Версия для печати

Уральские пингвины

Битва за ледовый континент началась сразу после окончания Второй Мировой войны
Белковский Сергей

Сначала редкие мгновения истории освоения Антарктиды я встретил на фотографиях в музее ЧТЗ. На тракторах челябинского завода первые советские полярники передвигались по самому холодному континенту планеты.

Эти кадры ожили на канале «Звезда» в кинохронике, посвященной освоению Антарктиды, ее богатствам и секретам.

Вот трактор проваливается в трещину и уходит под воду – одно из страшных мгновений того первого похода в 1956 году. Водитель погиб. В освоении самого южного и самого ледяного континента у Советского Союза были подвиги и были человеческие потери. За годы освоения Антарктиды погибли около 80 полярников, там они и похоронены.

Сейчас ученые много говорят о грядущем глобальном потеплении, о таянии льдов. Есть предположение, что «печка» находится подо льдами Антарктиды. Но почему она включилась – ответа на этот вопрос пока нет.

Антарктиду называют крышей мира. С этого континента специалисты могут вести контроль за всей планетой: так, в 1979 году советские полярники зафиксировали тайное испытание ядерного оружия, которое проводили в ЮАР. Тогда мировая общественность быстро вмешалась в ситуацию.

Зачем России нужен этот снежный континент, ведь рядом Арктика?

С 1936 года на Челябинском тракторном заводе выпускают технику для работы в суровых природных и климатических условиях

Ученые считают, что подо льдами Антарктиды огромные залежи нефти, газа, различных металлов. Антарктические воды богаты рыбными ресурсами. Но, может быть, самое главное в том, что здесь находится около 80 процентов всей пресной воды на планете. Именно она становится самым дорогим ресурсом человечества.

До 2048 года в Антарктиде действует международный запрет на добычу полезных ископаемых. Но что будет потом? Битва за самый южный на планете континент началась вскоре после окончания Второй мировой войны.

В 1956 году на континент высадилась первая советская экспедиция, которой предстояло пройти почти полторы тысячи километров в глубь ледяной пустыни, к территории, которая стала советской по международным соглашениям.

Караван двигался на тракторах ЧТЗ. За месяц полярному каравану удалось преодолеть менее 400 километров, продвигались по 13 километров в день. Температура опускалась ниже 60 градусов. Техника не выдерживала, ремонтировать ее приходилось голыми руками.

В середине декабря 1957 года в Антарктиде была открыта советская станция «Восток». Позже выяснится, что под ней находится подземное озеро. Сегодня ученые утверждают: в воде содержится много кислорода. Возможно, будет открыта какая-то форма жизни в этом уголке планеты. Исследователи отмечают, что условия здесь напоминают те, какие предполагаются на Марсе. Поэтому если здесь будет обнаружена жизнь, то, возможно, она существует и на Красной планете.

Жить и работать полярникам приходится действительно в экстремальных условиях. Зимой здесь температура падает до минус 70 градусов. Человеку в такой обстановке приходится нелегко: наблюдается постоянно повышенное давление и всегда бьется сердце чаще.

На полюсе недоступности, который тоже стал советским, полярники установили бюст Ленина. Позже побывавшие в этом месте континента американцы повернули бюст так, чтобы он смотрел в сторону Америки. А потом советские полярники развернули его в правильном направлении.

Холодная Антарктида – одна из последних нетронутых человеком кладовых полезных ископаемых.

Российский полярник вспоминал, что в Антарктиде представители разных стран всегда помогают друг другу, если это требуется. «Холодная война оставалась там – на других континентах, – сказал полярник. – А здесь, на холодном континенте, ее не было».

Как известно, 200 лет назад русская экспедиция открыла Антарктиду. Так на ней появились русские названия. Но история переписывается и на этом белом континенте: русские имена стираются с карты.

Напомним одну из страниц «ледовой книги» освоения Антарктиды, имеющую прямое отношение к истории Танкограда и Урала.

В 50-е годы ЧТЗ выпустил партию специально подготовленных машин для работы в суперсложных условиях, советским полярникам были нужны надежные помощники.

Так сложилось в советском тракторостроении, что «морозостойкую» технику выпускал только ЧТЗ.

Ее качество было проверено еще в тридцатые годы, когда челябинские трактора успешно преодолели сотни километров так называемого Снежного похода. Колонна челябинских машин в 1936 году за 16 дней прошла 1700 километров через таежные районы и горные перевалы. Стояла трудная задача – доставить в Якутск жизненно важные грузы с каравана судов, которые стояли, затертые льдом, на реке Лене. Караван шел днем и ночью при температуре ниже 50 градусов. Был и второй, не менее трудный экзамен, во время тяжелого «Памирского перехода», когда техника шла по маршруту, проложенному в Туркестанском военном округе на высоте четыре тысячи метров.

И вот челябинские тракторы оказались в Антарктиде. Вскоре от полярников в Челябинск пришла телеграмма. В ней они для усиления «морозостойкости» тракторов просили сделать три вещи: увеличить мощность двигателя, утеплить кабину и изготовить более широкие гусеницы. Дело в том, что структура льда в Антарктиде иная, нежели на Урале и в России, поэтому техника проваливалась, для ее устойчивости полярники и просили увеличить ширину гусениц.

Вскоре появился предназначенный для Антарктиды трактор С-100А.

Двигатель «уральца» работал даже в минус 70 градусов. Его мощность сохранялась благодаря установленному устройству для подогрева воздуха. Чтобы трактора были хорошо видны на снежных просторах, их красили в яркий красный цвет. А еще на их дверях был нарисован пингвин.

Сергей Белковский,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)

Опубликовано в выпуске № 38 (801) за 1 октября 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...