Версия для печати

"Рубеж" предотвратил ущерб в 64 миллиона рублей

Уссурийский Никита
Руководством Пограничной службы ФСБ России принято решение об усилении группировки корабельно-катерного состава Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны. Два пограничных сторожевых корабля проекта 745 - "Карелия" (из пограничного управления по Ленинградской области) и "Магаданец" (построенный в 2006 г. Ярославским судостроительным заводом) - вышли из Финского залива в г. Петропавловск-Камчатский для передачи их в состав Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны. Поэтому, беседуя с начальником управления береговой охраны Пограничной службы ФСБ России вице-адмиралом Вячеславом СЕРЖАНИНЫМ, корреспондент "ВПК" в первую очередь спросил об этом походе по Северному морскому пути.


ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ УСИЛЕНИЕ КОРАБЕЛЬНОЙ ГРУППИРОВКИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПОГРАНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ


Руководством Пограничной службы ФСБ России принято решение об усилении группировки корабельно-катерного состава Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны. Два пограничных сторожевых корабля проекта 745 - "Карелия" (из пограничного управления по Ленинградской области) и "Магаданец" (построенный в 2006 г. Ярославским судостроительным заводом) - вышли из Финского залива в г. Петропавловск-Камчатский для передачи их в состав Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны. Поэтому, беседуя с начальником управления береговой охраны Пограничной службы ФСБ России вице-адмиралом Вячеславом СЕРЖАНИНЫМ, корреспондент "ВПК" в первую очередь спросил об этом походе по Северному морскому пути.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

СЕРЖАНИН Вячеслав Михайлович


Вице-адмирал Вячеслав СЕРЖАНИН
Фото Виктора ВАСЕНИНА
Родился 20 февраля 1952 г. в г. Бирск Башкирской АССР в семье служащих. В августе 1969 г. поступил в Каспийское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова. После окончания училища, с августа 1974 г., проходил службу в Дальневосточном пограничном округе КГБ СССР на должностях от помощника командира сторожевого корабля до командира сторожевого корабля. В 1984 г. поступил в Военно-морскую академию им. А.А. Гречко, после окончания которой опять был направлен в Дальневосточный пограничный округ КГБ СССР. Проходил службу на должностях начальника штаба, командира бригады пограничных сторожевых кораблей и других руководящих должностях. С 1996 по 1998 г. учился в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. С 1999 по 2003 г. служил на должности первого заместителя начальника департамента морской охраны. С 2003 г. - начальник управления береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Воинское звание вице-адмирал присвоено указом президента РФ в 2001 г.


- Вячеслав Михайлович, в последнее время в СМИ много говорилось о дальнем походе группы кораблей береговой охраны ФСБ России. Чем вызвано усиление Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны?

- Морские пространства России, прилегающие к побережью Дальневосточного федерального округа, имеют большой пространственный размах, там сосредоточены основные запасы валютоемких водных биологических ресурсов и углеводородного сырья. Поэтому основные усилия по обеспечению экономической безопасности России в морском пространстве береговая охрана Пограничной службы ФСБ России сосредоточивает именно в данном регионе.

Именно поэтому руководством Пограничной службы принято решение об усилении группировки корабельно-катерного состава Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России. Два пограничных сторожевых корабля - "Карелия" и "Магаданец" - войдут в состав Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны. Переход тактической группы кораблей осуществляется внешним морским путем по маршруту: порт Высоцк - порт Мурманск, где будет осуществлена окончательная подготовка кораблей к переходу Северным морским путем по маршруту порт Мурманск - порт Диксон - порт Тикси - порт Петропавловск-Камчатский. Последний раз пограничные корабли проходили Северным морским путем в 1986 году.

Этот переход требует тщательной подготовки, высоких профессиональных качеств, морской выучки и послужит хорошей школой подготовки экипажей кораблей для выполнения оперативно-служебных задач по охране государственной границы и защите экономических интересов России в морских пространствах.

- Известно, что не так давно на Дальнем Востоке прошли два международных учения на море. Это также связано с усилением внимания Пограничной службы ФСБ к данному региону?

- Действительно, начиная с начала мая практически ежемесячно проходят совместные учения. 4 мая в акватории залива Петра Великого проведено совместное тактическое учение Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю и УБМ Японии по теме "Организация поиска и задержание судна, захваченного террористами, спасание людей и оказание помощи судну, терпящему бедствие на море". В учении приняли участие корабли и катера береговой охраны пограничного управления, авиация и группа специального назначения ФСБ России, а также корабль и вертолет УБМ Японии.

Отрабатывались несколько моментов: организация взаимодействия и управления кораблями при проведении поиска проблемного судна; задержание судна, захваченного террористами и освобождение заложников; оказание помощи судну, терпящему бедствие на море. Конечно, данные маневры носили показательный характер. От пограничных ведомств КНР, Республики Корея, США присутствовали только наблюдатели.

А с 5 по 9 июня эксперты управления береговой охраны и корабль Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю приняли участие в многопрофильном учении по обеспечению безопасности, поиску и спасанию на море, противодействию незаконной миграции, распространению наркотических средств и психотропных веществ. Мероприятия проходили в Республике Корея (порт Пусан) в рамках Форума пограничных ведомств (береговых охран). В учении участвовали силы и средства береговых охран от Японии, США, Кореи, России. Присутствовали официальные делегации от Канады и КНР, наблюдатели береговой охраны Индии. Учение проведено весьма успешно.

Нужно сказать, что все эти учения плановые, предусмотрены совместными решениями руководителей пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана в рамках международного сотрудничества.

- Насколько сегодня уровень оснащенности современными кораблями, вооружением и техникой соответствует задачам, которые стоят перед береговой охраной? Ведь время не стоит на месте. Какая техника сегодня приходит на смену старым кораблям? Какие разработки новых кораблей, катеров и новых технических средств ведутся в интересах береговой охраны?

- К сожалению, в течение последних 20 лет проявляется устойчивая тенденция старения корабельного состава и сокращения его общей численности. Темпы списания кораблей и катеров значительно превышают темпы строительства новых. Это обусловлено в первую очередь экономическим кризисом 90-х годов, недостаточностью финансирования программ кораблестроения, что привело к возникновению так называемых долгостроев. Моральное старение отдельных проектов кораблей, катеров и судов происходило уже на судостроительных заводах в период строительства. Как следствие, существующий корабельный состав по своему качественному состоянию не в полной мере позволяет осуществлять эффективную деятельность по защите интересов Российской Федерации в пограничной сфере на морских направлениях.

В настоящее время ситуация более-менее стабилизируется. Ведется целенаправленная работа по приведению численности, функционального предназначения и тактико-технических характеристик всех классов кораблей и катеров в соответствие с современными требованиями по комплексному выполнению задач по нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере. Пограничной службой ФСБ в текущем году разработана Концепция развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности, которая является основой для разработки программ строительства нового и модернизации состоящего на вооружении корабельного состава и определяет основные направления развития кораблестроения для пограничной службы на период до 2020 года.

За последние годы спроектированы, испытаны и приняты на вооружение Пограничной службы ФСБ России новые проекты кораблей и катеров, в том числе корабли-перехватчики, многофункциональный пограничный катер, катера-перехватчики, а также ряд образцов штурманского, радиотехнического вооружения и средств связи, начато их серийное производство. Ведутся опытно-конструкторские работы по созданию пограничного малого катера, корабля территориального моря. Продолжено серийное производство корабельно-катерного состава существующих проектов, оснащенных современным оборудованием, которые позволяют эффективно решать весь комплекс задач.

Самое главное, что вопрос необходимости обновления корабельного состава пограничных органов ФСБ России находит понимание у руководства государства, Федеральной службы безопасности, что должно позволить создать оптимальные по численности и классам группировки пограничных кораблей и катеров для эффективного решения всего комплекса задач по обеспечению безопасности Российской Федерации в пограничной сфере на морских направлениях.

- Как береговая охрана выполняет поставленную президентом задачу по переходу на контрактное комплектование силовых структур? Есть уже корабли, экипажи которых комплектуются контрактниками?

- Комплектование подразделений береговой охраны проходит в соответствии с Концепцией перевода органов и войск Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации на профессиональную основу. Имеются подразделения, корабли и катера, которые уже полностью укомплектованы военнослужащими по контракту. Основные проблемы комплектования военнослужащими по контракту связаны с социальными вопросами (необеспеченность жильем; недостаточное материальное стимулирование сотрудников подразделений береговой охраны).

Сейчас основной упор делается на качественный отбор достойных молодых людей для службы в подразделениях береговой охраны. Работа эта ведется в военкоматах по месту призыва и непосредственно среди моряков, уже проходящих службу на кораблях и катерах. Первостепенной же задачей является решение социальных вопросов (реконструкция казарм в военные общежития упрощенного типа; строительство новых военных общежитий; выплата компенсации за фактический поднаем жилья; материальное стимулирование выполнения задач по охране государственной границы).

- Насколько повысилась эффективность охраны морских рубежей с созданием отрядов береговой охраны, которые объединяют боевые корабли, береговые средства наблюдения и связи? Как вписывается в эту систему Государственная морская инспекция? Сейчас уже можно подвести какие-то итоги?

- Сегодня мы находимся на стадии формирования современной системы береговой охраны ФСБ России. В настоящее время на морских направлениях выполняют оперативно-служебные задачи Пограничные управления береговой охраны ФСБ России. В 2005 году и первой половине 2006 года мы определили концептуальные основы формирования и развития системы береговой охраны ФСБ России на период до 2010 года, а также развития корабельного состава пограничных органов на период до 2020 года.

К созданию подразделений береговой охраны мы только приступили. Поэтому сегодня говорить, насколько повысилась эффективность охраны морских рубежей, несколько преждевременно. Хотя мы уверены, что это правильный путь. Создание современного облика береговой охраны ФСБ России - вопрос не одного дня, он требует значительного времени и дополнительных финансовых средств и затрат. В нас вселяет уверенность в успешном завершении начатых реформ то, что они находят поддержку у президента и правительства Российской Федерации. Государственные морские инспекции являются неотъемлемой составной частью системы береговой охраны ФСБ России.

- Будут ли еще какие-то реформы, реорганизации? Или структура береговой охраны уже отлажена и будет работать в нынешнем виде? В каком направлении будет развиваться береговая охрана?

- Систему береговой охраны мы рассматриваем как комплексную, многофункциональную систему. Систему, предназначенную для защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории (морской), исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и континентального шельфа России, а также для охраны за пределами ИЭЗ Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

Исходя из оценки обстановки на морских направлениях, которая характеризуется наличием широкого спектра угроз безопасности Российской Федерации в пограничной деятельности, и сегодняшнего состояния системы береговой охраны, мы определили основные направления формирования и развития системы береговой охраны:

- реформирование системы управления береговой охраны, совершенствование системы контроля, мониторинга и анализа обстановки на морских направлениях, развитие координационных центров пограничных управлений;

- формирование оперативных подразделений в составе подразделений береговой охраны;

- приведение в соответствие современным требованиям сил и средств береговой охраны (модернизация существующих проектов кораблей, катеров, авиации ФСБ России);

- развитие существующей инфраструктуры береговой охраны (реконструкция старых и строительство новых пунктов базирования кораблей и катеров подразделений береговой охраны);

- оптимизация материально-технического обеспечения береговой охраны.

Претворив все это в жизнь, мы создадим качественно новую береговую охрану ФСБ России, что позволит нам адекватно реагировать на существующие угрозы безопасности Российской Федерации в морском пространстве.

- Какие меры государственного масштаба нужны, чтобы в ближайшее время кардинально уменьшить масштабы браконьерства и расхищения морских биоресурсов?

- Браконьерство и расхищение морских биоресурсов имеют много причин. И основные из них, на наш взгляд, лежат в плоскости экономики и социальной сферы. Ведь большинство населения приморских регионов России живет за счет моря. Это рабочие места, заработная плата и т.д. Других способов, чтобы обеспечить себе и своим семьям достойную жизнь, у многих просто нет. Поэтому для снижения масштабов браконьерства и расхищения морских биоресурсов, помимо развития береговой охраны ФСБ России, совершенствования законодательства, необходимо принять меры по развитию рыбопромышленного комплекса в приморских регионах, который включал бы в себя не только рыбодобычу, но и рыбопереработку, и создать такие экономические условия, которые бы делали выгодным доставку рыбопродукции на российский берег, а не отправку ее в иностранные порты. И второе. Необходимо наконец-то навести порядок в распределении квот. Ведь сегодня по многим видам промысла производственные мощности рыбодобывающего флота во много раз превышают квоты.

- Настало время привести примеры эффективной работы Пограничной службы в приморских регионах... Скажем, какие операции проводились на том же Дальнем Востоке?

- Сегодня нами, помимо уже привычной формы оперативно-служебной деятельности по охране государственной границы и морских биологических ресурсов - специальных пограничных операций, широко проводятся межведомственные специальные операции. Совсем недавно на приморских направлениях Дальневосточного федерального округа мы провели межведомственную специальную операцию "Рубеж", в которой, помимо подразделений ФСБ России, принимали участие подразделения МВД России, ФТС России и другие федеральные структуры. Основные задачи этой спецоперации традиционны - это выявление, предупреждение и пресечение противоправной деятельности преступных групп в сфере промысла водных биологических ресурсов; пресечение контрабандных поставок водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации в порты Японии и Республики Корея.

В ходе операции "Рубеж" проведено 1283 контрольно-проверочных мероприятия, из них в море - 770, в портах - 513, по результатам которых задержано 56 судов, изъято 141,6 тонн рыбопродукции на сумму 25 267 300 рублей. Выпущено в естественную среду обитания более 72 тонн живого краба, 10 тонн морского ежа и 736 особей живого трепанга. Предотвращенный ущерб составил более 64 миллионов рублей.

- Всем известно, что у морских пограничников богатые традиции. Как сегодня обеспечивается преемственность этих традиций? Каков средний возраст современного морского офицера-пограничника? Насколько высок уровень подготовленности к службе выпускников вузов, приходящих в береговую охрану, и какие требования вы к ним предъявляете?

- С момента образования первых пограничных морских подразделений и по настоящее время основными служебно-боевыми традициями моряков-пограничников являются высокий патриотизм, самоотверженность, профессионализм, морская выучка, преданность Родине, взаимная выручка и морское братство. Интересно, что именно среди моряков до сих пор крепки и сильны династии. Видимо, поэтому моряки - это все-таки особая каста офицерства. И несколько пошатнувшиеся в нашем обществе вышеперечисленные понятия здесь передаются из поколения в поколение.

Средний возраст современного морского офицера - до 35 лет. Уровень образования молодых офицеров моряков-пограничников довольно высок. Около 20% молодых офицеров-выпускников, направляемых на службу в подразделения береговой охраны, - медалисты и имеющие дипломы с отличием. Также высоки и требования, предъявляемые к выпускникам.

- Итак, каковы они, требования, предъявляемые к выпускнику?

- Морской офицер - это человек, который:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 5 лет);

- ведет здоровый образ жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- подготовлен к работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности.

И, конечно же, это далеко не полный перечень требований, предъявляемых к людям этой профессии, которая, как никакая другая, помогает обеспечивать нашу с вами безопасность и надежность таких бескрайних морских рубежей России.

Никита УССУРИЙСКИЙ

Опубликовано в выпуске № 30 (146) за 9 августа 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц