Версия для печати

«Перезагрузка»: быть или не быть?

Троицкий Кирилл
Трудно не согласиться с грустными оценками состояния российско-американских отношений на конец прошлого года. Действия предыдущей администрации США резко их ухудшили. Ее планы наносили ущерб российским интересам, а в случае их реализации неизбежно потребовали бы наших ответных действий. Это касается и размещения элементов ПРО США в Восточной Европе, и усилий по форсированному расширению НАТО на Восток, и отказа ратифицировать ДОВСЕ.


МИР ЖДЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТРЕЧИ ПРЕЗИДЕНТОВ МЕДВЕДЕВА И ОБАМЫ


Трудно не согласиться с грустными оценками состояния российско-американских отношений на конец прошлого года. Действия предыдущей администрации США резко их ухудшили. Ее планы наносили ущерб российским интересам, а в случае их реализации неизбежно потребовали бы наших ответных действий. Это касается и размещения элементов ПРО США в Восточной Европе, и усилий по форсированному расширению НАТО на Восток, и отказа ратифицировать ДОВСЕ.
{{direct_hor}}


Фото: РИА НОВОСТИ
Очистка наших отношений от подобных «токсичных активов» отвечала бы интересам и России, и США, да и всего мирового сообщества. Сделать это возможно только совместными усилиями. Обмен посланиями между президентами России и США в начале этого года продемонстрировал обоюдную готовность к выстраиванию отношений зрелых, на прагматичной и деловой основе. Для этого у нас есть своего рода «дорожная карта» – Сочинская декларация о стратегических рамках отношений. Главное – реализовать зафиксированный в ней позитив. Россия к этому готова в полной мере.

Сфер для сотрудничества больше чем достаточно. И хочется согласиться с президентом Обамой в том, что ближайшим приоритетом должно стать возобновление разоруженческого процесса. Одностороннее стремление к абсолютной безопасности – опасная иллюзия, и хорошо, что это теперь публично признают и в Вашингтоне. Сейчас, к примеру, начинает складываться понимание необходимости искать подлинно коллективные решения проблем Афганистана – с привлечением всех влиятельных игроков. В этом русле в Москве под эгидой ШОС была проведена широкопредставительная конференция по Афганистану. И российское руководство всемерно приветствует инициативу американской стороны провести аналогичную конференцию в Нидерландах. Принципиально, что сейчас Россия и США рассматривают эти два форума как взаимодополняющие, а не конкурирующие.

Дрейф и безразличие в наших отношениях не устраивают сегодня ни Россию, ни Америку. О необходимости выхода из кризиса доверия президент России Д. Медведев говорил в Вашингтоне еще в ноябре прошлого года.

В своих выступлениях и интервью прессе Д. Медведев высказывал твердую уверенность, что России и США, сохраняющим особую ответственность в мировых делах, есть что предложить остальному миру. Эти возможности наиболее ярко проявляются в вопросах стратегической стабильности, ядерной безопасности, в целом ряде других областей. От характера российско-американских отношений многое зависит и в евроатлантической политике, «несущей конструкцией» которой могло бы стать тройственное взаимодействие – между Россией, США и Евросоюзом.

И, наконец, в пользу «перезапуска» наших отношений, как справедливо неоднократно отмечал наш президент, говорит сама история, в которой немало сильных эмоциональных моментов – от дипломатической поддержки, оказываемой Россией Америке в критически важные для нее периоды внутреннего развития, до совместной борьбы с фашизмом и периода разрядки.

В инаугурационной речи президента Обамы прозвучало понимание того, что Америке необходимо трансформироваться вместе с меняющимся миром. Речь произвела на мировое сообщество сильное впечатление честной оценкой стоящих перед страной проблем.

Великое будущее обеим нашим странам предсказал еще Алексис де Токвиль, и до сих пор, как заметил Дмитрий Анатольевич, мы доказывали себе и миру его правоту каждый в отдельности. Наш президент уверен – на нынешнем крутом повороте истории мы, Россия и США, должны сделать это сообща.



Фото: АР
Россия готова не только к диалогу с Западом, в первую очередь с его лидером – Соединенными Штатами Америки, но и к тесному, а главное, искреннему сотрудничеству. А США?

Согласно опросу, проведенному компанией GlobeScan, две трети россиян считают, что Россия играет положительную роль в мире. Однако это мнение разделяют отнюдь не все за пределами России. Явно предвзятое, а то и просто лживое освещение событий последних полутора-двух лет изменило мнение мирового сообщества о России в негативную сторону. События – это практически санкционированная американским руководством агрессия Грузии против югоосетинского народа, перебои поставок газа в Европу, возникшие по вине ориентированного на Белый дом В. Ющенко.

Оценка россиян свидетельствует, что внешняя политика России – предмет широкого согласия в обществе, и подтверждает правильность выбранного российским руководством во главе с президентом Д. Медведевым и премьером В. Путиным самостоятельного внешнеполитического курса на международное сотрудничество по самому широкому кругу вопросов. Как подчеркивают наши лидеры, Россия открыта к содержательной дискуссии по внешнеполитической проблематике.

Возвращение России в результате последовательных усилий последних лет на международную арену в роли одного из ведущих государств мира полностью соответствует многовековым традициям нашей страны. Как неоднократно отмечали представители российского правительства, важнейшим приоритетом российской дипломатии является формирование благоприятных внешних условий для поступательного внутреннего развития. При этом Россия действует инициативно, с полным осознанием своей ответственности в международных делах.

В качестве примера можно привести инициативу о разработке и заключении Договора о европейской безопасности, призванного способствовать формированию позитивной повестки дня в евроатлантической политике и созданию открытой системы коллективной безопасности на всем пространстве от Ванкувера до Владивостока. Решение этой задачи стало бы важнейшим шагом по разрыву с идеологией и практикой холодной войны. Есть и немало других свидетельств конструктивной роли России в вопросах безопасности.

Конечно, Россия не застрахована ни от разногласий с другими государствами, ни от безответственных действий руководства некоторых из них. Разумеется, наше государство не устраивает, что с помощью ангажированных информационных кампаний Запад, а особенно США, пытается навязать нам двойные стандарты во внешней политике и отказать в праве отстаивать свои законные интересы, принимать и проводить в жизнь суверенные решения в сфере национальной безопасности, защищать своих граждан и принципы международного права.

Необходимо отметить, что, как неоднократно заявлялось высшим руководством нашей страны, Россия не рассматривает Организацию Североатлантического договора априори в качестве врага. Для России НАТО – один из объективных ключевых факторов, определяющих состояние безопасности в Евроатлантическом регионе, в том числе у наших границ.

Очевидно, когда у стран – членов НАТО случаются рецидивы конфронтационной логики, откаты к блоковой политике, то возникают проблемы. Таких проявлений немало: Россию справедливо беспокоит сохраняющееся и необъяснимое с точки зрения общеевропейской безопасности стремление альянса к расширению, особенно к нашим границам, к размыванию норм международного права и роли Совета Безопасности ООН в отношении критериев применения своего силового потенциала при одновременной заявке на глобальную роль; уклонение стран НАТО от ратификации адаптированного ДОВСЕ; попытки обелить военную авантюру режима Саакашвили против Южной Осетии, планы по его перевооружению.

Об этих озабоченностях российское руководство всегда говорит открыто и прямо. Очевидно, что Россия не может игнорировать приближение военной инфраструктуры НАТО к своим границам.

Недавнее охлаждение отношений России с НАТО, вызванное односторонней позицией альянса по кавказскому кризису, инициированной в первую очередь американским руководством, и отказом даже обсуждать причины кризиса, четко высветило проблемы в диалоге между нашей страной и Западом. Однако Россия не собирается скатываться к конфронтации. Общие для всего мирового сообщества глобальные риски и вызовы не дают России на это права. Россия настроена на поиск конструктивных развязок.

Российское руководство всегда последовательно выступало и продолжает выступать за укрепление доверия в отношениях Россия–НАТО, против создания новых разделительных линий в Европе, где бы то ни было еще.

Вместе с тем западные партнеры по Совету Россия–НАТО должны понимать, что неадекватный учет российских интересов объективно сужает поле взаимодействия. Напротив, горизонты для сотрудничества расширятся, если вектор развития НАТО будет мотивироваться не проектами из политического прошлого, а потребностями в совместных усилиях по обеспечению безопасности в ее современном прочтении. Если США, опираясь на НАТО, не будут пытаться в одиночку строить безопасность в мире только под себя, а возьмут курс на органичное встраивание в отвечающую сегодняшним вызовам глобальную систему международной безопасности, то перспективы отношений России с альянсом будут предсказуемыми.

Будущее военно-политической стабильности в Европе во многом будет зависеть от того, насколько последовательно Россия и страны – члены НАТО (прежде всего США) будут придерживаться принципа неделимости безопасности, зафиксированного в системообразующих для наших взаимоотношений документах: Основополагающем акте 1997 года и Римской декларации 2002 года. В первую очередь это обязательства не укреплять собственную безопасность в ущерб безопасности другого.

Кирилл ТРОИЦКИЙ

Опубликовано в выпуске № 26 (292) за 8 июля 2009 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц