Версия для печати

Бункер Сталина с тайным оружием

В гонке подземных лодок СССР вышел в лидеры
Драгомиров Иван

Подземная лодка Александра Требелева («Куда «уплыла» советская подводная лодка») бесследно исчезла. Но за год до начала Великой Отечественной работу над советской субтерриной было решено продолжить.

Проект поручили инженеру Павлу Страхову, в то время работавшему в системе московского метрополитена. Группе удалось продвинуться достаточно далеко – сконструированная «подземная лодка» прошла приемные испытания, показав скорость 15 метров в час. Но началась война, и проект скорее всего свернули. Хотя геоход инженера Страхова, по некоторым данным, все же использовался при строительстве бункера Сталина в Вологде. По данным местных краеведов, в ноябре 1941 года на железнодорожной станции царило оживление – военные выгружали из вагона части необычного механизма, громоздкие ящики свозили к перекрестку улицы Бурмагиных и Паркового переулка. Субтеррину Страхова собирали в хорошо охраняемой палатке, с ее помощью к февралю 1942-го построили подземный комплекс сооружений. Бывал ли там отец народов, неизвестно.

Над подземными лодками работали и в Третьем рейхе. В 30-е годы инженер Хорнер фон Верн получил патент на подводно-подземную амфибию, способную автономно двигаться и под водой, и под землей. Причем во втором случае, по расчетам изобретателя, скорость была вполне приемлемой – до семи метров в час. При этом лодка могла нести десант из пяти человек и 300 килограммов взрывчатки. Возможно, детище Верна предполагалось использовать в операции «Морской лев» для десантирования на Британские острова. Но дальше чертежей дело не продвинулось.

«Змей Митгарда» должен был ездить как танк, рыть тоннели и зарываться в землю на глубину до ста метров

По этой теме работал еще один изобретатель – инженер Риттер. И тут есть основания говорить о присущей немцам гигантомании. «Змей Митгарда» (Mitgard Schlange), проект которого появился в 1934 году, должен был ездить по земле как танк, рыть тоннели и погружаться на глубину до ста метров. Главной задачей ставилось нападение на стратегические объекты Бельгии и Франции и минирование их, а при необходимости и английских портов.

По замыслу Риттера, «Змей Митгарда» состоял из 77 ячеек-вагонов, каждая шириной 6,8, длиной 6 и высотой 3,5 метра. Будь это чудо реализовано в металле, его длина составила бы 524 метра. Четыре мощных бура по полтора метра в диаметре питались от девяти двигателей общей мощностью около девяти тысяч лошадиных сил. Для разных почв предполагалось три вида насадок. Гусеничную ходовую часть приводили в действие 14 электродвигателей. Чтобы монстр двигался, были предусмотрены несколько топливных баков общей емкостью 960 кубометров. Кроме того, на борту размещались 580 емкостей со сжатым воздухом. Для экипажа были запланированы жилые отсеки и зона отдыха. Вооружение – тысяча мин по 250 килограммов, тысяча зарядов-«малышек» по 10 килограммов, 12 спаренных пулеметов MG.

Каждый бронеход Риттера обходился бы казне Германии в 30 миллионов марок. По мнению инженера, требовалось порядка 20 «Змеев». Крест на реализации замысла поставила его дороговизна – других претензий у властей Третьего рейха не было. В ту пору им нужны были деньги на более приземленный проект – двигатель мощностью тысяча лошадиных сил для танка «Маус». Да и подготовка Drang nach Osten тоже требовала обильного финансирования.

Заголовок газетной версии – «Гонка подземных лодок».

Опубликовано в выпуске № 25 (788) за 2 июля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...