Версия для печати

«Суперфортрессы» на параде в Тушине

Американский военный атташе проспорил бутылку «Мартеля» из-за Туполева
Чуприн Константин

Советский атомный проект решал целый комплекс проблем. Одной супербомбы было недостаточно, требовалось иметь средства ее доставки. Первым из них стала авиация. И тут тоже не обошлось без невольной помощи американцев…

Погода 3 августа 1947 года выдалась на славу. Даже небесная канцелярия работала на товарища Сталина, приехавшего в Тушино на грандиозный авиационный парад. Предвкушая впечатление, которое эта демонстрация воздушной мощи должна была произвести на приглашенных иностранцев, генералиссимус находился в самом благостном расположении духа. Гостям предстояло наглядно убедиться в том, что еще не оправившемуся от страшных ран войны СССР есть чем ответить на речь Черчилля в Фултоне.

Трибуна, занятая западными дипломатами, поблескивала оптикой мощных биноклей и фотокамер. Каждая новинка, проносившаяся над Тушинским аэродромом, сопровождалась оживлением среди военных атташе. Для начала зрителей оглушили воем турбин серийные реактивные истребители Як-15 и реактивный же фронтовой бомбардировщик Ту-12. Прострекотали необычного вида вертолеты конструкции Братухина, прокрутили фигуры высшего пилотажа новенькие учебные Яки. Последний из них, уйдя свечой в зенит, сорвался в преднамеренный штопор и искусно вышел из него чуть ли не у самой земли… И тут комментатор бодро объявил жестяным репродукторным голосом: «А сейчас вы увидите группу новейших тяжелых бомбардировщиков! Их пилотируют…»

Над головой американца прошли B-29 фирмы «Боинг», но с большевистскими звездами на плоскостях

Сотрудник американской военной разведки под дипломатической крышей, бесцеремонно окуривавший соседей слезоточивым дымом дорогой «гаваны», склонился к британскому коллеге: «Тут русские явно блефуют. Держу пари на бутылку старого доброго «Мартеля», что нам покажут довоенный хлам вроде «Петлякова-8».

Между тем к трибунам с надрывным ревом приближалась тройка огромных четырехмоторных самолетов. У янки чуть не выпала сигара изо рта: над его головой в строю пеленга шли вовсе не Пе-8, а родные ему стратегические бомбардировщики B-29 Superfortress фирмы «Боинг». Те самые, что пару лет назад превратили в радиоактивные руины Хиросиму и Нагасаки. Но на плоскостях алели большевистские звезды. Удивленные атташе обменивались недоуменными репликами.

С правительственной трибуны на иностранцев с презрительным прищуром поглядывал генералиссимус: «Всполошились голубки, увидев коршуна! Ничего, придет время, будет у него и атомный клюв».

В тот же день озадаченный американский разведчик сел за написание подробного отчета об увиденной им русской авиатехнике. «Судя по всему, – строчило паркеровское перо, – Советы не только воспользовались немецким опытом в разработке реактивных машин, но и сумели наладить производство копии нашего стратегического бомбардировщика B-29».

На этот раз проигравший пари в Тушине не ошибался.

За два года до того авиапарада в Кремль к «самому» вызвали патриарха советского самолетостроения Туполева. Андрей Николаевич ехал с тяжелым сердцем – из-за отсутствия современного радиотехнического оборудования, еще не освоенного промышленностью, возникли серьезные трудности с работами над новым тяжелым бомбардировщиком «64».

Вождь стоял у окна, словно не замечая вошедшего в кабинет авиаконструктора. Повернувшись, поздоровался, задал несколько дежурных вопросов о здоровье и семье. И в упор:

– Что, не ладятся дела с 64-м? Не успеваете? Раньше надо было думать!

– Думали, товарищ Сталин, и к концу года представим эскизный проект и макет. Дело за смежниками.

– Знаю, все знаю! А времени у нас все равно нет. И у вас тоже. Новый тяжелый бомбардировщик нужен Красной армии позарез, и такой самолет она должна получить в кратчайший срок. Что скажете об американском B-29?

– Отличная машина, продукт передовой американской промышленности.

(В 1937-м угодившего в ежовые рукавицы Андрея Николаевича упекли в тюрьму как раз за то, что он принялся было внедрять в советском авиапроме «вредительские» американские технологии, с коими ознакомился в ходе командировки за океан.)

– Нам нужен такой самолет. Не такого типа, а точно такой. До винтика…

Иосиф Виссарионович любил слово «винтики».

Туполев был обескуражен:

– Да, но подробные чертежи…

– Нет у меня для вас чертежей! – уже с раздражением перебил его Сталин. – И не будет. Зато есть сами самолеты. С них и будете «лепить» наш. Вы справитесь, я знаю. И ни малейших отклонений. А 64-й – в сторону. Все равно не успеваете.

Все упомянутое выше всего лишь авторская интерпретация канувших в Лету событий, хотя и не отступает от исторической правды. Но откуда B-29 могли появиться у Сталина? Ведь американцы и не думали поставлять B-29 по ленд-лизу и делиться какой-либо документацией на эти машины.

Опубликовано в выпуске № 32 (795) за 20 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Владислав Лесняк
Владислав Лесняк
24 августа 2019
Откуда появились Б-59 у Сталина? По договорённости с СССР во время боёв с Японией, в том числе на территории Китая, американские самолёты при необходимости могли залетать на советскую территорию. Так у нас совершили посадки не менее 4-х подбитых Б-59. Парочка из них была в очень приличном состоянии. Они-то и стали объектами изучения. Это, кстати, как говорили, было одной из причин, почему американцы не сильно нервничали из-за самолётов, продемонстрированных на авиапараде - они считали, что это их восстановленные машины, а не созданные Советским Союзом.
Аватар пользователя Владислав Лесняк
Владислав Лесняк
24 августа 2019
В "ВПК" статью не напечатают, если там не будет плевка в СССР? Автор пишет за Туполева: "...Андрея Николаевича упекли в тюрьму как раз за то, что он принялся было внедрять в советском авиапроме «вредительские» американские технологии". Враньё полное! В Союзе работали тысячи иностранных спецов, в том числе из США, приглашённые Советами как раз для передачи и применения новых технологий. И закупки технологий из США - уже одного из технологических лидеров мира на тот момент, - были одними из самых крупных. Закупали от отдельных станков до целых заводов. Поэтому, писать, что новые американские технологии - причина ареста Туполева... у лживого автора явный антисоветизм головного мозга. Да, кстати. А что в приговоре у Туполева? Чего не написать правду о его командировке - группа инженеров съездила, прибарахлилась, а задание не выполнила. Закупка техники и технологий была проведена провально, деньги спущены на ветер. Это сейчас за такое идут в депутаты, а тогда на нары. За что Сталина народ и поныне уважает.
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
26 августа 2019
Из статьи: "И ни малейших отклонений" -- тем не менее вооруженцы позволили себе отклониться и установили на Ту-4 (такое обозначение получил скопированный самолёт) стрелково-пушечное вооружение не по американским стандартам, а по нашим (СССР)
Аватар пользователя Владислав Лесняк
Владислав Лесняк
24 августа 2019
Откуда появились Б-59 у Сталина? По договорённости с СССР во время боёв с Японией, в том числе на территории Китая, американские самолёты при необходимости могли залетать на советскую территорию. Так у нас совершили посадки не менее 4-х подбитых Б-59. Парочка из них была в очень приличном состоянии. Они-то и стали объектами изучения. Это, кстати, как говорили, было одной из причин, почему американцы не сильно нервничали из-за самолётов, продемонстрированных на авиапараде - они считали, что это их восстановленные машины, а не созданные Советским Союзом.
Аватар пользователя Владислав Лесняк
Владислав Лесняк
24 августа 2019
В "ВПК" статью не напечатают, если там не будет плевка в СССР? Автор пишет за Туполева: "...Андрея Николаевича упекли в тюрьму как раз за то, что он принялся было внедрять в советском авиапроме «вредительские» американские технологии". Враньё полное! В Союзе работали тысячи иностранных спецов, в том числе из США, приглашённые Советами как раз для передачи и применения новых технологий. И закупки технологий из США - уже одного из технологических лидеров мира на тот момент, - были одними из самых крупных. Закупали от отдельных станков до целых заводов. Поэтому, писать, что новые американские технологии - причина ареста Туполева... у лживого автора явный антисоветизм головного мозга. Да, кстати. А что в приговоре у Туполева? Чего не написать правду о его командировке - группа инженеров съездила, прибарахлилась, а задание не выполнила. Закупка техники и технологий была проведена провально, деньги спущены на ветер. Это сейчас за такое идут в депутаты, а тогда на нары. За что Сталина народ и поныне уважает.
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
26 августа 2019
Из статьи: "И ни малейших отклонений" -- тем не менее вооруженцы позволили себе отклониться и установили на Ту-4 (такое обозначение получил скопированный самолёт) стрелково-пушечное вооружение не по американским стандартам, а по нашим (СССР)

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...