Версия для печати

Знаменитый пассажир «Максима Горького»

О причине гибели Сент-Экзюпери остается только гадать
Рощупкин Владимир
Памятник Сент-Экзюпери в Лионе

31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери на американском тяжелом истребителе «Лайтнинг» Р-38 вылетел с военного аэродрома на Корсике в направлении Франции. Полет был разведывательным, его цель – сделать фотоснимки южного побережья страны в интересах высадки союзников. Но вскоре связь с летчиком прервалась. Он и его истребитель бесследно исчезли.

Сент-Экзюпери ощущал себя не только французом, но и Человеком Земли. Авиацию он воспринимал и показывал в своих произведениях как своеобразный мостик, ступеньки к планетарному единству.

По мнению исследователей творчества писателя и его биографов, небо дало литератору Сент-Эксу (так называли его друзья) широкий, философский взгляд на мир, на планету людей. Экипаж для Экзюпери – семья единомышленников, сплоченных общим делом и необходимостью совместно противостоять опасностям, которыми полна воздушная стихия. Это и своего рода прообраз (в философском, гуманистическом смысле) будущего общепланетарного братства людей, в основе которого человек как высшая ценность.

Антуан де Сент-Экзюпери обладал энциклопедическими познаниями и несомненными талантами не только как пилот и литератор. Далеко не всем его читателям и почитателям ведомо: их кумир – теоретик и исследователь, автор 14 изобретений в сфере аэродинамики, что подтверждено патентами. И есть некий глубинный смысл в том, что XXI век по решению ЮНЕСКО начался Годом Сент-Экзюпери.

В нашей стране его любят и чтут по-особому. Еще в советские времена он был одним из любимейших зарубежных писателей молодежи, по популярности с ним мог сравниться разве что Хемингуэй. Правда, официального одобрения наших госчиновников от литературы французский писатель тогда так и не получил. Но чиновники – далеко не вся страна. Знаю людей, которые многие годы собирают и изучают все, что связано с жизнью и творчеством Сент-Экса.

Экзюпери приезжал в СССР как специальный корреспондент газеты «Пари Суар»

Страстным поклонником Экзюпери был патриарх отечественной космонавтики, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Игорь Волк (1937–2017). Увлечение творчеством писателя подвигло Игоря Петровича на беспрецедентный перелет по дальним воздушным трассам, которые в свое время покорял французский ас. Даже сейчас при наличии современного навигационного оборудования эти маршруты поражают сложностью. Чего уж говорить о довоенной поре. Так что можно представить, каким незаурядным талантом и авиационным мастерством обладал летчик Сент-Экзюпери.

В Москве действует международный благотворительный фонд «Мир Сент-Экзюпери». Идея его создания принадлежит бывшему летчику-испытателю, автору кино- и телесценариев об истории авиации Мстиславу Листову. А соучредителями выступили две ассоциации – друзей Франции и преподавателей французского языка. В столичных театрах можно увидеть спектакли по произведениям Сент-Экса.

Примечательно, что на родине Экзюпери самое необычное артистическое представление в его честь поставил наш соотечественник – известный артист Вячеслав Полунин. В финале красочной феерии в зал влетали огромные разноцветные шары. Кто-то воспринимал их как шутку. Но те, кто хорошо знает творчество своего земляка, поняли творческий замысел русского постановщика: каждый такой шар, медленно плывший над рядами зрителей, – это планета. На одной из них живет Маленький Принц. У многих зрителей на глазах были слезы…

К слову, писатель интересовался нашей страной. В 1935 году он побывал в СССР в качестве специального корреспондента газеты «Пари Суар». Его привлекала советская авиация, взбудоражившая в 30-е годы мир своими достижениями. Сент-Эксу даже удалось совершить в качестве пассажира полет на борту самолета-гиганта «Максим Горький». Это событие произвело огромное впечатление на французского авиатора – в ту пору уже и писателя, создавшего «Ночной полет». (Книга вышла в свет в октябре 1931 года, а уже в декабре ее автору присуждается престижная премия «Фемина»).

Но больше всего в ходе и после своей поездки в нашу страну Экзюпери был поражен культурным, духовным потенциалом России. Не высказывая официального одобрения режима, он тем не менее высоко ценил то, что делалось для простых людей.

Как это ни покажется странным, в его родном Лионе нет музея писателя. Но есть улица, названная его именем, сохранился дом, где родился Антуан. Мы вместе с Лоранс (Lorence), дочерью моего французского друга Бернара Шевалье-Сейвет (Bernard Chevalier-Seyvet), специально приехали в Лион, чтобы побывать в доме писателя. Учительница Лоранс, ныне директор школы, – большая поклонница Экзюпери и, как выяснилось, Достоевского. Нужный дом нашли по небольшой табличке над входной дверью. Не зная – так и пройдешь мимо, ничего не заметив. Краткая надпись гласит: «В этом доме родился выдающийся французский писатель Антуан Сент-Экзюпери». В квартире сейчас живет обычная семья.

Мы вошли в незапертый подъезд, постояли, приложили ладони к стенам, которые помнят тепло ладоней маленького Антуана. А потом пошли к памятнику писателю. Он оказался совсем не на «его» улице, а в другом месте. Памятник замечательный: Сент-Экс в летном шлеме, свесив ноги, сидит на очень высоком постаменте и с доброй улыбкой смотрит с высоты вниз. А из-за его спины широко раскрытыми глазами глядит на мир Маленький Принц, почему-то очень похожий на юного Пушкина. Люди с любопытством разглядывают их, устремив взгляды вверх, к голубому небу.

И вспомнились слова молитвы писателя, которые воспринимаются как его философское кредо: «Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы. Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло. Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу». Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо».

Версии насчет места и причины гибели писателя ходили разные, даже самые фантастические. Прогресс в установлении истины наметился только в конце ХХ столетия. В 1998 году в море южнее Марселя местный рыбак выловил браслет с надписью «Сент-Экз». А через два года на глубине 70 метров французский водолаз обнаружил останки самолета P-38. Из-за государственного запрета на подводные исследования экспедиция была отложена до октября 2003-го. Только в апреле 2004 года, после того как поисковики обследовали акваторию площадью 1000 на 400 метров, со дна моря были подняты фрагменты самолета. На одном из них стоял серийный номер 2734. Справки из военного архива подтвердили, что деталь именно с «Лайтнинга» Экзюпери. Тем не менее историки по сей день могут только гадать о причине его гибели. Погодные условия в тот день были хорошими, пропеллер не погнут, в корпусе нет следов пуль. Эксперты полагают, что самолет вошел в воду на высокой скорости почти вертикально.

Владимир Рощупкин,
заслуженный работник культуры РФ

Опубликовано в выпуске № 33 (796) за 27 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...