Версия для печати

Роботы запрограммированы на подвиги

Современные саперы – наиболее высокотехнологичный род войск
Иванов Павел

Задача рот и взводов специального минирования – скрытная установка минных полей как на линии фронта, так и в ближайшем тылу противника («Саперы впереди «Авангарда»). По имеющимся данным, в составе инженерно-саперного полка будет рота-взвод, а в составе бригады рота-батальон спецминеров. Главное их оружие – новые роботизированные минные комплексы.

Военнослужащие этих подразделений передвигаются на бронеавтомобилях «Тигр». Также для них разработана и уже поставляется в войска специальная экипировка. Речь идет о системах переноски снаряжения, в составе которой разгрузочные жилеты и специальные рюкзаки. Но главное – стелс-саперы, как уже успели в шутку назвать бойцов спецминирования в войсках, получили пассивные экзоскелеты.

Скелеты не в шкафах

Их особенность – отсутствие в конструкции различных электрических двигателей и сервоприводов, все работает за счет мышц бойца. При этом элементы экзоскелета рассчитаны так, чтобы максимально усилить движения военнослужащего. Фактически стелс-сапер может нести груз в 60–70 килограммов, тратя на это столько же сил, сколько потребовалось бы на переноску 10 килограммов.

Но главное оружие спецминеров – не экзоскелеты, а новые роботизированные минные комплексы. Эти новинки являются развитием хорошо известной еще по войне в Афганистане системы НВУ-П «Охота», которая обнаруживала приближение противника, а также его перемещение по шагам. После чего блок управления последовательно вводил в действие мины – так, чтобы обеспечить максимальное поражение.

Опыт боев в Сирии показал, что без специальной тяжелой техники штурмовикам сложно выполнять поставленные задачи

Про современные мины-роботы известно не так уж много. Но по имеющимся данным, блок управления новой системы содержит элементы искусственного интеллекта, а сами мины за счет специальной конструкции могут доворачиваться на цель, чтобы гарантировано накрыть ее.

В полках и бригадах инженерных войск также формируются роты и взводы беспилотных систем. Речь идет о дронах семейства «Уран». Причем машины будут применяться в нескольких конфигурациях – для разминирования, ведения разведки и огневой поддержки. В настоящее время проводятся учения, в ходе которых роботы обнаруживают минные поля, затем при поддержке беспилотников бойцы-саперы их ликвидируют. А огневую поддержку оказывают ударные роботы.

Вторым направлением развития инженерных войск стало формирование рот и батальонов штурма и разграждения. На военном сленге бойцов этих спецподразделений называют инженерный спецназ или просто штурмовики. Задача – штурм хорошо укрепленных позиций противника, а также борьба за техногенные объекты (заводы, инфраструктурные постройки, аэропорты). В настоящее время в каждом инженерно-саперном полку формируется по одной роте штурмовиков. А в составе каждой инженерной бригады будет целый батальон штурма и разграждения.

Друг горыныч

Эксперименты по формированию подразделений инженерного спецназа начались еще в 2014 году. Первоначально ожидалось, что главной ударной силой штурмовых рот и батальонов станут специально обученные бойцы. Разрабатывались костюмы максимальной степени защиты. Для облегчения нагрузки штурмовики также должны были получить пассивные экзоскелеты. Планировалось, что оказывать огневую поддержку и перевозить бойцов по полю боя будут бронетранспортеры БТР-82. Но экспериментальные учения, а также опыт боевых действий в Сирии показали, что без поддержки специальной тяжелой техники штурмовикам будет сложно выполнять поставленные задачи. Поэтому в состав подразделений были включены установки дистанционного разминирования УР-77.

Эти изделия хорошо известны по неофициальному названию «Змей Горыныч». Главный калибр УР-77 – ракета, вытягивающая трос с зарядами взрывчатки. При падении происходит взрыв, в результате которого образуется проход в минном поле шириной более 15 метров.

Но в подразделениях штурма и разграждения главная задача «урки» не создавать минные проходы, а уничтожать позиции противника. Ракета с зарядом тротила легко разрушает полевые укрепления и даже капитальные постройки, к примеру двух-трехэтажные дома. УР-77 активно использовались сирийскими правительственными войсками для борьбы с боевиками в городских и промышленных районах.

Существенно расширен парк техники подразделений штурма и разграждения. Так, теперь в бой личный состав везут не БТР-82, а бронеавтомобили «Тайфун-К». Машины оснащены дистанционными модулями вооружения. БТР также остались в штате инженерного спецназа, но их задача стала более узкой – только поддержка штурмовых групп огнем.

Не обошла роботизация и инженерный спецназ. Первоначально штурмовики получили подвижные роботизированные видеокамеры наблюдения «Скарабей». Но в настоящее время арсенал существенно расширен.

Речь идет о нескольких высокоподвижных многофункциональных платформах. Их официальное название и ТТХ пока не разглашаются, но известно, что изделия оснащены подвижными многопозиционными манипуляторами-инструментами и приборами наблюдения. Для чего такие машины штурмовикам? Они станут разведчиками, которые позволяют безопасно заглянуть в любое помещение. Они нужны для дистанционного разбора завалов и баррикад, а также поиска различных мин-ловушек. Новые роботизированные платформы уже «засветились» на учениях инженерных войск. Не исключено, что в дальнейшем такие изделия будут оснащены вооружением. К примеру, пулеметами ПК, а также одноразовыми гранатометами. Такие платформы уже активно используют бойцы спецподразделений ФСБ и Росгвардии.

За пять лет концепция подразделений штурма и разграждения претерпела существенные изменения. Изначально это должны были быть стрелковые подразделения, закованные в экзоскелеты и толстую броню. Сейчас же это высокотехнологичные роты и батальоны, оснащенные современной бронетехникой и мощными огневыми средствами. Более того, помощь им оказывают боевые роботы.

Найти и обезвредить

Еще одним активным пользователем различных роботов и беспилотников стали подразделения инженерной разведки (взводы в составе инженерных рот общевойсковых полков, а также инженерно-саперных батальонов бригад и дивизий). Их задача – выявить минные поля, изучать укрепления противника, особенности местности, где предстоит действовать, а также оценивать состояние мостов, дорог и других сооружений. Для этого подразделения инженерной разведки активно оснащаются боевыми роботами, а также беспилотниками «Элерон» и «Тахион».

По информации «Военно-промышленного курьера», разведчики уже активно используют и мультикоптеры. Про последние известно достаточно мало, но они несколько раз попадали на фото и видео с учений. Однако точные тактико-технические характеристики, а также состав бортового оборудования пока не афишируются.

Передвигаются саперы-разведчики по полю боя на специальных машинах, созданных на базе бронеавтомобиля «Тайфун-К». Можно совершать длительные марши по пересеченной местности, а в случае необходимости иметь возможность отбиться от противника.

Точный состав бортового оборудования разведмашины не называется, но не исключено, что он включает беспилотный комплекс – наземную платформу, БЛА или мультикоптер.

Мины на учете

Важным направлением развития инженерных войск стала разработка машин для создания минных полей и борьбы с ними. Концепция групп подвижного заграждения (ГПЗ) берет свое начало со времен Великой Отечественной.

Тогда были сформированы первые подразделения, задачей которых стала постановка минных полей на пути наступления вражеской бронетехники.

До 2009 года роты подвижных минных заградителей входили в состав каждого инженерно-саперного батальона общевойсковой бригады и дивизии. Но в ходе реформы нового облика их было решено сократить. В настоящее время подразделения подвижных минных заградителей восстановлены, на их вооружение поступает современная техника.

Работы по созданию минных заградителей (МЗ) нового типа начались еще в 2013 году. Было решено, что базой боевых машин станут бронеавтомобили семейства «Тайфун-У» и «Тайфун-К». Но главное – новинки должны были получить принципиально новую систему постановки мин. Специальный блок управления полностью брал машину под контроль и самостоятельно выставлял минные поля любой конфигурации.

В ближайшее время на вооружение Сухопутных войск (а возможно, и береговых войск ВМФ) поступят принципиально новые минные заградители. Речь идет о машинах семейства УМЗ-К и УМЗ-Т. Как уже было сказано, они выполнены на базе бронеавтомобилей «Тайфун».

Новые заградители – автомобили-роботы. Задача экипажа – довести МЗ в заданный район, после чего в дело вступает автоматическая система управления. Она самостоятельно подводит машину в заданные точки и выставляет мины. Это позволяет создать минные поля любой сложной конфигурации. При этом на работу уходит чуть более десятка минут.

Главное – все данные о минных постановках сразу прописываются в память машины и передаются в вышестоящий штаб. Такое решение позволяет оградить свои войска от неприятных сюрпризов. Также нет проблем вовремя снять минные поля и тем самым обезопасить местных жителей.

Важно отметить, что все технические новинки четко вписаны не только в организационно-штатную структуру, но и что наиболее важно – в тактику действия бригад, полков, батальонов и рот.

Опубликовано в выпуске № 33 (796) за 27 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...