Версия для печати

«Каракурт» на откуп успешным менеджерам

Следы документации «Русского дизеля» привели в суды
Евдокимов Андрей Захарцев Алексей
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти принял к производству дело о расторжении договора, согласно которому кмз должен осуществить поставку трех дизельных двигателей для МРК проекта 22800 «Каракурт». Фото: warfiles.ru

Необычайные превращения технической документации флагмана советского моторостроения ПО «Русский дизель», разоренного умелой экономической политикой выдающихся приватизаторов, оказались достойны не только журналистского расследования.

Продукция «Русского дизеля» до сих пор эксплуатируется на кораблях и вспомогательных судах ВМФ, ФСБ, на объектах других министерств и ведомств нашей страны и за ее рубежами. Предварительные итоги расследования, проведенного «Военно-промышленным курьером» и журналом «Защита и безопасность» («По следам «Русского дизеля»), были переданы в органы военной прокуратуры. Первая же поверхностная проверка, проведенная 53-й военной прокуратурой (гарнизона), подтвердила выводы журналистов. Но уже ясно, что проблема гораздо сложнее, чем казалась. Об этом свидетельствует то, что в настоящее время проверку продолжают военная прокуратура ЗапВО, городская и две районные прокуратуры Санкт-Петербурга.

В начале нулевых годов на пепелище «Русского дизеля» возникло несколько самостоятельных частных организаций. В основном они существовали за счет ремонта и технического обслуживания силовых установок. Соответственно в каждой из них остались разрозненные рабочие копии технических документов. Но более или менее полные подборки комплектов конструкторской документации (по большей части рабочие и контрольные копии) на 27 различных дизель-установок были переданы одному из таких предприятий – ЗАО «ПО «Дизель-Энерго». В него перешли многие ведущие специалисты «Русского дизеля».

Успешное предприятие с годовым оборотом в десятки миллионов и активами на полмиллиарда рублей покупается за три десятка тысяч

Со временем предприятие возглавил одаренный инженер Алексей Лазарев, под руководством которого оно развивалось весьма успешно. В частности, велась систематическая работа по упорядочению доставшегося от «Русского дизеля» бумажного наследия: обновлялись документы, срок действия которых истекал, учитывались изменения в нормативно-технических актах и требования заказчиков. Для такой работы есть специальный термин – «актуализация».

К середине 2010-х активы баланса «Дизель-Энерго» превысили полмиллиарда рублей. В 2015 году у предприятия сменился собственник, его выкупил «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ). Никто из профессиональных дизелистов об этом ООО никогда не слышал. Но скоро стала известна сумма выкупа. Представьте: успешное предприятие с годовым оборотом в десятки миллионов и активами на полмиллиарда рублей покупается за три десятка тысяч! Подозрительно? А через год, после того как КМЗ завладел «Дизель-Энерго», на его балансе числилось около 150 миллионов рублей долгов и убытков, от станочного парка остались только фундаменты.

Лазарев не смог ужиться с новыми собственниками, и руководство КМЗ его сместило, назначив генеральным директором некую даму из так называемых эффективных менеджеров. Но перед этим произошло два важных события.

Первое. Предвидя, к чему ведет «эффективный менеджер», Лазарев выкупил актуализированную, то есть переработанную техническую документацию. Расплатился честно: около 10 миллионов рублей. Из вторых-третьих рук мы узнали, что сумма сделки была определена на основе оценки трудозатрат на актуализацию техдокументации.

Второе. Через полгода после этого оставшуюся в «Дизель-Энерго» документацию якобы выкупил КМЗ. В договоре купли-продажи говорится, что в результате сделки КМЗ получил от продавца компакт-диск формата CD-R с одним файлом Excel. Вопиющее невежество, но чего еще ждать от «эффективных менеджеров»? Любой студент-первокурсник знает, что функционал программы не предусматривает работу с чертежами, тем более перевод из бумажного формата в электронный.

Тем не менее умельцы якобы уместили в файл Excel массив конструкторской, технологической и ремонтной документации объемом в пару десятков тысяч единиц хранения, включая чертежи, что невозможно чисто физически. Но описи передаваемых документов, являющейся обязательной, в акте сдачи-приемки нет. Зато продавец и покупатель зафиксировали, что КМЗ является «единственным легитимным пользователем и владельцем» ремонтной и конструкторской документации, ранее принадлежавшей «Дизель-Энерго», и, по их утверждению, к КМЗ перешли исключительные права на ее использование.

Судя по всему, именно ради этих заветных слов и была совершена весьма сомнительная сделка купли-продажи компакт-диска с файлом формата Excel. А техдокументация «Русского дизеля» на бумажных носителях, остававшаяся в «Дизель-Энерго», попала в КМЗ иным путем и по сей день осталась в непригодном для использования виде.

Так, 53-й военной прокуратурой гарнизона установлено, что учет конструкторской документации «Русского дизеля», которая фактически находится в КМЗ, не осуществлялся, а меры к надлежащему уведомлению органов военного управления не были приняты.

Письмом Департамента по обеспечению гособоронзаказа Минобороны РФ от 21 июня 2019 года (исх. № 235/1/1/9119) признано, что документы, подтверждающие получение КМЗ конструкторской документации от ЗАО «Дизель-Энерго», – оригинал соответствующего акта или его копия, в Минобороны РФ отсутствуют. Опись передаваемой конструкторской и иной технической документации, являющаяся обязательной по ГОСТ Р 2.903-96, не составлялась, а сама техдокументация на государственный учет и регистрацию не представлялась.

Но эти, мягко говоря, огрехи не помешали воинским и гражданским должностным лицам подготовить и представить на утверждение проект совместного решения Минпромторга и Минобороны РФ «О назначении держателя подлинников документации, разработанной производственным объединением «Русский дизель». Оно было утверждено 21 июня 2018 за № 235/1/1/9191. Этим документом КМЗ был назначен держателем подлинников техдокументации на 19 единиц дизелей и восемь дизель-генераторов и электростанций дизельных автоматизированных.

В качестве основания для этого указывается, что:

  • КМЗ является «добросовестным приобретателем полного комплекта конструкторской, технологической и ремонтной документации» на изделия «Русского дизеля» с общим объемом 18 411 единицу хранения;
  • на руководящих должностях КМЗ работают специалисты, ранее формировавшие техническую политику «Русского дизеля», а кадровый состав предприятия позволяет решать задачи с высоким качеством и в установленные сроки.

Но наличие у КМЗ целостных комплектов технической документации на продукцию «Русского дизеля» опровергается совокупностью собранных нами данных, обобщенных выше. Что касается «специалистов», то в настоящее время в «кадровом составе, позволяющем решать задачи с высоким качеством и в установленные сроки», известен всего один бывший труженик «Русского дизеля», где он занимал должность мастера участка. Воистину беда, если техническую политику военного дизелестроения формируют такие мастера.

Способность КМЗ «решать задачи» будет проверять Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти в ходе принятого к производству дела о расторжении договора, согласно которому КМЗ должен осуществить поставку в интересах Минобороны трех дизельных двигателей для малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Это третье по счету из судебных дел, в которых фигурирует КМЗ и/или его руководители. Так что сенсации еще наверняка будут.

Опубликовано в выпуске № 33 (796) за 27 августа 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц