Версия для печати

Как «светка» пошла по рукам в финской армии

Подчиненные Маннергейма знали толк в советском оружии
Барановский Константин
Финский часовой у захваченного советского танка Т-26 и тягача Т-20 «Комсомолец» на пункте сбора трофейной техники

В первой половине XX века Финляндия была бедна. Экономили на всем, технику использовали до предела, поддерживая ее в рабочем состоянии тщательным уходом. В полной мере это относится к трофеям, захваченным финнами в Зимнюю войну.

Стало модным представлять кампанию 1939–1940 годов как разгромное поражение СССР, дескать, так и не прошли победным маршем по Алексантеринкату, главной улице Хельсинки. А не было такой задачи, требовалось создать буферную зону и отодвинуть границу от Ленинграда.

Войне предшествовали долгие переговоры, начатые по инициативе Советского Союза. Финны упорствовали и не соглашались на обмен территорий. Пришлось решать задачу силой. И Красная армия справилась. Историки считают, что бескровное присоединение стран Прибалтики и Северной Бессарабии к СССР можно записать на счет РККА как раз благодаря эффективным действиям в Зимней войне. С СССР просто решили не связываться, чтобы не попасть под удар тяжелого советского кулака.

Конечно, Зимняя война выявила много недочетов в организации, управлении и снабжении войск. Одним из последствий стала замена буденовок на ушанки. Но не стоит забывать, что РККА прорвала линию Маннергейма, неприступную по понятиям тех лет. Ни одна другая армия не справлялась с задачей подобной сложности. Например, вермахт просто обошел французскую линию Мажино с фланга. Укрепрайоны на советско-польской границе были не достроены, а линия Сталина, находившаяся на границе 1939 года, демонтирована и разоружена.

Не все понятно с потерями РККА в живой силе и технике. В 1949–1951 годах ГУК МО СССР и Главный штаб Сухопутных войск составили поименные списки, по которым Красная армия недосчиталась в Финляндии 127 тысяч солдат и командиров. Финские потери, по минимальной оценке, – 27 тысяч военнослужащих. На сессии Верховного Совета СССР в марте 1948 года прозвучала цифра 49 тысяч погибших и 159 тысяч раненых, больных и обмороженных красноармейцев.

Бережливые враги

Многие данные до сих пор секретны или спорны. New York Times, описывая результаты советско-финской войны, говорит о 416 сбитых советских самолетах, что обошлось казне в 152 миллиона долларов, данные о потерянных танках разнятся от 1500 до 2000 штук. Зарубежные источники включают в это число 67 тяжелых Т-35, но тогда столько не было во всех танковых соединениях СССР. Согласно финским рапортам Советский Союз потерял 1500 танков и 700 самолетов. Директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев считает эти данные завышенными минимум в два-три раза.

Осенью 1941 года во время боев в Карелии финны захватили советский бронепоезд

Впрочем, трофеи у финнов были. И они пытались получить советское оружие не только в бою, но и... покупая его. За легкое стрелковое вооружение, от пистолета до пулемета, в листовках предлагалось от сотен до нескольких тысяч рублей. Дороже всего оценивали боевой самолет – 10 тысяч долларов. Эти данные приводит в книге «Цена Победы в рублях» Максим Кустов. Впрочем, о фактах продажи красноармейцами оружия врагу ничего неизвестно.

Какое-то количество техники финны захватили. Это бронеавтомобили, легкие и средние танки, пушки, артиллерийские тягачи «Комсомолец», грузовики. Техника была разбита в боях и требовала ремонта. Финны силами инженер-майора Руотси, фельдфебеля Сарьянена, механиков Леймана, Корпи, Оксанена и Сиукола организовали Центральную бронеремонтную мастерскую. Она начала работать в городке Варкаус в середине декабря 1939 года. Местом для ремонта были выбраны корпуса завода «Альстрем» общей площадью 700 квадратных метров. Арендовали большой токарный и сверлильный станки, приняли от приютившей компании на работу 11 механиков, токарей и слесарей. Трофейную авто- и бронетехнику разместили на арендованных дополнительно полутора гектарах. Мастерская функционировала до 1945 года. Каждый прибывший экземпляр нумеровали, оценивали разрушения и объем работ, после чего приступали к ремонту. За Зимнюю войну в Варкаусе побывало 300 единиц техники. По финским данным, было захвачено и эвакуировано поврежденными 131 танк, много бронемашин и значительное количество «запчастей», включая башни с орудиями. На 31 мая 1941 года удалось отремонтировать 29 малых плавающих Т-37, 13 Т-38, 36 легких Т-26 разных лет выпуска, четыре огнеметных ОТ-130 и 2 ОТ-26.

Всего финны захватили и вернули в строй 42 малых плавающих, два средних (Т-28) и 62 легких танка. Тем не менее в действующей армии на 1 июня 1941 года числилось лишь 42 легких.

Финскими трофеями стало значительное количество артиллерийских бронированных машин А-20 «Комсомолец», из которых 42 единицы модели 1937 года и 20 – выпуска 1939-го были отремонтированы и поступили в войска как тягачи для 37-45-мм противотанковых орудий. Среди захваченных и починенных бронеавтомобилей были один легкий Д-8, одиннадцать БА-20/БА-20М, два ФАИ-М, семь тяжелых БА-10, три БА-6, один БА-27М. 22 машины ремонтники передали в войска, остальные – танковой школе.

Восстанавливать трофеи финнам помогали добровольцы из Бельгии, Италии, Швеции. Волонтеры работали на станках, подаренных частной шведской компанией.

Техника РККА выше классом

Финские арсеналы пополнились трофейными танками в Великую Отечественную. Не все они направлялись в броневойска. Некоторые командиры армейских корпусов формировали из захваченной пригодной техники свои бронечасти. В связи с этим осенью 1941 года финская ставка приказала направлять поврежденные трофейные танки на ремонт в Варкаус, а исправные передавать непосредственно в бронебатальон. На 20 июня 1941-го он состоял из 1, 2 и 3-й бронерот, одного тяжелого броневзвода и взвода огнеметных машин под командованием подполковника Бьеркмана. К лету 1942-го общее число своей и трофейной бронетехники в составе действующих войск возросло до 250 единиц.

К ремонту привлекли предприятия в Тампере, Пори, Раахе и даже мастерские при центральной тюрьме в Риихимяки.

Стоит отметить, что советские танки и броневики были выше классом и более современными, чем состоявшая на вооружении финнов техника: французские Renaut FT-17, английские «Виккерсы» выпуска начала 30-х годов, хотя и модернизированные после Зимней войны. Отсюда понятна бережливость, с которой подчиненные Маннергейма относились к трофейной технике. Кстати, она состояла на вооружении в финской армии до середины 50-х (Т-26), а броневики ФАИ использовались в полиции до 60-х годов.

В Зимнюю войну арсеналы противника пополнились не только советской боевой техникой, гусеничной и колесной. Большой популярностью у финских солдат пользовались захваченные в количестве примерно 10 тысяч единиц ручные пулеметы Дегтярева. Они оказались гораздо надежнее своих М-26 конструкции Аймо Лахти и Арво Салоранта.

Осенью 1941 года во время боев в Карелии финны захватили советский бронепоезд, вооруженный 76-мм пушками. К концу 1942-го его перевооружили 40-мм зенитками Bofors и поставили охранять железнодорожные узлы.

Желанным трофеем для финских, а позднее и немецких солдат были советские самозарядные винтовки Токарева СВТ-38, впервые примененные в Зимней войне. В Финляндии и Германии знали толк в стрелковом оружии. Благодаря огневой мощи «светки» при должном уходе заметно превосходили аналогичные западные винтовки. И финская армия, и вермахт активно использовали их в боевых действиях.

Опубликовано в выпуске № 27 (790) за 16 июля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...