Версия для печати

Совершенно секретные «Каталины»

В Севастополь летели ночью через Тринидад и Багдад
Катрич Наталья

Советский ас Максим Чибисов в начале Великой Отечественной сражался в небе над Балтийским морем. В июле-августе 1941-го, в самые трудные дни, летчики 10-й авиабригады краснознаменного Балтийского флота, где служил замкомбрига Чибисов, принимали участие в обороне Таллина и полуострова Ханко.

В феврале 1942-го бригаду под тем же номером начали формировать на Тихом океане, и все заботы легли на плечи нового командира 10-й авиационной дивизии ТОФ Чибисова. Там, на краю советской державы, начинается малоизвестная глава биографии пилота. В американских документах того времени, рассекреченных в 1990-м, говорится о проекте «Зебра» – поставках в СССР гидросамолетов «Каталина».

Советское руководство считало получение этих «летающих лодок» большой удачей. «Каталина» считалась шедевром американской авиатехники, обладая большой дальностью полета и приличными скоростными характеристиками. Гидросамолет с успехом использовали как морской разведчик, бомбардировщик, в десантных и спасательных операциях. Системы навигации и радиолокации, бомбовые прицелы и другие устройства были передовыми по тому времени, советской промышленности еще предстояло их освоить.

Самым опасным был Северный маршрут, над побережьем Норвегии за перегонщиками охотились истребители люфтваффе

Группой специального назначения поручили командовать Максиму Чибисову. Это было опасным делом – большинство маршрутов пролегало над морем. Чибисов разработал три пути. Северный начинался с военной базы «Порт-Элизабет» у атлантического побережья, далее – база «Гандер» на острове Ньюфаундленд, Рейкьявик и перелет группами над Норвежским морем до Мурманска. Это был самый короткий маршрут – 4500 миль, время в пути – 45 часов. Восточный начинался на том же аэродроме. Потом – Новый Орлеан, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, остров Кадьяк (Аляска). На этом отрезке самолеты перегонялись американцами. А уже над Беринговым морем – советскими морскими летчиками. Из Анадыря «Каталины» отправлялись над Охотским морем на аэродром в бухте Суходол под Владивостоком. По этому маршруту шли поставки для Тихоокеанского флота. Южный путь пролегал через Пуэрто-Рико, Тринидад, бразильское побережье, над Атлантикой, Французским Марокко, Тунисом, Египтом, Багдадом и заканчивался в Севастополе. Более ста часов полета, преимущественно в ночное время. Именно этим маршрутом с группой летчиков перегонял «Каталины» полковник Чибисов. Все перелеты были успешными.

После войны Чибисов командовал 19-й авиационной дивизией. За особые заслуги в выполнении правительственных заданий награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Красной Звезды (дважды) и четырнадцатью медалями. В 1947–1950 годах генерал-майор Чибисов возглавлял Управление полярной авиации Главсевморпути и был одним из руководителей трех высокоширотных экспедиций, в ходе которых совершены выдающиеся географические открытия в Арктике.

Сведения, связанные с получением и перегоном в СССР «Каталин», считались совершенно секретными даже в 80-х годах, когда бывший командир авиагруппы особого назначения подготовил статью об этом и попытался опубликовать ее в «Морском сборнике». Не разрешили. Рукопись статьи оставалась в архиве Елены Рубиной, дочери генерала. Публикация состоялась уже в этом веке.

Елена Максимовна передала в дар музею форму отца, копии документов, карт и схемы перегонки гидросамолетов из США в СССР, копии фотографий пилотов группы специального назначения.

Заголовок газетной версии – «10 478 миль в одну сторону».

Наталья Катрич,
специалист по связям с общественностью Музея Победы

Опубликовано в выпуске № 29 (792) за 30 июля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...