Версия для печати

Как советские летчики спасли иностранных дипломатов

Афганская посадка и взлет под шквальным огнем
Катрич Наталья

Весной 1992 года в Афганистане резко обострилась обстановка, а в августе между враждующими группировками развернулись бои за Кабул и мины начали залетать на территорию российского посольства. В Москве решили эвакуировать сотрудников посольства и четырех иностранных дипмиссий.

Военные начали разрабатывать операцию спасения. Для решения поставленной задачи выделили роту парашютистов 106-й гвардейской вдд подполковника Николая Ивоника и авиагруппу командира 110-го военно-транспортного авиаполка 3-й гвардейской дивизии ВТА полковника Евгения Зеленова.

На Кабул готовились вылетать экипажи: полковник Зеленов – майор Пронин, подполковник Копыркин – майор Гусейни-Исполлани, майор Мельников – майор Малов. Все прошли Афганистан и другие горячие точки, владели «афганским» заходом на посадку: на большой высоте прямо над аэродромом экипаж выпускал шасси, спойлеры в тормозном режиме и направлял транспортник вниз с вертикальной скоростью до 30 метров в секунду. Заходили на ВПП на удалении до полутора километров, хотя по всем наставлениям расстояние должно было быть почти в десять раз больше. Чтобы уберечься от огня «Стингеров», отстреливали тепловые ловушки. Перед вылетом участникам операции сообщили, что дипломаты договорились с моджахедами о двухчасовом «окне» в обстреле афганской столицы.

Посадка поврежденной машины на узбекском аэродроме Какайды была выверенной, приземление оказалось мягким

Кабульский аэродром лежит среди гор, на высоте 1800 метров над уровнем моря, поэтому весьма непрост для захода и посадки даже в мирное время.

Вылет назначили на четыре утра 28 августа 1992 года. Полковник Зеленов пошел первым, через 20 минут – остальные.

Ведущий группы определял метеоусловия по посадке, в афганскую столицу он летал не единожды, так что опыт имелся богатый. Садиться ему пришлось именно по «афганской» схеме, причем на подлете обстреляли зенитки. Пассажиры уже были на ВПП, началась загрузка, командир группы руководил посадкой остальных транспортников.

Однако двух часов перерыва не получилось: душманы принялись обстреливать аэродром реактивными снарядами, затем подключились минометы. Из Москвы поступил приказ немедленно взлетать.

Самолет Евгения Зеленова уже стоял в начале полосы и был готов к взлету, к ВПП тяжело катил транспортник Анатолия Копыркина. Третий Ил-76 Сергея Мельникова заканчивал погрузку пассажиров, когда в топливный бак прилетела мина. Машина загорелась, но людей успели эвакуировать.

Прекратить взлет командир группы уже не мог, и единственное, что он сделал в этой ситуации, – приказал Копыркину забрать экипаж и дипломатов из поврежденного самолета.

Обстрел усиливался. Транспортник Копыркина подрулил к месту недавней стоянки. Остановка под огнем исключалась, поэтому машина медленно катилась по полосе и людей на борт втаскивали. Взяли всех, перегруженный Ил-76 вырулил на взлетку. С высоты Зеленов видел, как трудно пилотам битком набитого Ила вывести его на взлетный режим. С последних плит ВПП на минимальной скорости экипаж все же сумел подняться в воздух.

По радио подполковник Копыркин доложил командиру, что взлет произвел, набирает высоту, все живы, экипаж Мельникова на борту в полном составе, есть раненые, помощь им оказана, у самолета повреждены пневматики шасси. Но посадка поврежденной машины на узбекском аэродроме Какайды была выверенной, приземление оказалось мягким, с плавным обжатием стоек. Пробежав метров 600, Ил-76 замер на полосе, пожарные машины потребовались, только чтобы залить дымившиеся остатки резины и разогретые диски колес. Из 20 пневматиков целыми оставались только три. После замены колес и тормозных дисков экипаж перегнал транспортник на свою базу.

За мужество и героизм, проявленные при эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула, летчикам Зеленову и Копыркину были присвоены звания Героя Российской Федерации, все члены экипажей награждены орденами Мужества.

У Евгения Зеленова богатая летная судьба – в 1979 году в составе группы 37-го военно-транспортного авиаполка служил во Вьетнаме. С 1980 по 1981-й оказывал интернациональную помощь Афганистану в составе 50-м осап ВВС 40-й армии ТуркВО. В 1986-м возглавил группу экипажей самолетов Ан-12 708-го отдельного военно-транспортного авиаполка, работавшего во время аварии на Чернобыльской АЭС. Два года спустя участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении.

Евгений Зеленов награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Мужества, многими медалями. Он передал в дар музею для постоянно действующей экспозиции «Традициям подвига верны» парадную форму с наградной колодкой и муляжом звезды Героя России, знаки классности «Гвардия» и «Заслуженный военный летчик РФ», фотографии.

Заголовок газетной версии – «Кабульская миссия летчика Зеленова».

Наталья Катрич,
специалист по связям с общественностью Музея Победы

Опубликовано в выпуске № 30 (793) за 6 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...