Версия для печати

Армии нужен школьный учитель

Великие полководцы формируются в младших классах
Ходаков Игорь
Фото: krsk.kp.ru

Отклик на статью «Победа невозможного»

В заметке Сергея Томского, посвященной духовному наследию генерала от инфантерии Михаила Ивановича Драгомирова, автор, ничтоже сумняшеся, называет его «крупнейшим военным теоретиком». Утверждение в корне неверное. Драгомиров ни военным теоретиком, ни уж тем паче крупнейшим никогда не был. Более того, есть основания говорить о печальном состоянии русской военной мысли во второй половине XIX – начале XX века («Генералы от инфантильности»). Никоим образом не собираюсь отрицать талант Драгомирова-педагога и несомненные заслуги на сем поприще. Речь о другом.

Результатом кризиса военной науки в Российской империи (а Драгомиров нес за это прямую ответственность), равно как и порочной практики назначения на высшие командные должности либо представителей дома Романовых, либо откровенных карьеристов, стали поражения в ходе Крымской, Русско-японской и Первой мировой войн (по поводу последней: рассуждения о грядущей в ней победе, якобы предательски украденной февральским переворотом, столь популярные в ненаучной литературе, особенно монархической, мне представляются несколько преувеличенными и основанными скорее на домыслах, нежели на анализе фактов).

Из этой же серии, к слову, и Русско-турецкая война 1877–1878 годов. Ибо победа над «больным человеком Европы» – Турцией стоила нам слишком большой крови, особенно под Плевной, к тому же спустя недолгое время обернулась для Петербурга дипломатическим поражением, да еще в сфере его непосредственных геополитических интересов – на Балканах. Имею в виду «братушек-болгар», оказавшихся в стане врагов Российской империи.

Военную иерархию Российской империи составляли скорее приспособленцы и карьеристы, нежели люди инициативные и способные

Причины всех этих военных и дипломатических неудач следует рассматривать в комплексе. Представляется важным заострить внимание читателя на следующей проблеме. Общество, в котором жил и творил Михаил Иванович, носило сословный характер, соответственно доступ к образованию, а следовательно – возможности сделать карьеру, в том числе военную, открывался далеко не многим. Тот же Драгомиров, знаете ли, не из крестьян или мещан происходил. Да, предпринятые Александром II реформы, прежде всего отмена крепостного права, несколько изменили картину, и в преддверии революции социальные лифты со скрипом и пробуксовкой, но начинали работать, правда, в армии, но не на флоте.

Тем не менее оформленный на законодательном уровне сословный характер общества, отсутствие – и это, пожалуй, главное – обязательного всеобщего бесплатного начального образования ставили значительную часть наших соотечественников в позапрошлом столетии за пределы интеллектуальной элиты в целом и военной в частности. Еще раз подчеркну: редкие исключения здесь скорее подтверждают правило.

И разве стоит после этого удивляться таким «крупнейшим военным теоретикам», как Драгомиров, выступавшим против едва ли не всех нововведений в военном деле, что обошлось для русских войск неоправданно большими потерями на сопках Маньчжурии и берегах Ялу? Да и в целом, повторю еще раз, военную иерархию (элитой ее язык не повернется назвать) Российской империи составляли скорее приспособленцы и карьеристы, нежели люди способные и инициативные, примеров тому пруд пруди.

Напомню, что в Крымскую войну императорскую армию возглавлял бездарный генерал-адъютант князь Александр Меньшиков, в Русско-японскую – генерал от инфантерии Алексей Куропаткин (оба еще и побывали министрами: первый – морским, второй – военным). Куропаткин, конечно, не был бездарным военачальником, но уровень его компетенции никак не соответствовал занимаемой должности главкома на театре военных действий против Японии, а другого во всей огромной державе попросту не нашлось. Даже в победоносной Русско-турецкой войне во главе армии был поставлен брат Александра II великий князь Николай Николаевич Старший, которого также никак нельзя назвать стратегом (как тут не вспомнить его желание взять Плевну к именинам царя).

А в последнюю для Российской империи войну? Неспециалисты разве что генерала от кавалерии Алексея Брусилова вспомнят. Потому что больше попросту некого, если не считать еще генерала от инфантерии Николая Юденича. Все. Кого еще из командующих фронтами, выходящих из границ военной посредственности, можно назвать? Генерал от кавалерии великий князь Николай Николаевич Младший проявил вопиющую некомпетентность и был отстранен (но то, что изначально этого взбалмошного человека считали способным занимать столь ответственную должность главкома, о многом говорит).

А после Первой мировой прошло всего-то четверть века и в Великую Отечественную появляется целая плеяда выдающихся полководцев, сокрушивших сильнейшую военную машину мира. Контраст с императорской армией разителен. Его причина проста: внесословный характер общества и введение всеобщего начального и среднего образования. Ведь большинство полководцев Победы в царской армии не то что о маршальских и генеральских погонах, вообще о военной карьере подумать не могли.

Теперь об актуальности поднятой Томским темы: на современном этапе наше общество снова превращается в сословное, как во времена Драгомирова. Да, пока еще не с формально-правовой точки зрения, но по существу. Доступ к образованию ограничен, ибо оно платное. Кроме того, что греха таить: само качество начального и среднего образования в современной России падает, и много ли нынешних выпускников педагогических вузов готовы идти работать по специальности, особенно в провинциальные школы? А что станет с образованием, когда уйдет на пенсию самоотверженное поколение советских учителей?

Надо также учитывать, что студенческая аудитория ныне заполняется далеко не всегда по принципу желания учиться, а нередко исходя из платежеспособности родителей, стремящихся избавить чадо от службы в Вооруженных Силах и не столько дать ему знания, сколько обеспечить благодаря диплому, деньгам и связям трудоустройство. Принцип компетентности здесь отходит на второй план.

Это касается не только светских вузов, но и военных училищ. Разве не так? Ведь далеко не все лейтенанты, оказавшись за порогом училища, спешат в войска. И не приведет ли такое положение дел к тому, что в скором времени у нас будут появляться «крупнейшие военные теоретики» со взглядами, не отвечающими современным требованиям, а наука попросту умрет, о чем предупреждал еще в начале этого тысячелетия выдающийся ученый, основоположник советской космонавтки и соратник Сергия Павловича Королева Борис Викторович Раушенбах?

Не станут ли новоиспеченные «стратеги» предаваться абстрактным рассуждениям, которые приводит в своей заметке Томский, цитируя Драгомирова: «Побеждал не солдат, а русский цельный человек, то есть побеждал не благодаря школе, а вопреки школе». Михаил Иванович относился к современной ему военной-теоретической школе с пренебрежением. Что, будем брать с него в этом пример, рассчитывая в будущей войне победить «вопреки школе»? Да и немыслима она без доступной для всех системы образования. А его по существу элитарный характер уже негативным образом сказывается на обороноспособности страны, о чем также приходилось писать («Стратегия недоучек»).

Какой выход из столь печальной ситуации? Единственный: восстановление социальной справедливости и гарантированное бесплатное качественное образование: от начального до высшего, возвращение престижа профессии как школьного учителя, так и преподавателя вуза, увеличение финансирования науки и создание системы льгот для ученых (на получение жилья, проезд и пр.), а не апелляция к выдуманным представлениям о прошлом. Разумеется, я согласен, что, ежели в армии будут служить цельные и гармоничные личности, она станет только сильнее. Но для этого должна быть восстановлена социальная справедливость в обществе (армия ведь слепок с оного), причем именно «сверху», на уровне законодательных решений. Иного выхода лично я не вижу.

Игорь Ходаков,
кандидат исторических наук

Опубликовано в выпуске № 29 (792) за 30 июля 2019 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Фома
Фома
01 августа 2019
Насчет уровня и качества современного образования приведу один маленький, но говорящий о многом пример. Не так уж и давно, еще до апгрейда данного сайта, когда шли оживленные обсуждения и многочисленные комментарии в статьях, была опубликована здесь одна статья. Не помню даты публикации, не помню автора, не помню названия, не помню даже содержания статьи, как это ни смешно. По-моему, речь в статье шла об очередном изобретении очередной гравицапы ... Я попытался ее найти, но поиск на этом сайте реализован весьма своеобразно ... Впрочем, суть не в содержании этой статьи. Суть - в обсуждении этой статьи. Один из активных участников обсуждения был свято убежден в существовании так называемых "центробежных" сил. В ответ на что я и другие камрады попытались убедить его в том, что он не понимает элементарных фундаментальных основ физики. А именно - не существует никаких "центробежных" сил, а существуют только силы центростремительные. Убедить его нам не удалось. Ну что поделать - вот уж наглядная демонстрация современного уровня образования в виде непонимания элементарной физики ... И не понимает этого не только упомянутый камрад... Мелочь, конечно, но подобных мелочей становится недопустимо много. С таким вот своеобразным пониманием основных законов мироздания - вперед, на Марс и к звездам ! И еще одно. Автор пишет : ->"... на современном этапе наше общество снова превращается в сословное ..."<--. Оно НЕ превращается в сословное. Оно УЖЕ превратилось в сословное. Лев прыгнул. И начался этот процесс не сегодня и не вчера. Завтра будет уже поздно ...
Аватар пользователя Фома
Фома
01 августа 2019
Насчет уровня и качества современного образования приведу один маленький, но говорящий о многом пример. Не так уж и давно, еще до апгрейда данного сайта, когда шли оживленные обсуждения и многочисленные комментарии в статьях, была опубликована здесь одна статья. Не помню даты публикации, не помню автора, не помню названия, не помню даже содержания статьи, как это ни смешно. По-моему, речь в статье шла об очередном изобретении очередной гравицапы ... Я попытался ее найти, но поиск на этом сайте реализован весьма своеобразно ... Впрочем, суть не в содержании этой статьи. Суть - в обсуждении этой статьи. Один из активных участников обсуждения был свято убежден в существовании так называемых "центробежных" сил. В ответ на что я и другие камрады попытались убедить его в том, что он не понимает элементарных фундаментальных основ физики. А именно - не существует никаких "центробежных" сил, а существуют только силы центростремительные. Убедить его нам не удалось. Ну что поделать - вот уж наглядная демонстрация современного уровня образования в виде непонимания элементарной физики ... И не понимает этого не только упомянутый камрад... Мелочь, конечно, но подобных мелочей становится недопустимо много. С таким вот своеобразным пониманием основных законов мироздания - вперед, на Марс и к звездам ! И еще одно. Автор пишет : ->"... на современном этапе наше общество снова превращается в сословное ..."<--. Оно НЕ превращается в сословное. Оно УЖЕ превратилось в сословное. Лев прыгнул. И начался этот процесс не сегодня и не вчера. Завтра будет уже поздно ...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...