Версия для печати

Есть даже свой "МиГ"

Бадрак Валентин
Повышенный интерес украинских конструкторов и производителей к тренажерной тематике понятен: он обусловлен все возрастающей ролью тренажеров в боевой подготовке современных вооруженных сил. Значительное усложнение боевой техники, способов ее применения в вооруженных конфликтах современности, характеризующихся явной тенденцией к "бесконтактному" ведению боевых действий, не позволяет обеспечить необходимый уровень знаний и навыков военных специалистов без практики боевой подготовки на современных учебно-тренировочных средствах.


УКРАИНСКУЮ ТРЕНАЖЕРНУЮ ТЕХНИКУ ЛЕГЧЕ НАЙТИ ЗА РУБЕЖОМ, ЧЕМ ДОМА


Повышенный интерес украинских конструкторов и производителей к тренажерной тематике понятен: он обусловлен все возрастающей ролью тренажеров в боевой подготовке современных вооруженных сил. Значительное усложнение боевой техники, способов ее применения в вооруженных конфликтах современности, характеризующихся явной тенденцией к "бесконтактному" ведению боевых действий, не позволяет обеспечить необходимый уровень знаний и навыков военных специалистов без практики боевой подготовки на современных учебно-тренировочных средствах.
{{direct_hor}}
Считается, что современные тренажеры могут обеспечить до 70% всего процесса обучения на сложных платформах. Эксперты настаивают на том, что тренажеры способны не только выработать устойчивые навыки обращения с вооружением, исключить поломки боевой техники при неверных действиях обучаемых, снизить расходы за счет экономии топлива и боеприпасов, технического ресурса боевой техники, но и отработать ситуации, которые в реальных условиях на боевой технике недостижимы для обучаемого. Речь о подготовке к конкретной операции в четко определенном географическом районе, о сверхсложных элементах пилотирования и т.д.

Украинские реалии характерны еще и тем, что общество обеспокоено возрастанием количества серьезных армейских ЧП, связанных с применением сложных систем вооружений. Скниловская трагедия с Су-27, попадание оперативно-тактической ракеты "Точка" в жилой дом в Броварах, сбитый украинской ракетой системы ПВО С-200 российский Ту-154, погибшие военнослужащие при выполнении учебных стрельб из танка на полигоне учебного центра "Десна" - перечень трагедий довольно емок, причем он характерен цикличностью. Корень проблемы, по мнению большинства экспертов, в так называемом "человеческом факторе". Проще говоря, все эти случаи продемонстрировали недостаточный уровень выучки военных специалистов, конкретных подразделений и армии в целом. Именно поэтому все, что связано с боевой подготовкой войск, особенно чувствительно для восприятия украинских военных. Что стимулирует интерес разработчиков.

Действительно, в развитых странах, и в первую очередь в государствах - членах НАТО (куда Украина собирается вступать), боевому применению вооружений предшествуют интенсивные занятия на тренажерах. На Украине ситуация с тренажерами для армии находится примерно в таком же состоянии, как и с другими программами по созданию современного вооружения и военной техники. То есть проектов и наработок хватает, а денег и комплексной системы, концепции, "государственного подхода" к развитию этого чрезвычайно перспективного дела нет.

По оценкам Центра исследований армии, конверсии и разоружения, существующий подход республиканского оборонного ведомства к тренажерной проблематике не обеспечивает развития направления учебно-тренировочных средств для Вооруженных Сил Украины (ВСУ). Отсутствие концептуальной программы развития этой сферы, недостаток финансирования превращают усилия украинских производителей учебно-тренировочных систем в простое сотрясание воздуха. Если в ближайшее время удастся радикально изменить положение и решить проблему финансирования, то национальный производитель сможет на протяжении пяти-шести лет снять остроту проблемы тренажеров в ВСУ.

Cитуация уже начала ощутимо меняться - в среде украинских разработчиков появилась целая группа разработчиков и производителей, специализирующихся на создании и продвижении на рынок тренажерной техники. Несмотря на то что военное ведомство пока еще мало интересуется национальными разработками, а несколько лет тому даже намеревалось закупить тренажеры иностранного производства, сами разработчики полны оптимизма. Любопытны, по меньшей мере, две детали.

Во-первых, разработчики намереваются обеспечить ВСУ всем спектром тренажерных систем - от одиночных тренажеров наводчика-оператора и механика-водителя танка до тренажеров для подготовки пилотов МиГ-29 и сложных тренажерных систем, обеспечивающих подготовку штабов. Разработки и поставки танковых тренажеров воспринимаются спокойно - Украина достаточно давно утвердилась как танкостроительное государство. А вот появление собственных версий КТС-21, предназначенных для тренировки пилотов истребителей, - для украинских разработчиков дело новое.

Во-вторых, украинские тренажерные системы активно продаются за рубеж. Факт экспорта тренажерной техники является весьма показательным свидетельством состоятельности разработчиков на рынке и, как полагают наблюдатели, может стимулировать Министерство обороны к закупкам или заказам опытно-конструкторских работ. По неофициальной информации, украинские тренажеры поставляются в Пакистан, Мьянму, Йемен и в некоторые государства СНГ - то есть туда, где есть спрос и где, видимо, лучше понимают эффективность применения тренажеров для повышения боеготовности армии.

Уже сегодня на украинском рынке военных учебно-тренировочных средств работает около десятка организаций. Наиболее узнаваемыми среди них являются Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова (ХКБМ), Львовский негосударственный концерн "МАТС" и Институт автоматизированных систем Украинской академии наук. ХКБМ работает в нише тренажеров для бронетехники, МАТС имеет целый комплекс разработок по созданию тренажерных комплексов для бронетехники, средств ПВО, ракетных войск и артиллерии, авиации, а Институт автоматизированных систем является разработчиком модулей-имитаторов для динамических систем, использующихся при создании широкого спектра тренажеров для любой военной техники. Замечен еще один интересный нюанс: тренажерную специфику осваивают те структуры, которые давно известны на рынке по другой номенклатуре вооружений. К примеру, занявшийся тренажерами Базовый центр критических технологий "Микротек", создавший тренажеры на динамических платформах, ранее был известен как разработчик систем активной и динамической защиты танков. Фирма "Адрон", недавно появившаяся на рынке тренажеров, более известна как разработчик и поставщик систем оптико-электронного противодействия высокоточному оружию.

Еще небезынтересный факт: большинство упомянутых разработок выполнены исключительно за собственные средства предприятий, поскольку Министерство обороны пока не решается финансировать создание отечественных тренажерных средств. Хотя, по мнению экспертов, все же проблема финансирования является не главной. В последнее время оборонное ведомство значительно увеличило ассигнование всех статей военных расходов - в том числе и на закупку военной техники. Так что наступит очередь и тренажеров. Основное препятствие на пути их создания - отсутствие системного подхода и грамотного государственного менеджмента.

Например, на протяжении последних пяти лет руководство Минобороны Украины размышляло над закупкой авиационных тренажеров в России или Белоруссии. В то же время сами разработчики уже воспользовались временной паузой и ныне забрасывают военное ведомство отечественными предложениями. В стране сегодня существуют собственные аналогичные разработки, стоимость которых в несколько раз ниже зарубежных образцов. Так, цена одного нового российского тренажера четвертого поколения самолета МиГ-29 составляет 5,0 млн. долл., а белорусского тренажера третьего поколения - 3,5 млн. Украинские разработчики из концерна "МАТС" предлагают программу изготовления 16 тренажеров четвертого поколения истребителя МиГ-29 стоимостью 35,0 млн. долл. (то есть примерно по 2,2 млн. за каждый тренажер). Кроме того, разработчики отмечают, что "украинский" вариант не только явно ниже по стоимости самого дешевого из зарубежных аналогов, но и открывает возможности последующего развития отечественного авиационного тренажеростроения. Впрочем, руководство Минобороны пока отмалчивается. По информации представителей Института автоматизированных систем, военное ведомство даже отказалось выделить помещение в 100 кв. метров для бесплатного размещения тренажеров этого НИИ для отработки действий пилотов истребителей МиГ-29 и вертолетов Ми-2.

А пока государственного заказа для украинских производителей военных тренажеров нет, те же ХКБМ и МАТС уже активно продают свою продукцию за рубеж. Наблюдатели не исключают, что именно экспортные поставки могут привлечь внимание чиновников в погонах, тем более что закупки оборонной продукции украинского производства в последнее время все больше лоббируются политиками. Это приобретает особую актуальность в контексте прохождения в парламент беспрецедентного числа выходцев из оборонно-промышленного комплекса, которые, как ожидается, позаботятся об увеличении государственного оборонного заказа.

Валентин БАДРАК,
Михаил САМУСЬ
Киев

Опубликовано в выпуске № 16 (132) за 26 апреля 2006 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц