Версия для печати

Как спасали «Оборону Севастополя»

65 лет назад состоялось второе открытие нетленного полотна
Кулинченко Вадим

Всемирно известная панорама Франца Рубо (1856-1928) «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.», открытая скромно 14 мая 1905 г. по случаю войны с Японией, в период Великой Отечественной войны получила значительные повреждения. Она не подлежала реставрации и фактически была воссоздана советскими художниками заново. Второе открытие панорамы состоялось 16 октября 1954 года в день празднования 100-летия первой обороны Севастополя. Это событие отмечала вся страна.

Главную мысль панорамы Рубо, как и воссозданной, можно передать могучими словами Льва Толстого, участника той обороны: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…».

 

В годы Великой Отечественной герои первой обороны Севастополя вдохновляли советских воинов на новые подвиги во имя Родины.

 

1942 год. Фашисты уже на Северной стороне и бьют оттуда прямой наводкой. Сгорело, кажется, все, что могло, а налеты вражеской авиации учащаются. 25 июня во время очередной атаки пять бомб и семь снарядов попали в здание панорамы. В горящее здание бросились курсанты школы средних командиров береговой обороны Черноморского флота, их кубрики были рядом, за рвом 4-го бастиона, в бывших минных галереях, и бойцы 11-го отдельного батальона ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи).

В горящее здание бросились курсанты школы средних командиров береговой обороны Черноморского флота, их кубрики были рядом

 

Они рвут горящее полотно на части и выносят из здания в ров. Ночью 26 июня спасенные фрагменты грузят на лидер эсминцев «Ташкент» – последний крупный надводный корабль, прорвавшийся в осажденный город. Преодолев блокаду фашистских самолетов, моряки спасли более 2 000 раненых, детей, женщин и 86 кв. метров полотна панорамы.

 

Уже в послевоенные годы художник Николай Родзин создал триптих «Спасение «Севастопольской панорамы» (картон, уголь), посвященный подвигу воинов, которые с риском для жизни спасали шедевр батальной живописи. Триптих и один из уцелевших фрагментов – «Даша Севастопольская» – экспонируются в зале панорамы.

 

Из Новороссийска куски полотна отправили в Кустанай. А затем в Новосибирск, где в тяжелом 1942-м спасенные фрагменты развернули, очистили от загрязнений, специальным раствором законсервировали живопись, сгруппировали, накатали на валы и так хранили в помещении Новосибирского драматического театра.  Позже панораму вывезли в Загорск, затем в Москву, где она попала в руки реставраторов.

 

Они установили, что треть полотна погибла, а оставшиеся куски имеют много повреждений. Восстановление панорамы реставрационным путем исключалась. Решили воссоздавать ее на новом холсте.

 

Эта сложнейшая, требующая большого опыта, знаний и таланта работа была поручена творческому коллективу московских художников из 17 человек. Его возглавлял Василий Яковлев (1893-1953), но смерть помешала ему завершить работу. 

 

Процесс воссоздания проходил в несколько этапов. Одним из главных, как и у Рубо, было создание картона – полного и точного рисунка панорамы. Не менее трудной оказалась работа над предметным планом, более совершенным, чем у Рубо. Художники под руководством Павла Соколова-Скаля справились. Большую помощь им оказали военные консультанты во главе с Адмиралом Флота Советского Союза Иваном Исаковым.

 

16 октября 1954 года к 100-летию первой обороны Севастополя город был награжден орденом Красного Знамени. В этот же день открылась для посетителей воссозданная панорама.

 

Сотни тысяч людей, возможно – уже миллионы, побывавших в современной панораме, чувствуют в ней нерв защитников Севастополя и великого Франца Рубо. Да сохранится этот памятник героизму русского матроса и солдата в веках!

 

Вадим  КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...