Версия для печати

Оптимизация пройдет поэтапно

Анисимов Виктор
В средствах массовой информации широко обсуждаются идущие и предстоящие масштабные перемены в военной организации государства. Особое внимание уделяется изменениям в структуре и численности Вооруженных Сил, существенному сокращению количества офицерского состава, принципиальным преобразованиям в подготовке военных кадров. В том числе изменениям в системе военного образования. Как и кого будут готовить в перспективе военные вузы? В какой мере будет оптимизирована сеть военно-учебных заведений? Что будет с их постоянным и переменным составом? На эти и другие вопросы отвечает статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай ПАНКОВ.


К 2013 ГОДУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИИ БУДЕТ ИМЕТЬ 10 СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ВУЗОВ


В средствах массовой информации широко обсуждаются идущие и предстоящие масштабные перемены в военной организации государства. Особое внимание уделяется изменениям в структуре и численности Вооруженных Сил, существенному сокращению количества офицерского состава, принципиальным преобразованиям в подготовке военных кадров. В том числе изменениям в системе военного образования. Как и кого будут готовить в перспективе военные вузы? В какой мере будет оптимизирована сеть военно-учебных заведений? Что будет с их постоянным и переменным составом? На эти и другие вопросы отвечает статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай ПАНКОВ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПАНКОВ Николай Александрович


ПАНКОВ Николай Александрович
Фото Леонида ЯКУТИНА
Родился 2 декабря 1954 года в деревне Марьино Костромской области. В 1974-1976 годах проходил срочную службу в пограничном отряде Северо-Западного пограничного округа. Окончил Высшую школу Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР (1980 г.), очную аспирантуру (1989 г.). После защиты кандидатской диссертации занимался преподавательской и научной работой. С 1994 года - ученый секретарь Академии Министерства безопасности (с 1995-го - Академии Федеральной службы безопасности РФ). В 1997-1998 годах - начальник Управления делами Федеральной пограничной службы России, в 1998-2001 годах - руководитель аппарата Совета безопасности РФ. С апреля 2001 года - начальник Управления делами МО РФ. С июля 2001 года - начальник Главного управления кадров МО РФ. С июня 2002 года - заместитель министра обороны по кадрам. С октября 2004 года - начальник Службы кадровой и воспитательной работы МО РФ. В сентябре 2005 года указом президента РФ назначен на должность статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации. Кандидат юридических наук, доцент.


- Николай Александрович, в Министерстве обороны на вас возложено общее руководство системой военного образования. В связи с этим хотелось бы из первых уст узнать, что планируется в ближайшее время на этом направлении? Что сегодня включает в себя сеть военных вузов и почему возникла необходимость ее оптимизации?

- Сегодня подготовку офицеров осуществляют 65 высших военно-учебных заведений. В их числе 15 военных академий, 4 военных университета и 46 высших военных училищ и военных институтов. С момента создания российских Вооруженных Сил их количество сократилось более чем на треть, но и в настоящее время сеть вузов остается избыточной. При высоких затратах на обучение она не обеспечивает требуемый уровень военно-профессиональной подготовки офицеров.

Приведу два примера. С одной стороны, характерной отличительной чертой наших вузов является маленькая емкость переменного состава. В 30 военно-учебных заведениях учатся от 400 до 1 тысячи человек. 25-30 процентов учебного времени уходит на наряды, караулы, хозяйственные работы и тому подобное. В этих вузах - маломощные кафедральные коллективы, насчитывающие 8-10 человек и не позволяющие организовать нормальную учебную, методическую и научную работу. О каком качестве военного образования можно здесь говорить?

С другой стороны, военные вузы стали избыточно фондоемкими. Анализ показал, что на содержание и ремонт объектов учебно-материальной базы ежегодно расходуется до 46 процентов от общего объема средств, выделяемых на военное образование. Учитывая, что загруженность фондов вузов составляет не более 60-70 процентов, почти треть этой суммы мы выбрасываем, что называется, на ветер. При этом надо иметь в виду и следующий немаловажный фактор. Фонды многих наших вузов, их инженерия и энергетика таковы, что, сколько денежных средств в них не вкладывай, современного вуза не сделать.

Добавлю еще один фактор: "ведомственный эгоизм" привел к тому, что получило широкое распространение дублирование подготовки офицеров по родственным военным специальностям в военно-учебных заведениях различной подчиненности. Это не только увеличивает стоимость обучения, но и приводит к различным подходам к подготовке однотипных специалистов.

С учетом этого и в связи с системными изменениями Вооруженных Сил, приведением численности офицерского состава в соответствие с потребностями военной организации государства нами подготовлены и президентом Российской Федерации одобрены предложения о формировании перспективной сети военно-учебных заведений. К 2013 году Минобороны России будет иметь 10 системообразующих вузов, в том числе три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет. В состав данных образовательных учреждений в качестве структурных подразделений войдут высшие военные училища и военные институты, научно-исследовательские организации и другие подразделения.

- В чем конечная цель этих преобразований?

- Главной целью мы ставим перед собой повышение эффективности и качества образовательного процесса, широкое использование объединенных интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки военных специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям военной науки и техники. Мы считаем, что объединение в военных учебно-научных центрах всего цикла непрерывного военного образования: от довузовской до подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров - позволит добиться преемственности в обучении и воспитании, обеспечить эффективное использование учебно-материальной базы и преподавательского состава.

- Расскажите, какими подходами вы руководствовались при формировании перспективной сети военно-учебных заведений?

- В основу своей работы мы положили принципы, которые были выработаны в ходе научных исследований, проведенных на первом этапе Федеральной программы реформирования системы военного образования. Приведу важнейшие из них:

- укрупнение вузов, создание военных учебно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей;

- межвидовое и межродовое объединение военно-учебных заведений;

- интеграция военного образования и военной науки, сохранение научных школ, диссертационных советов, профессорско-преподавательского состава;

- учет принципа региональности при сохранении военно-учебных заведений;

- максимальное использование существующих инфраструктуры и материально-технической базы военно-учебных заведений и их дальнейшее развитие;

- реинвестирование в военное образование средств, полученных от реализации избыточных фондов военно-учебных заведений;

- безусловное выполнение договорных обязательств по подготовке иностранных военнослужащих, специалистов для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и другие.


Сегодня - курсанты, завтра - офицеры.
Фото Леонида ЯКУТИНА
- А как планируется выйти на перспективную сеть военных вузов?

- Работу по формированию сети военно-учебных заведений мы планируем провести поэтапно. Что это за этапы?

На первом этапе (2008-2009 годы) большинство существующих высших военных училищ и военных институтов будут на правах структурных подразделений включены в состав системообразующих вузов.

На втором этапе (2009-2012 годы) планируется на базе трех системообразующих вузов (Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-воздушной академии и Военно-морской академии) сформировать военные учебно-научные центры, укрупнить военные академии и военный университет, а ряд вузов, в связи с уменьшением заказа на подготовку офицеров, ликвидировать.

На заключительном этапе (к 2013 году) будет организована эффективная деятельность военных учебно-научных центров и других системообразующих вузов, реализующих образовательные программы различных уровней и обеспечивающих непрерывность профессионального образования офицеров.

- Вы упомянули новый вид образовательного учреждения - военный учебно-научный центр. Расскажите подробнее, что он будет собой представлять?

- Военный учебно-научный центр - это своеобразный военный аналог университетского или академического комплекса, которые уже существуют в системе высшего образования России. Он представляет собой единое юридическое лицо, объединяющее образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, научные и другие организации. Эту норму мы будем юридически закреплять в Типовом положении о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Для примера приведу структуру военного учебно-научного центра Военно-морского флота, создаваемого на базе Военно-морской академии. В его состав планируется включить три военно-морских института, институт дополнительного профессионального образования, военно-морской колледж и военно-морской лицей, Нахимовское военно-морское училище, три научно-исследовательских института, подразделения обслуживания и обеспечения образовательного процесса. Таким образом, выстраивается вертикаль непрерывного образования специалистов Военно-морского флота, осуществляется интеграция военной науки и военного образования. Преимущества здесь очевидны. Добавлю, что для размещения военного учебно-научного центра будет построена современная база в Кронштадте, оснащенная всем необходимым для ведения образовательной деятельности, научных исследований, жизни и быта слушателей и курсантов. С аналогичных позиций мы будем подходить к созданию военных учебно-научных центров Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.

- Тем не менее в обществе сложилось мнение, что вся реформа военного образования сводится к сокращению военно-учебных заведений. Так ли это?

- К сожалению, приходится констатировать: как внутри Вооруженных Сил, так и на уровне общественных организаций, ветеранских движений, просто граждан сложилось непонимание целей и задач проводимой реформы. В ней, как вы правильно отметили, видится только одно - сокращение военно-учебных заведений.

Решение о реорганизации любого вуза вызывает чуть ли не бурю негодования в среде тех, кто был так или иначе связан с этим образовательным учреждением. В адрес президента и правительства, Государственной Думы и Совета Федерации, Министерства обороны идут десятки возмущенных писем о подрыве национальной безопасности государства, об уникальности училища или академии, о развале военного образования.

По-человечески данную позицию понять можно. Она вызывает всестороннее уважение и преклонение перед теми людьми, которые всю свою жизнь посвятили служению Отечеству и которые не остались в стороне и сейчас. Но мы не имеем права поддаваться эмоциям. Сокращение избыточных вузов - это тяжелый, но необходимый процесс. Если мы не будем заниматься им сегодня, то в ближайшем будущем станем свидетелями медленной, но неизбежной деградации отечественной системы военного образования, потери традиций и преемственности в деле подготовки и воспитания офицерских кадров.

Хочу обратить ваше внимание, что оптимизация сети вузов - это важная, но далеко не единственная задача реформы военного образования. Делается очень многое по совершенствованию организации и содержания обучения, модернизации материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, повышению научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений, росту профессионального мастерства военных преподавателей. В образовательную деятельность внедряются инновационные образовательные программы и технологии, компетентный подход в обучении, увеличивается доля практических видов занятий и занятий с применением интерактивных форм.

Это незаметно простому обывателю, но оказывает существенное влияние на качество подготовки слушателей и курсантов. И мы будем продолжать работу в этом направлении.

Сегодня наши усилия сосредоточены на вхождении военной школы в новую двухуровневую систему высшего образования. Учебно-методические объединения военно-учебных заведений ведут разработку нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, основных профессиональных образовательных программ для подготовки бакалавров, магистров или специалистов. Можно еще долго перечислять, чего мы достигли и что планируем сделать, но это уже предмет отдельного разговора.

- Сейчас в военно-учебных заведениях учится, служит и работает почти десятая часть всего состава Вооруженных Сил. Как затронет их предстоящая оптимизация сети вузов?

- Естественно, это в той или иной мере отразится как на постоянном, так и на переменном составе военно-учебных заведений.

Что касается слушателей и курсантов, то тут особых проблем нет. Они или завершат обучение в вузе, в который поступали, или будут переведены для продолжения обучения по аналогичной специальности в другое военно-учебное заведение. Перевод будет осуществляться по мере создания на новом месте необходимой учебной и социальной инфраструктуры, что позволит минимизировать негативное воздействие организационных мероприятий на качество подготовки обучающихся. В связи с этим оптимизацию сети вузов планируется проводить последовательно, по этапам, о которых уже говорил. Это позволит провести все необходимые подготовительные мероприятия.

Преподаватели, изъявившие желание продолжить педагогическую деятельность, будут переведены в укрупняемые вузы. В них уже активно ведется строительство жилья для постоянного состава. Мы заинтересованы в сохранении накопленного научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений, и кадровые органы ведут кропотливую работу с каждым военнослужащим, предлагая все возможные варианты продолжения службы в системе военного образования.

Всем остальным офицерам будут предложены иные воинские должности или предоставлена возможность увольнения с военной службы с предоставлением всех установленных законодательством социальных льгот и гарантий. В ходе предыдущих аналогичных организационных мероприятий мы накопили достаточный опыт работы и сегодня используем его, чтобы не допустить прошлых ошибок и упущений.

- И последний вопрос. Военное образование является составной частью профессионального образования России. Как относится Министерство образования и науки к предпринимаемым вами шагам по оптимизации сети вузов?

- Мы долгие годы плодотворно и эффективно взаимодействуем с Минобрнауки России, всегда находим понимание и поддержку в решении проблем военной школы. Все наши шаги сверяем с мерами, принимаемыми в государстве по совершенствованию профессионального образования.

Оптимизация сети военно-учебных заведений путем создания крупных системообразующих вузов и военных учебно-научных центров - это не прихоть Министерства обороны, а магистральное направление развития всей высшей школы России, которая идет по пути формирования сети федеральных университетов.

Только путем концентрации усилий и средств, интеграции образования и науки мы сможем выйти на новое качество подготовки офицеров, способных эффективно руководить вверенными подразделениями и частями в обновленных Вооруженных Силах.

Виктор АНИСИМОВ

Опубликовано в выпуске № 1 (267) за 14 января 2009 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц