Версия для печати

Самое теплое место в дальней авиации

Бомбардировщики «Митчелл» нравились советским летчикам за комфорт и живучесть
Раткин Владимир
Фото: google.com

Бомбардировщик North American В-25, названный в честь Уильяма Митчелла, инициатора создания ВВС США, мог поступить в СССР уже осенью 1941-го.

В августе в Америку прибыла советская делегация для ведения переговоров о поставках военной техники. Рассчитывали приобрести у Штатов новейшие бомбардировщики В-17 «Летающая крепость». Однако американцы отказались продавать «Фортрессы», предложив взамен В-25А, устаревшую уже модификацию. Решили воспользоваться случаем и вместо списания в утиль продать внезапно возникшему союзнику. Главу делегации – героя-летчика Михаила Громова вариант замены В-17 на В-25А не устроил, но в итоге договоренность была достигнута. В СССР убыли четыре новеньких В-25В. Путь был долог, через Иран. Пока добрались до советской земли, устарели, фирма North American уже поставила на поток В-25С. Именно эти машины весной 1942 года составили основу 222-й бомбардировочной авиадивизии (БАД), три полка которой воевали до того на СБ и Пе-2. Переучивание планировали вести в Кировабаде (ныне Гянджа, Азербайджан), где располагался 11-й запасной авиаполк, принимавший всю поступавшую через Иран ленд-лизовскую технику. Но инструкторский состав ЗАПа разбирался в ней не лучше только что прибывших с фронта экипажей. Поэтому по решению комдива осваивать «американцев» решили по месту базирования дивизии, на аэродроме Кратово в Подмосковье. И по собственной методике.

Спектр боевого применения – от транспортных рейсов к югославским партизанам до охоты за вражескими бомбардировщика

Первые боевые вылеты экипажи В-25С совершили в июне 1942 года на Воронежском фронте в составе 1-й бомбардировочной армии ВВС. Командование 222-й БАД, однако, считало, что самолеты с дальностью полета две тысячи километров более необходимы авиации дальнего действия (АДД), и приложило максимум усилий к тому, чтобы перевести дивизию в эту структуру, напрямую подчиненную Ставке ВГК. И это удалось.

В АДД «Митчелл» поймал свой звездный час. Удивительно, но маломаневренная, действующая преимущественно с высот три тысячи – пять тысяч метров машина имела минимальное число потерь – благодаря выработанной летчиками грамотной тактике они составляли примерно один «двадцать пятый» на 500 боевых вылетов. «Митчеллы» участвовали во всех крупных наступательных операциях Красной армии, о чем говорят почетные наименования авиаполков: Севастопольский, Смоленский, Брестский, Берлинский. Спектр боевого применения – от транспортных рейсов в Югославию к партизанам Тито до охоты за вражескими бомбардировщиками в местах их базирования («В-25 «Митчелл» – капризный тихоход»).

Отсутствие высоких потерь позволило увеличить число полков, оснащенных В-25, и сформировать из них 4-й гвардейский авиакорпус. В СССР за время войны главным образом по трассе Аляска – Сибирь (АлСиб) поступило 870 «Митчеллов» различных модификаций – В, C, D, G, J, которые использовались в 15 авиаполках. Основным эксплуатантом стала АДД. Несколько самолетов имелось в авиации ВМФ и резерва ВГК.

Машина нравилась летному составу за удачно скомпонованную пилотскую кабину (с обогревом), богатое радиооборудование, наличие автопилота и системы антиобледенения. Бомбовая нагрузка – до двух тонн. В бомбоотсеке можно было подвешивать как отечественные боеприпасы, так и трофейные. Установленные в электрифицированных турелях 12,7-мм пулеметы «Кольт-Браунинг» позволяли вести эффективный огонь по немецким истребителям, однако требовали постоянного подвоза боепитания из США. Из-за океана везли и американское горючее, отечественный низкооктановый бензин для В-25 не подходил. Временами возникала нужда в новых моторах. Неритмичные поставки из США в 1944 году приводили к срыву боевой работы.

После окончания войны начался предусмотренный ленд-лизовскими договоренностями процесс сдачи оставшихся В-25 представителям США, но шел он ни шатко ни валко из-за бюрократизма американской стороны. Наши старались сдавать в первую очередь максимально изношенные самолеты, а остальные использовать по максимуму, в том числе при переучивании экипажей на Ту-4, бывшем почти точной копией американского В-29, и в народном хозяйстве – бомбили ледовые заторы на Волге, выполняли аэрофотосъемку в северных регионах.

В 1946–1947 годах два «Митчелла» числились в Министерстве геологии, два – в полярной авиации, пять – в Министерстве авиационной промышленности, пять – в Главном управлении гидрометеослужбы, один – в НИИ ГВФ, три – в 3-й краснознаменной авиадивизии связи ГВФ, два – в авиаотряде Дальстроя МВД, два – в летном отряде Норильского комбината ГуЛаг МВД СССР.

В настоящее время один из «Митчеллов», найденных в тайге и отреставрированных, экспонируется в музее ВВС в подмосковном Монине.

Опубликовано в выпуске № 32 (795) за 20 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...