Версия для печати

"Крузенштерн" - посол России

Петракова Ольга
Учебный парусник "Крузенштерн" вернулся из кругосветного плавания. Оно началось 24 июня 2005 г. и продолжалось 14 месяцев. За это время барк посетил более 20 портов в 14 странах мира. Это Нью-Касл (Англия), Фредерикштадт (Норвегия), Времерхафен (Германия), Сантандер (Испания), Монтевидео (Уругвай), Ушуайя (Аргентина), Вальпараисо (Чили), Лима (Перу), Акапулько (Мексика), Владивосток (Россия), Гонконг (Китай), Кейптаун (ЮАР) и другие.


ВТОРАЯ КРУГОСВЕТКА УЧЕБНОГО ПАРУСНИКА


Учебный парусник "Крузенштерн" вернулся из кругосветного плавания. Оно началось 24 июня 2005 г. и продолжалось 14 месяцев. За это время барк посетил более 20 портов в 14 странах мира. Это Нью-Касл (Англия), Фредерикштадт (Норвегия), Времерхафен (Германия), Сантандер (Испания), Монтевидео (Уругвай), Ушуайя (Аргентина), Вальпараисо (Чили), Лима (Перу), Акапулько (Мексика), Владивосток (Россия), Гонконг (Китай), Кейптаун (ЮАР) и другие.
{{direct_hor}}

Учебный парусник "Крузенштерн" в океане.
Фото Ольги ПЕТРАКОВОЙ
Плавание было приурочено к 60-летию Победы и двухсотлетию первого кругосветного плавания русских под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна в 1803-1806 гг. Во многом благополучие кругосветки барка зависело от своевременного финансирования. В данном случае генеральным спонсором выступил "Рособоронэкспорт".

Идея этого плавания - еще раз показать миру, что Россия могучая морская держава, - полностью осуществилась. В каждом порту, куда заходило судно, разворачивалась фотовыставка документальных сюжетов военных лет. Десятки тысяч людей посетили судно. Наши курсанты встречали гостей у трапа и устраивали экскурсии по своему паруснику. Их знание языков и дисциплина производили хорошее впечатление. Многое узнали иностранцы в тех портах, куда заходило судно, о России. Так что парусный "Крузенштерн" явился достойным представителем нашей страны.

На борту судна постоянно находилось более 230 человек, из них большую часть составляли курсанты учебных заведений рыболовного флота, ВМФ и юнги Молодежной морской лиги. 65 человек - постоянный экипаж судна. Капитан "Крузенштерна" Олег Седов совершил уже вторую кругосветку. Десять лет назад ему был вручен орден Мужества за первый кругосветный поход на этом судне.

Кроме основного экипажа в кругосветном плавании приняли участие (поэтапно) до 700 молодых людей из разных регионов страны. Они получили возможность пройти замечательную морскую школу на борту барка "Крузенштерн". В течение всего плавания на судне проводились занятия с курсантами и юнгами. Они осваивали морские науки под руководством таких опытных наставников, как Геннадий Коломенский, который 35 лет служит на "Крузенштерне", из них 25 лет - капитаном. Его советы не раз помогали курсантам в парусной практике.

За долгие месяцы плавания курсанты и экипаж приобрели бесценный опыт управления парусником в открытом океане при любой погоде. На их долю выпало испытать себя и судно при сильном ветре и во время сурового шторма. На борту барка курсанты сдавали экзамены и на берег сошли уже обладателями дипломов матроса 2-го класса. Несомненно, юнги и курсанты на всю жизнь запомнят ночной шторм в декабре 2005 г. при прохождении мыса Горн, когда крен судна составлял 35 градусов, а налетевший шквал разорвал нижний марсель на фок-мачте. Утром парус бережно спустили с мачты, и целых два дня его зашивал с помощью двух курсантов (вес сухого паруса порядка 350 кг) в своей мастерской парусный мастер Лев Орлов.

Во время кругосветки участники похода многое узнали и о барке. "Крузенштерн" относится к категории "винджамеров" (выжимателей ветра) и является последним их представителем. Такие парусники больше не делают. Поэтому он очень ценен для всего морского сообщества и как исторический объект пользуется большой популярностью в мире. Судно может развивать на открытых морских пространствах довольно высокую скорость под парусами (до 15 узлов).

Четырехмачтовый барк класса "А" длиной 114, 2 метра имеет парусное вооружение более 3500 кв. метров. Порт приписки - Калининград. Построено судно в 1926 г. в Германии на верфях Текленборга в порту Бременхафен. До Второй мировой войны оно было немецким и перевозило сухие грузы (селитру из Чили и зерно из Австралии). Тогда парусник назывался "Падуя". После 1945 г. при разделе флота побежденной Германии между США, Англией и Советским Союзом по репарации он был передан СССР и был переименован в честь знаменитого российского путешественника Ивана Крузенштерна.

Несколько лет судно стояло в Кронштадте, судьба его была неясной. Одним из простых решений было разрезать барк на металл, поскольку он был сделан из качественной оружейной стали. По счастливому совпадению первым командиром "Крузенштерна" назначили Павла Власова, по инициативе которого парусник и вернули в строй. Судно было переоборудовано в учебный парусник и приписано к Министерству рыбного хозяйства СССР. А в июне 2005 г. 85-летний капитан Власов пришел в порт Санкт-Петербурга проводить свой парусник во вторую кругосветку.

Долгое время домашней гаванью "Крузенштерна" был порт Таллин. С 1974 г. барк участвовал в международных парусных регатах, где регулярно завоевывал первые места за свои ходовые качества. В настоящее время судно в идеальном состоянии. Парусное вооружение и механическая часть прошли не одну проверку, прежде чем было дано разрешение на проведение кругосветного плавания.

В ходе плавания курсанты открыли для себя много новых стран и культур. Впечатления, полученные в Мексике или Китае, останутся в памяти надолго. Незабываем был заход "Крузенштерна" в порт Ушуайя (Аргентина). Это самая южная точка Южной Америки, так называемая Огненная земля. В декабре, в разгар лета в Южном полушарии, вершины скал, окружающих кольцом порт, были покрыты снегом. Аргентинцы на катере отвезли русских моряков на острова, где живут большие колонии пингвинов, морских котиков и королевских бакланов, которые совсем не боятся людей. Зрелище было редкостное. Животные почти не реагировали на появление пришельцев, поскольку редко видят человека и чувствуют себя полными хозяевами этих островов.

Вся история мореплавания убедительно доказывает целесообразность парусной практики. Именно на паруснике будущие капитаны наилучшим образом могут почувствовать свою связь с природой моря и воспитать уверенность в себе. Не случайно во многих странах мира учебному парусному флоту уделяется большое внимание. Как бы ни совершенствовалось судостроение, какой бы сложнейшей и надежной техникой ни оснащались корабли, жизнь моряка протекает в личном противоборстве с морской стихией.

Судно не просто идет из одного порта в другой. На него воздействуют волны и ветер, морские и воздушные течения, неожиданные шквалы, грозные штормы и ураганы, приливы и отливы. Моряк должен знать повадки моря, чувствовать его.

...7 августа парусник пришвартовался в порту Санкт-Петербурга у набережной Лейтенанта Шмидта, недалеко от Морского корпуса Петра Великого. Рядом с местом швартовки барка стоит бронзовое изваяние Ивана Крузенштерна, последние 20 лет своей жизни руководившего морским Кадетским корпусом (находился здесь прежде) и воспитавшего не одно поколение морских офицеров. Первое кругосветное плавание русских под командованием И.Ф. Крузенштерна на кораблях "Надежда" и "Нева" прославило Россию как великую морскую державу еще 200 лет назад. Барк "Крузенштерн" продолжает эти традиции.

Ольга ПЕТРАКОВА

Опубликовано в выпуске № 30 (146) за 9 августа 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц