Версия для печати

«Захар Иваныч» челябинской сборки

75 лет назад выпущены первые грузовики Уральского автозавода
Кулинченко Вадим Уткин Александр

Скромных тружеников войны – обычные грузовики, доставлявшие на передовую и аэродромы боеприпасы, горючее, продовольствие, все, без чего невозможно побеждать врага, – вспоминают редко. Они вознесены на пьедесталы лишь в нескольких городах. Вдобавок, если грузовикам и воздается должное, как правило, говорят об американских «Студебекерах», словно только они и колесили по фронтовым дорогам. Как будто в помине не было, например, ЗИС-5 – легендарных советских трехтонок.

Первый экземпляр этого автомобиля сошел с конвейера Завода имени Сталина в Москве еще в октябре 1933 года. ЗИС-5 оказался весьма надежным и вместе с тем конструктивно простым грузовиком. Среди шоферов даже ходила шутка, что одним ключом на 17 можно разобрать половину «Захара Иваныча». Однако водители не забывали отмечать многие положительные качества машины.

Ходила шутка, что одним ключом на 17 можно разобрать половину «Захара Иваныча»

С началом Великой Отечественной выпуск ЗИС-5 постоянно наращивался. Если в первый месяц войны собирали всего шесть-семь автомобилей в день, то через некоторое время – уже десятки и сотни. Грузовик отлично зарекомендовал себя на бездорожье и быстро завоевал репутацию неприхотливой рабочей лошадки. Как правило, взваливали на нее четыре-пять тонн, даже несмотря на расчетный показатель. При этом машина шла спокойно, без надрыва.

15 октября 1941 года в связи с приближением гитлеровцев к Москве началась эвакуация Завода имени Сталина. Производство ЗИС-5 возобновилось первоначально в Ульяновске, правда, в упрощенном виде. Так, для изготовления кабины использовались дерево и фанера, крылья гнули из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Та же судьба постигла правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного.

Данная модификация получила название ЗИС-5В, причем она сохранила основные характеристики образца мирного времени.

8 июля 1944 года в Миассе Челябинской области с конвейера предприятия, ранее принадлежавшего Наркомату боеприпасов, затем с ноября 1941-го переквалифицировавшегося на сборку двигателей и коробок передач для ЗИС-5, сошли и сами грузовики, естественно, военного обличья. То есть 75 лет назад выдал первую продукцию Уральский автозавод, ныне известный всему миру благодаря мощным, почти не знающим на пути преград «Уралам».

Опубликовано в выпуске № 25 (788) за 2 июля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...