выдержала нагрузки, паровой котел взорвался, изобретатель погиб.

В СССР над созданием подземохода работал инженер Александр Требелев, давший своему детищу новое имя – субтеррина. Правда, предназначалась она для сугубо мирной цели – разведки нефтяных пластов. По мысли изобретателя, дойдя до одного озера нефти, машина, разрушая горные перемычки, двинется к другому, при этом еще и протягивая нефтепровод.

В отличие от субграундины, построенной по типу штопора, требелевская субтеррина основана на ином принципе. Требелев довольно долго изучал, как крот роет свои ходы: в черноземе он может проходить до 120 метров в час, в более плотных грунтах скорость снижается, но даже 72 метра выглядят фантастически. Подземоход стал подобием крота, лапы и когти заменили фрезы, сзади были установлены домкраты. Попутно инженерам пришлось искать ответ на вопрос: как крот поступает с вырытой землей? Он вдавливает ее в стенки тоннеля, и чтобы машина смогла делать то же, Требелев сконструировал вдавливающий шнек.

Первая модель прошла под землей шесть метров. Следующая, на которой впереди установили мощный бур, вращающийся со скоростью 300 оборотов в минуту, внушительный шнек и четыре домкрата сзади, попарно упиравшиеся в стенки тоннеля, показала под землей скорость десять метров в час. Однажды были достигнуты рекордные 12 метров. С кротом, конечно, не сравнить, но на то, чтобы пройти с лопатой, киркой и тачкой такое расстояние, потребуются сутки. Отработанная порода должна была вдавливаться шнеком в стенки тоннеля. Меняя усилие на домкратах, оператор мог изменять направление движения машины. Шнек был реверсивным, что позволяло двигаться геоходу вперед и назад. Для подпитки двигателя электричеством с поверхности был протянут кабель.

Тем не менее субтеррину признали недостаточно надежной и проект застопорили. На свою беду в 1935 году Александр Требелев побывал в Германии, много общался с тамошними коллегами, и два года спустя ему аукнулось: инженера объявили германским шпионом и расстреляли. Все чертежи под семью замками осели в спецхране, а что сталось с «кротом», неизвестно и доныне.

Опубликовано в выпуске № 24 (787) за 25 июня 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...