Версия для печати

Это важно не только для "Сатурна", но и для всей России

Кузменко Михаил
В последнее время участились публикации в СМИ, в которых осуществляются откровенные нападки на программу совместного российско-французского двигателя SaM 146, создаваемого ОАО "НПО "Сатурн" и компанией SAFRAN Group для российского регионального самолета RRJ.


В ДВИГАТЕЛЕ SaM 146 СОБРАНЫ ЛУЧШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ МИРОВОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ


В последнее время участились публикации в СМИ, в которых осуществляются откровенные нападки на программу совместного российско-французского двигателя SaM 146, создаваемого ОАО "НПО "Сатурн" и компанией SAFRAN Group для российского регионального самолета RRJ.
{{direct_hor}}

В ходе работы над двигателем SaM 146 НПО "Сатурн" приобрело новейшее оборудование и технологии.
Фото Владимира КАРНОЗОВА
Основным застрельщиком этой политики выступает генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев. И хотя каждое популистское заявление руководителя "Салюта" прогнозируемо, ожидаемо и понятно, в этот раз он, бесспорно, превзошел самого себя, призвав в союзники ОАО "Мотор Сич" в лице его генерального директора Вячеслава Богуслаева (Украина). С большим интересом мы и авиационная общественность узнаем о том, что якобы существует "лучший в мире" двигатель с "аналогичными параметрами" (имеются в виду параметры SaM 146), созданный на Украине. Этим двигателем является Д-436. Утверждается, что до конца 2006 г. он будет сертифицирован по европейским стандартам. Предполагается, что этот двигатель может заменить разрабатываемый и внедряемый SaM 146 для перспективного регионального лайнера RRJ.

Такие высказывания понятны. Спору нет, двигатель Д-436 обладает достаточно хорошими техническими характеристиками. Однако не следует забывать, что он создан уже сравнительно давно, а двигатель SaM 146 создается в настоящее время и в нем собраны все лучшие достижения мирового двигателестроения последних лет.

Кроме того, отметим, что удельная лобовая тяга Д-436 на 40% ниже, а это и есть реальная топливная эффективность. Идеологически и технологически двигатель Д-436 - двигатель 60-х годов ХХ века.

Можно много спорить о технических преимуществах того или другого двигателя, но, по нашему мнению, решает вопрос фраза, сказанная руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным о конкурентоспособности в интервью газете "Ведомости" (в номере от 19.07.2005): "Конкурентоспособность на внешнем рынке является определяющей для будущего нашей промышленности. Очевидно, единственный проект из перечисленных, который может быть конкурентоспособен, - это RRJ. При всем том, что у Ту-334 неплохие характеристики, он практически не имеет шансов за рубежом. По очень простой причине: покупатель захочет посмотреть и завод, где производят самолет, и поставщиков оборудования для этого самолета. А поскольку он не сможет увидеть ни завода, ни известных ему и сертифицированных по западным стандартам поставщиков оборудования, ответ понятен. С Ан-148 проблема такая же: Поэтому мы идем путем поддержки RRJ, в котором участвуют Boeing, Snecma, Thales и другие, хорошо известные иностранным покупателям фирмы". Несмотря на то что в интервью речь идет о самолете, все это можно отнести и к двигателю.

Посмотреть таблицуСравнительные параметры двух двигателей.

За годы работы совместно с фирмой Snecma (SAFRAN Group) над созданием двигателя SaM 146 НПО "Сатурн" приобрело новейшее оборудование и технологии, обучило во Франции сотни молодых инженеров. Причем это важно не только для НПО "Сатурн", но и для всей России. В настоящее время, благодаря проводимой работе, уже освоена технология создания современного авиационного двигателя, и он уже создается. И это, пожалуй, единственный шанс на выживание российского авиадвигателестроения.

Михаил КУЗМЕНКО
технический директор - генеральный конструктор ОАО "НПО "Сатурн",
доктор технических наук, профессор

Опубликовано в выпуске № 16 (132) за 26 апреля 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...