Версия для печати

Моряки поперечного плавания

Мосты через реки приходилось строить по ночам
Лебедев Сергей

В ста метрах от Дона, в Данкове, старейшем городе русского Черноземья, установлен памятник понтонерам. Именно здесь в 1942 году началось формирование 131-го мотопонтонного мостового батальона.

Комбат Георгий Липатов вспоминал, что в ходе формирования личный состав усиленно занимался боевой подготовкой, изучая премудрости инженерного дела: минирование, строительство мостов, фортификацию. Одновременно выполнялись практические работы. Были построены мост через Дон, аэродромная площадка, установлены минные поля, сооружались доты, дзоты, противотанковые заграждения.

Но обстановка на фронте требовала подкрепления. 25 января 1943 года был получен приказ на выдвижение батальона к линии фронта, в район Ельца. Форсирование Оки при освобождении Орла – одна из ярких страниц боевого пути подразделения. Выполняя приказ, батальон за две ночи перед форсированием был сосредоточен в оврагах, в 200–300 метрах от уреза Оки. Деревянные понтоны весом 1100 килограммов ставились на слеги и катки. Две ночи напряженного труда под артиллерийским и минометным огнем, в кромешной темноте, при строжайшей звукомаскировке. На противоположном берегу наша пехота захватила узкую полоску и удерживала ее, отбивая яростные атаки фашистов. Потери были велики. Без средств механизации и специальных подводных костюмов понтонеры забивали сваи ручной «бабой» и опиливали их на глубине одного метра. Вместо водолазного шлема надевалась противогазная маска, а воздух поступал через соединенные гофрированные трубки. В назначенное время через мост пошли наши танки. Понтонеры-саперы батальона вспоминали, что даже раненые оставались на своих местах.

Понтонеры забивали сваи ручной «бабой» и опиливали их на глубине в один метр

В ходе освобождения Белоруссии при форсировании Сожа потребовалась инженерная разведка. Нужно было детально промерить глубину реки, а также обследовать противоположный берег, занятый противником. Ряд попыток провести разведку окончился неудачей. Задачу выполнил сержант Щур. Повесив автомат на шею и взяв в зубы конец шнура, он бросился в ледяную воду. Разведав противоположный берег и установив, где лучше всего причалить, понтонер подал условный сигнал, что возвращается. Но когда он был на середине реки, немцы вновь открыли огонь из пулеметов. Уже у самого берега боец был ранен в ногу. Доложив командиру разведданные, Щур упал, потеряв сознание от потери крови.

Под шквальным артобстрелом, непрерывной бомбежкой с воздуха понтонеры переправляли танки на противоположный берег Сожа. На следующее утро Гомель был освобожден.

В январе 1945 года батальон получил задачу исключительной важности – в момент перехода наших войск в наступление на Варшаву построить мост через Вислу. Чтобы понять сложность, достаточно сказать, что длина сооружения превышала 745 метров. И мост был построен.

В феврале 1945 года за проявленное мужество 131-му мотопонтонно-мостовому батальону приказом Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза Сталина присваивается наименование «Варшавский». Тогда же батальон выходит на Одер, где в начале марта с 53-м ОМПМБ создается понтонный полк.

Понтонеры отличились в ходе Берлинской операции. Мост через Одер строили ночью. Днем пролеты свайного моста уничтожались гитлеровской авиацией. А ночью восстанавливались. О мужестве советских понтонеров говорит тот факт, что когда по мосту шли войска, понтонеры бросались в холодную воду и закрывали пробоины своими телами. Недаром балтийцы с юмором называли понтонеров моряками поперечного плавания.

Так вышло, что мой дед в 1942 году был призван на фронт именно Данковским РВК. И первую награду – медаль «За отвагу» получил в 1943-м за наведение переправы для танкистов 193-го отдельного танкового полка, где воевал, будучи сапером взвода управления. Увы, через год гитлеровская мина не дала ему встретить День Победы.

Памятник понтонерам хорошо вписался в достопримечательности Данкова. Хотя в наше время многое «улучшается» бездумно. Последней перекраской памятника по инициативе местной администрации был замазан боевой путь полка.

Местный поэт Дмитрий Любавский посвятил данковским понтонерам стихотворение: «Был трудный год сорок второй, в слезах купался Тихий Дон, тогда понтонно-мостовой рождался батальон…»

В Великую Отечественную в Красной армии применялись в основном унифицированные стальные лодки-понтоны, которые служили основанием для укладки деревянной колеи. Жители и гости Данкова могут увидеть на пьедестале хорошо известный инженерным войскам 60–70-х годов катер БМК 130.

Заголовок газетной версии – «На боевом мосту».

Опубликовано в выпуске № 34 (797) за 3 сентября 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...