Версия для печати

Как B-24 «Либерейтор» с якутским морозом и гостеприимством не совладал

Американцы грелись «русским способом», а моторы прогреть не дали
Кустов Максим

Западная техника, попавшая на широкие русские просторы, не всегда способна была функционировать в новых условиях. Зачастую необходимо было ее довести «до ума», провести своего рода «русификацию», приспособить для местных реалий. Уж слишком неожиданными  могли быть, например, климатические условия, на которые западные конструкторы никак не рассчитывали. И «человеческий фактор» мог дополнительно усугубить возникающие проблемы.

Знаменитый советский полярный летчик, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук описал в мемуарах, чем закончилась самонадеянная попытка использовать  зимой в СССР американский самолет без использования советского летного опыта.  
В январе 1944 года в Якутии находился американский сенатор Уэнделл Уилки. Этот заметный политический деятель возвращался в Соединенные Штаты после  встречи со Сталиным и пребывания в Китае. Возили его со свитой сопровождающих персонажей, как писал Мазурук, «на  четырехмоторном «Либерейторе».


Консолидэйтед B-24 «Либерейтор» - американский тяжелый бомбардировщик. Трудно представить себе важного политика, совершающего тяжелые перелеты в СССР и Китай на некомфортабельном «бомбере». Но  были и   транспортные модификации «Либерейтора» - Consolidated C-87 Liberator Express. Модификация  C-87A предназначалась для перевозки VIP пассажиров (16 мест в салоне). Надо полагать, что именно на этой машине сенатор Уилки  и прилетел. Персона и в самом деле важная, в самый раз для такого самолета.


Мазурук в это время руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР, для поставок по ленд-лизу американских самолетов.


В Якутске, по его воспоминаниям, американцев «гостеприимно встречали местные власти». Сенатор осматривал автономную республику, а «свита и экипаж самолета безмятежно отдыхали». Что такое северное гостеприимство, да еще зимой и как именно свита и экипаж отдыхали детально объяснять вряд ли необходимо. 


В итоге «рузвельтовские соколы» прибыли в день вылета на аэродром «под заметным хмельком». Но если им было тепло и хорошо, то их самолет сильно промерз. 


 Советские авиаспециалисты понимали, к чему это может привести при взлете «Либерейтора» в зимнее небо Якутии и  искренне хотели помочь: «Инженер В. Лучников предложил прогреть моторы и оборудование «русским способом», но американцы отказались. Даже с некоторым высокомерием — у вас, дескать, кустарщина, а наш самолет ультрасовременный. «Либерейтор» действительно был оборудован специальным устройством («де–айсер»), которое разжижало бензином холодное масло в моторах». 


Сами – то летчики согрелись вполне «русским» или  в данном случае «якутским» способом, а вот моторы по-русски прогреть не позволили.
Тогда уговорить американцев принять помощь попытался сам Мазурук, но тщетно. Пришлось приготовить пожарную и санитарную машины….


«Взлет» американцев прошел именно так, как и ожидали советские авиаторы: «Экипаж с трудом запускает холодные моторы — они чихают, фыркают. Не дав двигателям прогреться на малых оборотах, летчики почти сразу переходят на большие. И вот, не запрашивая разрешения на взлет, «Либерейтор» бежит по снежной полосе, отрывается, набирает метров тридцать высоты… Я вижу: шасси не убираются, один мотор уже остановился; похоже, сдает и второй…  В отчаянно крутом развороте самолет плюхнулся на аэродром и, выкатившись за полосу, зарылся в сугроб».


Американцы еще легко отделались – от гибели  их спасло, по свидетельству Мазурука, мастерство пилота. Поневоле вспоминается привычная фраза – «мастерство не пропьешь». Экипаж «под хмельком» перед вылетом, высокомерный отказ с ослиным упрямством от помощи местных специалистов, умеющих обслуживать самолеты в самые лютые холода,  вполне закономерная авария в результате – и лишь мастерство пилота и везение позволили обойтись без жертв. Бывает…


После пережитого испытания  мудрый сенатор Уилки попросил доставить его на Аляску советским самолетом, что и было сделано. А второй пилот «Либерейтора» попросил Мазурука принять самолет в подарок. Тот решил, что это шутка, и спросил, не может ли американец ему пароход подарить?


Должно быть Мазурук, вспомнил песенку из фильма «Волга-Волга»: «Америка России подарила пароход…». Но оказалось, что самолет американцу подарила богатая мама, дабы он воевал на собственной машине. С участием нотариуса оформили подарок документально, нарисовали на «Либерейторе» красные звезды и техники принялись его восстанавливать. С «подгоревшими» моторами пришлось повозиться….


Потом « Либерейтор» Мазурук в Москву перегнал. Командиром этой машины стал Герой Советского Союза и Народный герой Югославии  Александр Сергеевич Шорников, прославившийся эвакуацией вождя югославских партизан Иосифа Броз Тито.


А сенатор Уэнделл Уилки  скончался 8 октября 1944 года от сердечного приступа. Смерть еще не старого  политика, родившегося в 1892 году, оказалась весьма неожиданной. Не сказалось ли роковым образом  на его здоровье  пережитое во время неудачного взлета в Якутске в январе того же года?


А ведь если бы американцы помощь приняли, улетел бы сенатор на Аляску без приключений и потрясений. В случившемся, пожалуй, главную роль  не столько климат, сколько «человеческий фактор» сыграл…


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...