Версия для печати

«Пятнадцатый» – брат «Бурана»

На статической экспозиции можно увидеть Ту-144, на котором отрабатывали взлет и посадку космического челнока
Карпачев Сергей

У этого самолета множество рекордов на счету и несчастливая судьба. Взлетев туманным утром 31 декабря 1968 года с аэродрома в Жуковском, Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером. Конкурент советского суперсоника – англо-французский «Конкорд» поднялся в воздух два месяца спустя – 2 марта 1969-го («Сверхзвуковые гонки сверхдержав»).

На сверхзвуковую скорость один из самых красивых самолетов мира вышел 5 июня 1969 года, англо-французское «Согласие» переступило сверхзвуковой порог только 1 октября. Через год Ту-144 обогнал скорость звука в два раза: 15 июля 1970-го экипаж под командованием летчика-испытателя Эдуарда Еляна разогнал «белую стрелу» до поражающих воображение 2443 километров в час. «Конкорд» сумел достичь только 2333 километров в час.

Из 16 построенных самолетов уцелели семь

29 марта 1972 года поднялся в воздух первый серийный самолет Ту-144. С 1977-го Ту-144 раз в неделю совершал рейс в Алма-Ату. Всего было совершено 55 пассажирских рейсов. Полет на таком самолете остается в памяти на всю жизнь.

Два борта погибли – один на авиашоу в Ле Бурже 3 июня 1973 года. Ту-144С во время показательного полета внезапно спикировал и развалился в воздухе. Погибли экипаж и несколько человек в городе Гуссенвиль, на который упали обломки лайнера. Многие считали, что после этой катастрофы летная карьера суперсоника закончится, однако его полеты наблюдали посетители французских авиасалонов в 1975 и 1977 годах. Кстати говоря, в Ле Бурже 1975-го Ту-144 представлял Эдуард Елян. При заходе после отменно отлетанной программы самолет при посадке перед торцом полосы влетел в стаю голубей. Сквозь залепленные перьями птиц и залитые кровью стекла летчики не видели ничего. Елян сажал машину, ориентируясь через боковые форточки. После этого он поехал к руководителю полетов, позднее оставил воспоминания: «Это был рыжий француз, похожий на трафаретного эсэсовца. Та же сволочь, которая в 1971 году заводила меня на посадку, путая «левое» с «правым». Я посадил его в машину, и мы поехали осмотреть место на полосе, где увидели насыпанные зерна и побитых белых откормленных голубей размером с курицу. Очевидно, кому-то надо было еще что-то натворить, кто-то упорно желал, чтобы во второй раз случилось неладное: двигатель разрушился бы или что похуже…»

 «Пятнадцатый» – брат «Бурана»

История советского суперлайнера закончилась в 1978 году после катастрофы над подмосковным Егорьевском у деревни Кладьково: разрыв трубопровода в крыле привел к пожару, пилоты посадили самолет с убранными шасси на поле. Командиром экипажа модернизированного Ту-144 был Эдуард Елян. Посадка закончилась с потерями – погибли два бортинженера.

После этого последовало решение прекратить программу. Однако совсем не эти два трагических случая привели к такому исходу. Суперсоник настолько опередил время, что для организации регулярных рейсов требовалась реконструкция аэропортов страны.

Борт, в который на МАКСе-2019 стремились попасть тысячи посетителей авиасалона, носил номер 77115 и налетал за свою историю всего 39 часов. Изначально его планировали использовать как летающую лабораторию и с 1985 по 1986 год он работал на программу «Буран». Именно на нем летчик-космонавт, Герой Советского Союза Игорь Волк отрабатывал снижение с нулевой тягой и посадку.

 «Пятнадцатый» – брат «Бурана»

В 1993 году Ту-144Д законсервировали.

Из 16 построенных самолетов уцелели семь. Один – в немецком музее техники, четыре – в различных музеях и институтах России – в Монине, Казани, Самаре и Ульяновске. Два 77114 и 77115 – в Жуковском. Остальные «распилили на иголки».

15-й ждала такая же судьба – в 2005 году его продали на металлолом. Даже сняли и уничтожили капоты двух двигателей. Однако разделку истории сумели остановить в тот же день. Вмешались хранитель легендарных машин Алексей Амелюшкин, генеральный конструктор компании «Туполев» Игорь Шевчук, летчик-испытатель Магомед Толбоев, другие неравнодушные люди – всем миром спасли самолет.

Сергей Карпачев,
специальный корреспондент «ВПК»

Опубликовано в выпуске № 34 (797) за 3 сентября 2019 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
03 сентября 2019
Панели в кабине Ту-144Д на фотографии имеют явную серьезную эргономическую проработку с целью оптимизации управления с элементами эргодизайна, что для того времени уникальное научное явление. Президент России намерен провести тожественное мероприятие по великой дате победы над немецкими рыцарями на Чудском озере под предводительством князя Александра Невского. Целесообразно организовать рейсы Ту-144Д от Владивостока до Пскова с целью участия в заслуженных граждан в данном мероприятии и лицезреть высокохудожественную панораму данного сражения. С умыслом показать союзникам НАТО мощь нашей советской авиации, для стратегического устрашения.
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
03 сентября 2019
Панели в кабине Ту-144Д на фотографии имеют явную серьезную эргономическую проработку с целью оптимизации управления с элементами эргодизайна, что для того времени уникальное научное явление. Президент России намерен провести тожественное мероприятие по великой дате победы над немецкими рыцарями на Чудском озере под предводительством князя Александра Невского. Целесообразно организовать рейсы Ту-144Д от Владивостока до Пскова с целью участия в заслуженных граждан в данном мероприятии и лицезреть высокохудожественную панораму данного сражения. С умыслом показать союзникам НАТО мощь нашей советской авиации, для стратегического устрашения.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...