Версия для печати

Награды в поисках героев

Страна устала от авиационного негатива
Песков Алексей

«Чудо в Жуковском», когда молодой и не особо опытный экипаж аэробуса А-321-211 сумел при отказе двигателей спасти 233 человеческие жизни, включая собственные, – как бальзам на душу россиян, уставших от авиакатастроф, в которых чуда не произошло. Вопиющий случай со сгоревшим в «Шереметьеве» «Суперджетом», стоивший жизни десяткам пассажиров, – последняя рана из этой серии.

Экипажу аэробуса необычайно повезло, отмечают специалисты, и заслуга летчиков в первую очередь в том, что они не перечеркнули везение какими-то неумелыми действиями, а сделали, как учили. Но то, что еще до окончания расследования и обнародования деталей авиапроисшествия командира аэробуса Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина представили к званию Героя России, а всех бортпроводников – к ордену Мужества, правильно. Они не только жизни спасли – показали, что в историю российской гражданской авиации можно вписывать славные страницы.

В Жуковском – испытательный аэродром ЛИИ им. М. Громова, длинная ВПП и нет застройки по курсу взлета-посадки. Опять же кукуруза в меру крепкая, чтобы нежно затормозить лайнер, и достаточно скользкая, чтобы не вызвать искрения при посадке и не позволить самолету разрушиться сразу после касания земли. Но полные баки горючего. Но малая высота и никакой возможности для маневра. Пилот успел запросить у диспетчера разрешение на разворот, однако быстро понял – это приведет к потере скорости и сваливанию. Потому, как отмечено многими профессионалами, выбрал единственно верное решение – посадка на брюхо прямо перед собой. Что тоже требует огромного мастерства и хладнокровия: приди самолет к земле с креном и коснись ее на скорости одним из крыльев, катастрофы было бы не избежать. Ситуация держалась на волоске, в конце концов правый двигатель оторвало, но уже тогда, когда скорость перестала быть критической.

Очевидцы утверждают, что пилот направил самолет в здание намеренно, в противном случае машина врезалась бы в жилую застройку

Первый и второй пилоты молодцы, награды заслужили. Но сразу вспомнилось авиапроисшествие куда меньшего масштаба, из-за двух жертв перешедшее в разряд «катастрофа»: посадку 27 июня самолета Ан-24 в Нижнеангарске. Там тоже был отказ двигателя, на пробеге последовал сход с полосы и самолет врезался в здание очистных сооружений, расположенное сразу за ограждением аэропорта. Тогда погибли пилот-инспектор Владимир Коломин и бортмеханик Олег Богданов. Командиру было 58 лет, общий налет – свыше 15 тысяч часов, опыта выше крыши. Почему он не помог, выясняет комиссия. Но некоторые очевидцы утверждают, что летчик направил самолет в здание намеренно, в противном случае машина врезалась бы в жилую застройку, прижавшуюся к торцу ВПП. Нижнеангарск – маленький поселок на берегу Байкала, до предела стиснутый природными условиями и нормативными документами. Водоохранная территория озера, железная дорога, ВПП аэропорта прямо в центре города…

В том случае главной героиней стала опытная стюардесса Елена Лапуцкая, ее налет – больше 10 тысяч часов. Именно она, получив при посадке переломы нескольких ребер, организовала грамотную и быструю эвакуацию 43 пассажиров. В авиакомпании «Ангара» ее по праву считают героиней, и документы на награждение уже отправлены в правительство. Понятно, что там разбираться будут долго, случай не особо шумный – чай не Москва. Но в Ижме (Республика Коми) после посадки на бетонку заброшенного аэродрома самолета Ту-154М командира Евгения Новоселова и второго пилота Андрея Ломанова отметили званием Героя России через месяц после случившегося. Подвиг Елены Лапуцкой тоже сомнений не вызывает. И будет справедливо, если и ее работу оценят по достоинству.

Поменьше бы авиапроисшествий. Но так приятно писать об авиаторах, которые показали себя профессионалами! И греет мысль – если больше о таких писать, количество великих профессионалов в авиации будет только расти.

Опубликовано в выпуске № 32 (795) за 20 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...