Версия для печати

Талант конструктора, посвященный Отечеству

In memoriam

Ушел из жизни заместитель генерального конструктора – директор дирекции по системам и комплексам дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиационного базирования акционерного общества «Концерн радиостроения «Вега», заслуженный конструктор РФ Александр Владимирович Васильев.

Он пришел в Московский НИИ приборостроения в 1973 году, имея за плечами среднее специальное образование, полученное в Кунцевском радиотехническом техникуме, и срочную армейскую службу. Начинал со скромной должности старшего техника. Тяга к знаниям и профессиональный азарт заставили продолжить учебу во Всесоюзном заочном политехническом институте, который Александр окончил в 1980 году по специальности «Радиотехника».

В 1981-м Васильев уже старший инженер, отлично подготовленный специалист-конструктор, которому руководство доверяет разработку и проведение испытаний сложных приборов и систем. В это время главной стратегической темой, которую разрабатывал МНИИП, было создание нового авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления с радиотехническим комплексом «Шмель». Он был необходим ВВС СССР как ответ на создание в США самолета AWACS Boeing E-3 Sentry.

Александр Владимирович активно участвовал в разработке и летных испытаниях самолета А-50 с РТК «Шмель». Основной его задачей в это время было создание бортовых и наземных комплексов связи. В 1995 году он стал заместителем главного конструктора по эксплуатации. Его вклад в выполнение многих НИР и ОКР неоднократно отмечался поощрениями руководства института. В экспериментах и доработках, проводимых на самолете А-50 в строевых частях ВВС и на полигонах, Александр Владимирович принимал самое деятельное участие в качестве бортового инженера-испытателя или руководителя. В его летной книжке зафиксирована весьма значительная цифра часов испытательных полетов на самолетах А-50. Разработчикам комплекса ДРЛО А-50 была присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники, в число лауреатов которой по заслугам был включен Александр Владимирович Васильев.

В июле 2002 года он назначается главным конструктором радиотехнического комплекса «Шмель-М». Под его руководством выполнены модернизация радиотехнических комплексов самолетов А-50 и передача их в эксплуатацию. Как высококвалифицированный специалист и руководитель в области радиотехники, радиолокации Александр Владимирович организовал работу по созданию модернизированного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения, а также государственные совместные испытания опытного самолета А-50У. Под его руководством разработаны программы и методики отработки и сдачи модернизированного комплекса РЛДН самолета А-50У представителям Минобороны РФ. Эта работа также была удостоена премии Правительства РФ, в числе лауреатов которой по праву значится имя главного конструктора.

В 2010 году Васильев назначен главным конструктором ОКР «Премьер» по созданию перспективного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения, получившего известность как самолет А-100. В этой ответственной должности полностью раскрылись инженерно-конструкторский талант и лидерские качества Александра Владимировича. Он организует работу коллектива разработчиков и комплексной летно-испытательной бригады, руководит разработкой эксплуатационной документации, систем объективного контроля и учебно-тренировочных средств. Решает множество разнообразных организационных и технических вопросов.

Важнейшей составляющей работы главного конструктора является планирование и организация взаимодействия с соисполнителями в части создания самолета в целом. Александру Владимировичу это блестяще удалось. При работе над А-100 с его участием сформировалась высокоэффективная кооперация предприятий-соисполнителей, нацеленная на безусловное и своевременное выполнение задачи, поставленной военно-политическим руководством страны, по созданию перспективного многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения с опережающим мировой уровень составом тактико-технических характеристик.

Генеральный конструктор АО «Концерн «Вега», член-корреспондент РАН Владимир Верба рассказывает: «Я познакомился с Александром Владимировичем в 2002 году. Он был одним из первых людей в институте, который поверил в предложенные мной идеи возрождения потенциала предприятия. В 2006-м мы приступили к важнейшему проекту – созданию комплекса дозора и наведения с самолетом А-100. Александр Владимирович сменил меня на посту главного конструктора в 2010 году и возглавлял его до последних дней своей жизни. Благодаря его энергии, высочайшей инженерной эрудиции, опыту и профессионализму мы вышли на завершающую стадию создания МАК РЛДН – летные испытания. Более 10 лет он был моим заместителем по направлению ДРЛО. У нас было еще много общих планов, но сердце конструктора не выдержало той колоссальной нагрузки, которую он нес последние годы. Это огромная, невосполнимая потеря для коллектива и оборонно-промышленного комплекса в целом. Нам еще предстоит осознать и ощутить ее масштаб».

В России не было специалиста по радиолокационным комплексам дозора и наведения, который мог бы сравниться по знаниям и опыту с Александром Владимировичем Васильевым. Во многом именно его заслуга в том, что уникальные характеристики комплексов РЛДН А-50 и А-50У соответствовали или превосходили показатели зарубежных аналогов, а начавший летные испытания самолет А-100 однозначно станет лучшим в мире по своим возможностям.

К сожалению, конструктор уже не увидит полномасштабное боевое применение А-100 строевыми частями ВВС России, но любовно выращенная и воспитанная им команда не подведет своего лидера и завершит начатую им работу.

Александр Владимирович был очень скромным, простым, деликатным человеком. Его отличало высочайшее чувство ответственности за конструкторский коллектив и проекты, которые он вел. В этом году его заслуги в создании новой радиолокационной техники воздушного базирования были отмечены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Именно безопасности Отечества Александр Васильев посвятил всю свою трудовую жизнь и талант конструктора.

Опубликовано в выпуске № 30 (793) за 6 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...