Версия для печати

Создатель танков в атомном проекте

115 лет назад родился Николай Духов
Чуприн Константин

В 1954 году, 65 лет назад, Николай Духов был назначен первым директором и главным конструктором ВНИИА. Институт под его началом стал наряду с ВНИИЭФ и ВНИИТФ одним из трех ведущих разработчиков отечественного ядерного оружия. А 26 октября исполнилось 115 лет со дня рождения Духова.

Лифт в будущее

На украинской земле есть несколько местечек с трогательным, сказочно-гоголевским названием Веприк. Недалеко от одного из них прошло детство корифея ядерной физики Анатолия Александрова. В другом Веприке в 1904 году родился будущий конструктор Николай Духов.

Научный путь Анатолия Петровича можно сравнить с движением в однажды и навсегда выбранном главном направлении, а Николай Леонидович пришел в Атомный проект уже состоявшимся, более того – маститым, прославленным специалистом из совсем другой сферы – танкостроения. Интересная и вроде бы парадоксальная судьба. Яркая, но, увы, недолгая: Духов умер в расцвете творческих сил в 1964-м. Не дожил полгода до 60-летия.

«Хитрый» узел РДС-1, созданный благодаря инженерной смекалке Духова, получил прозвище «Дух»

Выходец из вполне благополучной по старорежимным меркам семьи (отец – фельдшер, мать – скромного помещичьего рода), бывший гимназист Николай Духов после установления советской власти оказался в водовороте «отрешения от старого мира». Первые самостоятельные ступеньки – комбед, продотряд… Потом – изба-читальня, райземлес и даже загс. Пришлось освоить и профессию свекольщика на сахарном заводе.

Но Духов хотел учиться и в 22 года получил комсомольскую путевку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. Рекомендовавшие товарищи явно учли тот самый райземлес. Рабфаки, как известно, являлись в то время эффективными социальными лифтами, поднимавшими к большой карьере талантливую и трудолюбивую молодежь. Однако землеустроителем Духов не стал. Рабфак он окончил с блеском, потому был принят без экзаменов в Ленинградский политех. Здесь выучился на инженера-конструктора автотракторной техники. Перспективное по тем временам направление. Правда, есть информация, что Николаю пытались вставлять палки в колеса, дескать, не совсем «правильное» происхождение. К счастью, козни завистников не увенчались успехом.

По окончании вуза – инженер на заводе «Красный путиловец», впоследствии Кировском. Удачное начало! Опыт приходил с участием в крупных конструкторских проектах. Среди них – создание оснастки для массового производства рабочей лошадки колхозов пропашного трактора «Универсал» (по образцу американского Farmall), последние представители семейства которых тарахтели на полях до конца 50-х. Затем разработка советского «Бьюика» – представительского лимузина «Ленинград-1» (Л-1) для совпартноменклатуры.

Годы в броне

Инженерный талант Духова удостоился закономерного внимания руководства, и в 1936 году его перевели в специальное конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода. Оно занималось созданием танков.

В СКБ-2 Духов получил под начало группу конструкторов, совершенствовавших «сухопутный крейсер» – трехбашенный среднего танка Т-28, разработку Семена Гинзбурга со товарищи. К сожалению, эта машина, несмотря на грозный вид, производивший эффект на довоенных парадах, оказалась весьма уязвимой и к 1941 году устарела (тем не менее Т-28 вполне способен был противостоять немецким танкам). Первым же звездным успехом Духова в танкостроении стала совместная с главным конструктором завода Жозефом Котиным разработка тяжелых танков с противоснарядным бронированием серии «Клим Ворошилов» – КВ-1 и совершенно «монстрообразного» КВ-2 (танк прорыва укрепленных полос). Близкое знакомство с ними, как и со средним Т-34, уже в первые дни войны стало неприятным сюрпризом для командования вермахта.

С эвакуацией производства в Челябинск Духов организовал там работу по превращению тракторного завода в знаменитый Танкоград, который официально именовался «Кировский завод Народного комиссариата танковой промышленности в городе Челябинске». Кроме усовершенствованных КВ, здесь обрело силу новое богатырское семейство – тяжелые танки ИС («Иосиф Сталин»).

Вермахт и ваффен-СС испытали на себе губительную мощь пушек, брони и гусениц ИС-1 и ИС-2 в ходе сражений, а союзники были изрядно поражены необычным обликом новейшего ИС-3 на совместном Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года. Это был венец отечественного танкостроения периода войны. На вооружении нашей армии ИС-3 состояли вплоть до начала 90-х.

Хитрый узел

Занятый танковыми делами, пусть и секретными, Духов, разумеется, был хорошо знаком челябинцам. Всесоюзную известность как один из творцов оружия Победы он получил в первые послевоенные годы, когда прессе было дозволено сообщить о нем широкой общественности. А многие ветераны труда и сегодня помнят солидные гусеничные тракторы С-80, широко применявшиеся в разных отраслях народного хозяйства: для пахоты и уборки урожая, в строительстве, нефтяной и лесной промышленности. Эти мирные машины, появившиеся в 1946 году, тоже конструкции коллектива Духова. На то время они были самыми мощными в отечественном тракторостроении. С-80 также служили в инженерных, дорожных, железнодорожных и военно-строительных частях Вооруженных Сил СССР.

А в 1947-м армия получила 60-тонный ИС-4, созданный под руководством Духова. Правда, широкого распространения эти машины не получили, и через много лет им определили роль неподвижных огневых точек на границе с КНР.

Однако после ИС-4 и С-80 ни танками, ни тракторами Духову заниматься не пришлось. Он был привлечен к созданию отечественного ядерного оружия, став в 1948 году сразу заместителем главного конструктора КБ-11 Юлия Харитона. Сталин, прекрасно знавший Духова как успешного разработчика танков и организатора производства, прислушался к мнению руководителей Атомного проекта, пришедших к выводу, что когорту теоретиков, создающих первую советскую атомную бомбу, нужно усилить талантливыми конструкторами «от железа». В августе того же года Духов принял в КБ-11 научно-конструкторский сектор № 1. И получил критически важные задания по инженерно-технической проработке плутониевого заряда первой советской атомной бомбы РДС-1, ее корпуса, электрических «запалов» к заряду, узлов автоматики. Между прочим некий «хитрый» узел РДС-1, справиться с конструированием которого удалось благодаря инженерной смекалке Духова, получил выразительное прозвище «Дух».

Рождение первой отечественной водородной бомбы РДС-6с («Слойка Сахарова») также не обошлось без участия Духова. Так он вошел в категорию, по определению Роберта Рождественского, «великих без фамилий». Конечно, сама фамилия Духов не подверглась засекречиванию, но иначе как о конструкторе танков, даже после смерти, упоминать о нем было нельзя. Первая с конца 40-х публикация появилась лишь в 1971 году в журнале «Старшина-сержант» и называлась «Конструктор стальных крепостей». Ни намека на ядерное продолжение научно-инженерной биографии.

Направление главного удара

В 1954-м Духов стал директором и главным конструктором только что созданного Московского филиала № 1 КБ-11 (с 1956 года – самостоятельное КБ-25). Сегодня это Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики (ВНИИА) его имени. Здесь при жизни и под руководством Духова, то есть всего за 10 лет, был разработан целый спектр специзделий – ядерные боевые части для Р-7, первой советской МБР, фронтовых крылатых ракет ФКР-1 (в береговом противокорабельном варианте «Сопка») и ФКР-2, корабельных П-5, П-6 (для подводных лодок) и П-35 (для ракетных крейсеров), авиационных ПКР КС-1, КСР-2, К-10С и стратегической Х-20, зенитной управляемой С-25 и торпеды Т-5 (в серии «53–58»). Потрясающий результат для человека, который начал заниматься ядерным оружием – совершенно новым для себя направлением – на пятом десятке!

В последующем специалисты ВНИИА обеспечили ядерным снаряжением авиационные противокорабельные Х-22 и КСР-5, тактические класса «воздух-земля» Х-58 (противорадиолокационная) и Х-59, аэробаллистические Х-15, стратегические маневрирующие крылатые Х-55 (воздушного базирования) и «Гранат» (для подводных лодок), противокорабельные «Аметист», «Малахит», «Базальт», «Вулкан» и «Гранит», противолодочные «Вихрь», «Вьюга», «Водопад» и «Ветер». По сведениям иностранной печати, детищем ВНИИ также являются тактические ядерные авиабомбы ТН-1000 и ТН-1200, носителем которых служит фронтовой бомбардировщик Су-24 (Су-24М).

Духовской школе ВНИИА принадлежат важные достижения в области разработки систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов. Наверное, поднимая в час страшной угрозы для Отечества челябинский Танкоград, Духов вряд ли думал о геометрии Римана, сложные методы которой применяются при конструировании систем подрыва ядерных зарядов. Но «направление главного удара» у Николая Леонидовича всегда было одно – обеспечивать страну могучим, смертоносным для врага оружием.

Опубликовано в выпуске № 42 (805) за 29 октября 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...