Версия для печати

Финляндию хотели присоединить к СССР с помощью канала

Почему советская Карелия не стала витриной
Шаталин Валентин

Отклик на статью «Уникальность Узбекистана обошлась России в 700 миллиардов долларов»

Была еще такая союзная республика – Карело-Финская. Она существовала всего 17 лет – с 31 марта 1940-го по 16 июля 1956 года.

В идеале ее планировалось включить в состав Финляндской народной республики, которая, как полагали в Кремле, вот-вот состоится. Но не случилось. А после Великой Отечественной войны Москва предпочла сотрудничать уже с просоветской, хотя и несоциалистической Финляндией. Поэтому, чтобы не раздражать Хельсинки и одновременно не напоминать советским карелам о родственной им Финляндии, тем более с многократно более высоким уровнем капиталистической жизни, статус республики понизили до прежнего – АССР, а из названия удалили слово «Финская».

Что касается территории, в состав этой ССР включили районы, отошедшие к СССР после войны с Финляндией (1939–1940), в том числе Выборг и Северное Приладожье. Но в 1956-м их передали Ленинградской области.

В Хельсинки усмотрели в проекте попытку расчленить страну

Впрочем, для социально-экономического подъема республики как витрины советского финского этноса союзный центр за 1940–1956 годы успел инвестировать в качестве капвложений и дотаций около 200 миллиардов долларов по текущим ценам и курсу. Прежде всего это Беломорско-Балтийский судоходный канал, крупные порты «река-море» (всего таких поныне шесть), лесная и рыбная промышленность, каскады малых и средних ГЭС на базе весьма крупных гидроресурсов в регионе. Плюс освоение месторождений химического и металлургического сырья и, конечно, новые широко- и узкоколейные железные дороги, в том числе в уже просоветскую Финляндию.

Карельские порты, особенно на Беломор-Балте и на восточном берегу Онежского озера, сыграли важнейшую роль в налаживании поставок через Ладогу в блокадный Ленинград, в транзите ленд-лизовских грузов.

Объемы производства промышленной и сельхозпродукции в КФССР возросли к 1941 году в полтора и два раза соответственно в сравнении с уровнем 1920-го. Но нацистско-финская оккупация нанесла колоссальный ущерб почти 70 процентам территории республики. К примеру, жилищный фонд был уничтожен более чем на 80 процентов, почти так же пострадала образовательная, медицинская, транспортная, промышленная, энергетическая инфраструктура. За счет союзного бюджета за 1945–1956 годы удалось более чем на две трети восполнить все эти потери. Это хорошо видно на примере курортной сферы: число санаториев, пансионатов и домов отдыха возросло более чем вдвое – до 70.

За годы войны и оккупации республика потеряла свыше 150 тысяч человек (из 640 тысяч по данным на 1940 год). 10 уроженцев КФССР были удостоены звания Героя Советского Союза, около пяти тысяч – боевых орденов и медалей. На стороне нацистских войск сражались около четырех тысяч карелов: в основном экс-кулаки, их родственники, грезившие о «Великой Финляндии» националисты. Около 1400 из них были взяты в плен советскими войсками, до двух тысяч остались на поле боя.

В конце 40-х – начале 50-х планировалось проложить судоходный канал от Беломор-Балта до Ботнического Залива (до 400 км) по рекам и проточным каналам центральной Финляндии. Это было главным звеном дополнительного водного выхода из СССР на Швецию: конечный порт канала в Финляндии (Оулу) отстоял от Хапперанда лишь на 40 миль.

Но в Хельсинки неожиданно усмотрели в проекте попытку чуть ли не расчленить страну таким маршрутом и вскоре после 1953-го отозвали предварительное согласие на реализацию.

Хрущевское же руководство решило не раздражать Финляндию планом ее советизации, путь даже и бывшим. Так союзная республика превратилась в автономную.

Заголовок газетной версии – «Канал с видом на Хельсинки».

Опубликовано в выпуске № 29 (792) за 30 июля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...