Версия для печати

Совместный проект Колчака и Сикорского

105 лет назад морская авиация России получила первый руководящий документ
Кулинченко Вадим

Перед Первой мировой в Российском императорском флоте был накоплен уникальный опыт строительства и применения морской авиации. Ее создание как отдельной организационной структуры ВМФ было тесно связано с разработкой оперативных планов на случай обострения отношений с Германией. В штабах прекрасно понимали, что флоты Второго рейха – Открытого моря и Балтийский могут предпринять наступление на Санкт-Петербург. На этот случай для защиты имперской столицы начальник 1-го оперативного отделения Морского ГШ капитан 2-го ранга Александр Колчак разработал оперативный план защиты восточной части Финского залива – так называемую Центральную минно-артиллерийскую позицию. По замыслу от Порккала-Удд близ Гельсингфорса до острова Нарген около Ревеля следовало выставить мощные минные поля, на флангах прикрыть их стационарными батареями морской артиллерии. Вспомогательные и основные силы Балтфлота, дабы сорвать неприятельские попытки траления, предполагалось расположить по обе стороны полей. Но минные заграждения следовало ставить до подхода основных сил противника. Поэтому Колчак предложил наряду с традиционными видами отслеживания неприятеля на море использовать субмарины и самолеты, оснащенные радиостанциями. В дальнейшем авиацию предполагалось использовать для бомбежки.

План Колчака лег в основу доклада начальника морского генштаба вице-адмирала князя Ливена морскому министру вице-адмиралу Григоровичу.

Весной 1914 года в штат Морского Генерального штаба ввели отделение авиации в составе трех человек

Основываясь на предложениях подчиненных, 18 мая 1912 года Григорович издал приказ № 127 «Об организации воздухоплавания на Балтийском флоте», по которому при службе связи флота началось формирование авиационных частей.

6 августа 1912 года в Гребном порту Санкт-Петербурга был спущен на воду первый гидроаэроплан, что стало началом создания отряда морской авиации. Командиром новой войсковой части назначили капитана корпуса морских инженеров Дмитрия Александрова. На должность техника по авиационной части по контракту нанят Игорь Сикорский. Именно он создал в 1914 году первый четырехмоторный поплавковый бомбардировщик «Илья Муромец» и вместе с лейтенантом Лавровым поднял его с акватории порта Либава (Лиепая) в воздух. Морведомство империи включило гидроплан в состав авиации Балтфлота с дислокацией на Эзеле.

На 1 января 1913 года российский флот имел один гидроплан и два колесных аэроплана на Балтике и пять гидропланов на Черном море. А весной 1914-го в штат Морского Генерального штаба ввели отделение авиации в составе трех человек.

Впервые задачи для авиации флота были прописаны в 1912 году в «Положении о командах военно-морских летчиков Балтийского и Черного морей». В том же году выпускник петербургской Офицерской воздухоплавательной школы Николай Яцук опубликовал книгу «Воздухоплавание в морской войне». Это была первая отечественная научная разработка перспектив развития и боевого применения морской авиации.

Начало Первой мировой застало ее на стадии организационного становления. На 1 августа 1914 года в штате состояло порядка 30 самолетов различных видов и около 20 дипломированных пилотов.

Итогом всей работы по созданию морской авиации стало введение в действие «Положения о службе авиации в службе связи», подписанное морским министром 14 (27) августа и ставшее первым руководящим документом авиации флота.

По состоянию на 1 января 1914-го в авиации Балтфлота числились 8 летчиков, инженер по авиационной части, гальванер, 13 унтер-офицеров, 39 рядовых. Матчасть состояла из четырех гидросамолетов С-10, летающей лодки «Донне-Левек», гидросамолетов «Морис Фарман-11» и «Анри Фарман-16», миноносца «Поражающий», моторного катера и двух моторных лодок.

С марта 1915 года на вооружение морской авиации БФ поступила новая техника: французские летающие лодки FBA и поплавковые самолеты С-10 конструкции Сикорского.

К тому времени усилилась интенсивность действий германской авиации, поскольку немцы готовилось к прорыву фронта и стремились выйти к берегам Рижского залива. Поэтому они вместе с воздушной разведкой вели бомбардировку кораблей и береговых сооружений Балтфлота. 17 июля 1916 года четыре гидроаэроплана взлетели с авианосного судна «Орлица» и в бою над Балтикой одержали победу над четырьмя немецкими самолетами. Два сбиты, два сбежали. Победа в этом сражении ознаменовала рождение полноценного рода сил отечественного ВМФ.

Опубликовано в выпуске № 30 (793) за 6 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...