Версия для печати

Электронной промышленности требуются детективы

ЭКБ запуталась в законодательных полуфабрикатах
Казаков Алексей

Меры по защите отечественных производителей электронной промышленности предусмотрены правительственным постановлением № 878 от 10 июля 2019 года. В сентябре оно вступает в силу.

Предполагаются создание реестра российской радиоэлектронной продукции и перечень иностранных изделий, подлежащих ограничениям при закупке. Постановление призвано защитить рынок, обеспечить государственные и муниципальные нужды в национальных проектах.

Обсуждение постановления на заседании Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, ЭКБ и продукции машиностроения Союзмаша оставляет двойственное впечатление. Либо механизм принятия таких документов далек от совершенства, либо их разработчики опасаются ставить решительный заслон импорту, оставляя лазейки «если нельзя, но очень хочется, то можно».

Прежде всего непонятно, как постановление будет администрироваться, кто отследит правоприменительную практику.

Директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Василий Шпак призвал отраслевые ассоциации, экспертное сообщество установить связь или, как он выразился, «канализировать» обращения в те органы, которые отвечают за реализацию нацпроектов: «Если мы сейчас не упремся, эти закупки пройдут мимо нас. И получится, что постановление о реестре выстрелило вхолостую. Мы готовы формировать с отраслевыми ассоциациями, экспертным сообществом изменения и дополнения». Опасения Шпака более чем реальны. Если не перейти на правоприменительное самообслуживание, то отсутствие надзора дает возможность скользким на руку дельцам проворачивать многомиллиардные сделки по закупке импортной электроники, а за нарушения постановления отделываться штрафом 50 тысяч рублей. «Мы за введение уголовной, а не административной ответственности за махинации при составлении конкурсной документации», – настаивает Василий Шпак.

Можно провернуть миллиардную сделку по закупке импортной электроники и отделаться штрафом в 50 тысяч рублей

Но даже такая строгая мера вряд ли достаточна для защиты отечественных производителей. Действующая нормативная база оставляет множество других лазеек. Сейчас закупочная документация на поставку электроники составляется на основе описания в каталоге Минфина, оформлена не по ГОСТам. Многие компании даже не подозревают, что таким образом нарушают закон.

Дискуссия на заседании Координационного совета показала: 878-е постановление дает такие возможности для махинаций, что, похоже, производителям электронного оборудования придется организовать специализированное детективное агентство для защиты собственных интересов. По информации Василия Шпака, в страну завозятся импортные компоненты и блоки по серым схемам без уплаты таможенного сбора и налогов. Это приводит к тому, что на тендерах некоторые виды радиоэлектронного оборудования стоят существенно меньше, чем производимые на российских предприятиях. Представитель Минпромторга надеется, что с января следующего года заработает сквозной контроль, в котором будут задействованы ФНС, ФТС и казначейство. Это позволит контролировать всю технологическую цепочку по производству радиоэлектроники и выявлять контрабанду.

Президент Ассоциации производителей аппаратуры и приборов Светлана Аппалонова обращает внимание на то, что в реестре есть все характеристики российского оборудования и это дает возможность понять, какие сведения надо добавить в тендерную документацию, чтобы закупать зарубежные станки, чем не преминет воспользоваться недобросовестный заказчик. «Как мы знаем, в пункте 3 постановления № 878 написано, что формула третий лишний работает в том случае, если поступило две или более заявки, которые удовлетворяют тендерным требованиям». Это тот самый момент, с которого российское оборудование может отсекаться», – считает Аппалонова.

Чтобы довести постановление до ума, нужно время. Но откуда возьмется ожидаемый эффект, если срок действия документа – всего два года.

На всех заседаниях Экспертного совета говорится о том, что нормативные акты должны приниматься после их широкого обсуждения экспертным сообществом. Но похоже, что это лишь благие намерения, а документы штампуют по принципу «Собака лает, караван идет». В результате на свет появляются законодательные полуфабрикаты.

В связи с этим судьба «Стратегии развития промышленности России на период до 2030 года» («Минпромторг взывает к китайскому примеру») вызывает большое беспокойство. Согласно целевому сценарию к назначенному сроку выручка радиоэлектроники должна возрасти более чем в три раза, а доля гражданской продукции достичь примерно 70 процентов в финансовом выражении. «То есть на текущий момент темп должен составлять порядка 14 процентов в год. Рост в основном будет обеспечиваться за счет диверсификации или наращивания производств тех организаций, которые уже имеют существенные компетенции на гражданском рынке», – спрогнозировал заместитель руководителя Департамента экономического развития РЭП АО «ЦНИИ «Электроника» Дмитрий Корначев. Чтобы оценить перспективу «обеспечить рост отрасли на 14 процентов в год», нужно иметь в виду, что по информации Василия Шпака, в первом полугодии имел место спад выполнения бюджетных планов компаниями, входящими в контур радиоэлектронной промышленности.

Директор по внешним коммуникациям АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин сообщил, что в очном обсуждении упомянутой стратегии приняли участие более 120 экспертов, представляющих как отрасль, так и смежников, вузы и системообразующие НИИ. Но разве не по такому же сценарию принималось и постановление 878?

Продолжение темы – «Минпромторг взывает к китайскому примеру».

Опубликовано в выпуске № 34 (797) за 3 сентября 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...