Версия для печати

Золотой век лапотной России

Правда истории или страшилки из советских учебников?
Илющенко Роман

С удивлением прочел статью Александра Широкорада. Он не просто приписывает мне то, что я никогда не писал, но берется огульно очернять весь период правления последнего императора России. Хотя ничего удивительного в этом нет.

Отклик на статью «Голливуд как наследие царизма»

Поливать «проклятый царизм», а особенно личность и плоды властвования Николая II, давно стало традицией как для либеральных, так и для советских «историков». Не являясь историком по образованию, тем не менее, оспорю слова писателя. Судя по взглядам, Широкорад является поклонником Сергея Витте и сторонником госпереворотов. То есть вполне разделяет мнения «февралистов» – участников заговора. По его мнению, переворот – самый лучший способ решить все накопившиеся проблемы в России: «Когда монарх совершал непростительные ошибки, на рассвете гремели барабаны…Толпа на Невском встречала офицеров овациями. Стыдливые барышни лезли целоваться…»

Как просто, оказывается, совершить самое гнусное для офицера преступление – изменить присяге! Если продолжить эту мысль, не стоит расстраиваться и по поводу распада СССР в августе 1991-го. Ведь тогда страна тоже оказалась в тупике, а выход нашли заговорщики в ЦК партии и гвардейские офицеры, въехавшие в столицу на танках, которые поддержали желавший перемен народ. И опять было всенародное (зафиксированное на камеры) ликование, а нарушившие присягу хмельные гвардейцы принимали поздравления от уже не слишком стыдливых барышень, тоже лезших целоваться.

По темпам проведения преобразований, грандиозности замыслов и результатам Николай II опережал Петра I

Складывается впечатление, что заигравшийся в патриота автор в своей ненависти к монархии не отдает себе отчета, что измена никогда не может служить фундаментом для строительства благополучного и гармоничного общества, не говоря уже о государстве. Чему, собственно, и учит история.

А чего стоит такой посыл, относящийся к 1917 году: «Вся власть в России принадлежала царю. К тому времени в Европе давно не было ни одной самодержавной монархии». Как будто не шумела более 10 лет заседаниями Дума, ставя палки в колеса Николаю II. Или не существовало абсолютизма в Германии, Австро-Венгрии или Турции.

В «наездах» на русскую монархию Широкорад повторяет догматы об извечной отсталости России, тащившейся в обозе развитых государств. Что элементарно не соответствует данным, доступным не только для завсегдатаев архивов и поклонников мемуаров. Да и сама монархия, мягко говоря, не мешает развиваться таким благополучным во многих отношениях государствам с развитой социальной структурой (какая не снилась многим народным демократиям), как КСА, ОАЭ или, например, Япония, Швеция, Соединенное Королевство, Испания, Голландия…

Со слов автора мы узнаем: никаких реформ Николай II не проводил, мечтая лишь об одном – усидеть на троне путем подавления всякого инакомыслия. У меня сохранился советский учебник «История СССР» за 8-й класс. Даже в нем сквозь зубы, но признавалось, что в правление Николая II страна добилась серьезных успехов.

Отложим в сторону школьные учебники и работы тенденциозных мемуаристов и погрузимся в исследование проблемы, подкрепленное статистикой. Воспользуемся трудами молодого и талантливого профессионала Андрея Борисюка, опубликовавшего в 2017 году моментально ставшую бестселлером книгу «История России, которую приказали забыть – Николай II и его время», которая есть и в Интернете. На малоизвестном историческом материале утверждается, что Николай II не просто реформатор, но по темпам проведения преобразований, грандиозности замыслов и результатам далеко опережает и Петра I, и Иосифа Великого! Однако волею времени многим его реформам и одержанным под его руководством победам были присвоены чужие имена.

Возьмем денежную реформу графа Витте, столыпинскую земельную или Брусиловский прорыв (а ведь были еще замолчанные образовательная, здравоохранительная, военная и другие) – во главе них, часто являясь инициатором, стоял самодержец.

Недаром, как правильно указал на сей раз Широкорад, у царя не было личного секретаря. Именно по той причине, что Николай предпочитал лично, а не через посредников знакомиться с поступавшими документами и проектами, не перепоручая этого дела другим, но считая своей прямой обязанностью отвечать за все. И ни разу не изменил этому правилу. При этом глупо было бы утверждать, что он никогда не ошибался, но об ошибках мы знаем все, а о достижениях периода его правления?

Итак, правление Николая II (1894–1917) отмечено бурным ростом почти во всех сферах и по всем параметрам развития государства. Некорректно называть это случайностью, но и сбрасывать со счетов подготовленную его самодержавным отцом базу нельзя. Сын смог с лихвой реализовать накопленный потенциал, что позволило набрать России невиданные доселе нигде в мире темпы. Откомандированный в 1913 году в Россию французскими банкирами (у которых царское правительство вынуждено было кредитоваться в силу нехватки собственных средств на реализацию громадных планов развития) редактор журнала «Экономист Европы» Эдмон Тьери, изучив положение России, вынужден был публично признать: «Если у больших европейских наций дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении…»

Подыгрывать Николаю сугубо деловой человек и экономист, нанятый французским капиталом, не собирался. Он обязан был изложить правду, что и сделал. Его труд «Экономическое преобразование России», изданный в 1914 году есть сегодня в Интернете, что позволяет убедиться: слова, адресованные прежде всего западному читателю, взяты не на пустом месте. Не они ли, смертельно напугав лидеров других стран, послужили настоящим пусковым крючком для втягивания России сначала в войну, а затем в революцию?

Что стало основанием ведущему французскому экономисту отдать «отсталой», «лапотной» России пальму первенства? К 1914 году наша страна уверенно входила в пятерку наиболее развитых стран, наступая на пятки Франции, и являлась мировым лидером по темпам развития.

В правление Николая II Россия сделала огромный рывок, прежде всего в индустриализации. Объемы выпуска промпродукции выросли впятеро. Основными показателями экономического роста в то время являлись добыча угля, выплавка стали и чугуна. По всем – устойчивый рост. Угля в годы его правления по сравнению с предшествующим периодом добывалось в 6,4 раза больше, стали выплавлялось в 4,3 раза больше, чугуна – в 3,5 раза. Рост не прекращался даже в годы Первой мировой войны. Гигантскими темпами увеличивалось производство электроэнергии – 130-кратно. Продукции машиностроения выпускалось в 6,7 раза больше.

Осваиваются и создаются новые месторождения и промышленные районы, доставшиеся по наследству советской власти: Донбасс, Кузбасс, Урал, Восточная Сибирь, марганцевые рудники Грузии, медные заводы Армении, цинковые и свинцовые предприятия Польши, нефтепром Кавказа и Средней Азии, судостроительные заводы и верфи в Николаеве и Ревеле. Параллельно ведутся мелиоративные работы в Центральной и Западной Сибири, орошение пустынь Средней Азии: ирригационная система в Каракумах и Романовский канал в «Голодной степи»… И все это не только лопатами и тачками, но с широким использованием машин, тракторов, экскаваторов, частично купленных за границей.

Говоря о царской индустриализации, нельзя не вспомнить о глобальном, мирового масштаба проекте – Транссибе, поставившем рекорд не только по протяженности, но и по скорости строительства. Безусловным успехом и новым мировым достижением стала прокладка в кратчайшие сроки в условиях войны самой северной в мире железной дороги, протянувшейся от Петрограда до незамерзающего порта Романов-на-Мурмане, основанного Николаем II.

Всего при нем было построено в 2,2 раза больше магистралей, чем его предшественниками. К слову, Ленину и Сталину в довоенный период удалось увеличить транспортную сеть всего в 1,3 раза. Неоспорим рост судостроения и речных перевозок в период правления Николая, кои увеличились втрое. В 1903 году «отсталая» Россия создала первый в мире теплоход и затем освоила его массовое производство.

Большими темпами развивалось автомобилестроение. В 1916-м построено дополнительно одно государственное и пять частных предприятий с ежегодным выпуском 1500 и 3000 грузовиков соответственно. Под автомобили строились магистрали. Был брошен серьезный вызов бездорожью, прерванный войной и революцией.

Необходимо отметить градостроительный бум, начавшийся при Николае. Города электрифицируются, телефонизируются, запускаются маршруты трамваев и автобусов. Темпы производства стройматериалов многократно превышают советский довоенный период: по цементу впятеро, по кирпичу вдвое, по стеклу в 2,5 раза. Жилья возводили много, и оно было доступным. Выгодно и необременительно стало снимать квартиры, что вполне могли себе позволить не только рабочие, но и студенты. Они, кстати, платили за учебу меньше всех в Европе, а их число в «безграмотной» России при Николае выросло почти на порядок.

В «отсталой» России произведено более 6300 самолетов, в том числе лучшие в мире бомбардировщики

Самое время вспомнить о социальной политике царского правительства, что вызывает обычно больше всего нареканий. С 1908-го в России вводится всеобщее бесплатное начальное образование, которое не только соответствовало стандартам, но и давало куда более серьезную подготовку ученикам, чем в период шумной советской кампании по борьбе с безграмотностью.

В николаевской России, бившей мировые рекорды по приросту населения (до двух миллионов в год), были серьезные проблемы в здравоохранении, с детской смертностью и продолжительностью жизни, но они решались. Медпомощь уже тогда становится бесплатной. Число больниц за время правления Николая выросло почти вчетверо, создается служба «скорой помощи», вводится карточный учет заболеваемости.

Серьезных успехов добивается царская Россия в трудовом и пенсионном законодательстве. Еще в 1897 году принимается закон об ограничении рабочего дня, последовательно вводится страхование и выплата пособий семьям пострадавших и погибших на производстве, расширяются права рабочей инспекции. Совершенствуется пенсионная система, превратившись в серьезный механизм поддержки не только чиновников и офицеров, но и учителей, ученых, врачей, инженеров. Если сравнить продолжительность трудовой недели в России и США, то в 1913 году русский рабочий трудился больше американца почти на два часа, но в 1938-м разрыв не сократился, а увеличился на 6,5 часов! При этом президент США (1909–1913) Уильям Тафт признавал социальное и трудовое законодательство в царской России лучшим в мире.

Говоря о развитии военпрома, важно отметить, что на «оборонку» царская Россия денег не жалела. Проблемы были в рациональном использовании средств, но это не совсем одно и то же и больше зависит от человеческих качеств. Это и позволило России в сжатый исторический период в условиях войны нарастить производство и закупку оружия и боевых материалов.

При Николае строится более 400 военных кораблей, включая заставшие Великую Отечественную войну линкоры, самые быстрые эсминцы, первый в мире авианосец и более 70 подводных лодок. В «отсталой» России произведено более 6300 самолетов, в том числе лучшие в мире бомбардировщики и гидросамолеты. Да, у России, как и у многих других стран, не было танков, что, однако, вполне компенсировалось броневиками, в основном отечественного производства.

Напоследок разберу еще один пассаж писателя. Автор утверждает, что «от беспросветной нужды, произвола властей и религиозных преследований» из России в период правления Николая II эмигрировали около семи миллионов и именно они «основали в Париже русский балет, а в Соединенных Штатах – киностудию «Голливуд». Среди эмигрантов доминировали жители царства Польского, Литвы, Финляндии и отчасти Правобережной Украины (Волынской губернии).

Вообще-то шел и обратный процесс. Наша страна со времен Екатерины была весьма привлекательна для европейцев. Чего стоят братья Нобели, не от хорошей жизни уехавшие из Швеции и основавшие тут нефтяной бизнес, обеспечив империи процветание отрасли. В целом взаимодействие двух миграционных потоков в XIX – начале ХХ века привело к тому, что Россия за весь этот период потеряла только 400 тысяч человек (из страны выбыли 4,6 миллиона русских подданных и въехали 4,2 миллиона иностранцев).

Что же касается русского балета в Париже, то его отец-основатель Сергей Дягилев, хотя и являлся представителем нетрадиционной сексуальной ориентации (что доставляло ему немало проблем в нетолерантной России), вовсе не собирался эмигрировать. Он банально зарабатывал там деньги и вернулся на Родину как раз накануне Первой мировой войны. А эмигрантом стал с приходом к власти большевиков.

Так же с Голливудом. Его основали уроженцы России Иосиф и Николай Шенкеры – сыновья приказчика Хаима (Михаила) Шмуиловича Шенкера, работавшего в рыбинской конторе Волжского речного пароходства. В 1893 году (заметим, до воцарения Николая II) они эмигрировали в США. На новом месте братья поначалу продавали газеты, работали в аптеке. Вскоре они приобрели парк развлечений «Палисадис» и стали вкладываться в киноиндустрию.

«Так почему же переворот в такой замечательной стране не вызвал протест у народа?» – спросит вдумчивый читатель. Отвечу кратко: людям настойчиво, в том числе с думских трибун, вдалбливали мысль, что так дальше жить нельзя и нужны перемены. Не аналогичным ли путем она же внушалась уже советскому народу 74 года спустя?

Роман Илющенко,
подполковник запаса, ветеран МВД

Опубликовано в выпуске № 42 (805) за 29 октября 2019 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя retrograd
retrograd
31 октября 2019
Я тоже был удивлён появлением статьи Александра Широкорада... По всей видимости, профессионального историка, просто "достала" писанина дилетантов. Очевидно, Широкорад, писал статью вовсе не для "дискуссии" с Илющенко. Такая дискуссия для профессионала есть пустая трата времени. Скорее, он писал, для ликбеза тем, кто "просто читает" газету, не будучи мало-мальски, предварительно, подготовленными к объективному восприятию серьёзных тем. И может просто "повестись" на очередную, "благолепную" сказку "от истории", сочинённую дилетантом, под свои личные исторические пристрасти. В том числе, и о "перспективах" России, "если бы" не большевики ... Увы, таких читателей в сегодняшней России вполне достаточно ... Так что, Широкораду, - респект. Статья, вполне вписывается в газетный формат... По стилю, вполне "читаема" неподготовленным читателем, без скучной сухости научных рефератов... Выводы, концептуально аргументированы точной фактурой. В отличие от Илющенко, подобранной без коньюнктурных пристрастий ...
Аватар пользователя retrograd
retrograd
31 октября 2019
"Вообще-то шел и обратный процесс. Наша страна со времен Екатерины была весьма привлекательна для европейцев. Чего стоят братья Нобели, не от хорошей жизни уехавшие из Швеции и основавшие тут нефтяной бизнес, обеспечив империи процветание отрасли. ..."*****Никакого "обратного процесса" никогда не шло. Иностранцы, жили в России со времён Московской "немецкой слободы", приезжая, бОльшей частью, "заработать денег" у "варваров", а вовсе не на "ПМЖ", как бы сейчас сказали ... Были и "потоки" приглашаемых в Россию на работу иностранцев, под те или иные "госпроекты". Начиная от строительства армии и руководства ею. Так же и флота... Кончая, градостроительством, архитектурой и наукой... Кто-то из них оставался, кто-то уезжал ... И не надо, Илющенко, подменять тему обсуждения. Это есть неприлично ... У Широкорада речь идёт о конкретном историческом периоде т.н. "правления" Николая Бездарного (называть его "кровавым" было бы пропагандистским преувеличением)... О Нобелях и "процветании отрасли" лучше бы в суе не упоминать. Особливо со смешным "не от хорошей жизни" уехавшие из Швеции... Для ликбеза Илющенко ... Основную прибыль от грабежа российских природных ресурсов при помянутом "зарождении" нефтяной отрасли в России, изначально, получали банкиры Ротшильды. Державшие под собой все основные рынки сбыта нефти в тот период. И диктовавшие цены на сырьё и продукты переработки нефти. Далее, к ним в России присоединились и Нобели... В России Ротшильдам приходилось вести борьбу с фирмой Нобелей. Достигнутое к 1905 г. картельное соглашение между ними о проведении совместной торговой политики на внутреннем рынке, фактически означавшее признание Ротшильдами ведущей роли Нобелей в российской нефтеторговле, лишь видоизменило формы этой борьбы. В условиях экономического КРИЗИСА начала 900-х годов (здесь, вспоминаем Широкорада, а не восторги Илющенко ...) стали обнаруживаться слабые места ротшильдовской нефтяной империи в России. В справке, относящейся к марту 1904 г., эксперт "Лионского кредита" оценивал финансовое положение центрального предприятия группы Ротшильдов - Каспийско-Черноморского общества - как "достаточно посредственное вследствие низких прибылей, полученных в течение двух последних лет, а также очень высокой цифры долгов, включавшей значительный долг банкам". Это положение удалось в дальнейшем несколько поправить только путем увеличения акционерного капитала общества. В то время как Ротшильдам приходилось заниматься латанием образовавшихся прорех, фирма Нобелей продолжала укреплять свои позиции. Она, в частности, достигла в 1907 г. соглашения с третьим по значению в России нефтеторговым предприятием - обществом "А. Т. Манташев и К°" об отказе его в пользу товарищества "Бр. Нобель" от самостоятельной продажи керосина на внутреннем рынке. Сиречь, братишки Нобели в России банально зарабатывали на добыче и продаже российских ресурсов за рубеж. Куда, кстати и бОльшая часть прибыли уходила... Но главное, опять же, в том, что и к этой "экономической активности" Николай Бездарный никакого отношения не имеет. И то что, даже импульсивно-хаотично, "при нём" в Российской экономике и происходило, вовсе не означает, что это происходило "благодаря" ему ... Никаких внятных планов развития и преобразования России у Николая Бездарного НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО... И в этом, Широкорад, тоже абсолютно прав ...
Аватар пользователя Обормот
Обормот
14 ноября 2019
Очередной автор-монархист забыл главное - дьявол прячется в деталях. Так как все эти царедрочеры по образованию в основном гуманитарии (как правило с бородой до яиц, как у Карабаса Барабаса) + всякие опогоненные граждане (само собой как профи ничего не представляющие) проведу маленький ликбез для этих птенцов: 1. Цифры о производстве самолетов обычно пишут без сравнения с другими странами. Да, произвели 6300 самолетов. Из которых только 10 процентов были российские (но с импортными моторами). То есть в Российской Империи только 10% асов летало на отечественных машинах (опять-таки повторимся - с импортными двигателями). А 90% - воевало на стопроцентно импортной технике. Для сравнения во вторую мировую войну статистика перевернулась на 180 градусов - только 10 процентов лучших пилотов летали на импорте, зато остальные пользовали технику полностью собранную (до последнего винта или заклепки) из советских компонентов. Но об этом поклонники Николашки стыдливо помалкивают. Царедрочеры обожают приводить в пример самолет Сикорского "Илья Муромец", забывая, что моторы на нем немецкие, лак для перкаля - снова немецкий, дутики - британские, авионика (системы управления) - французские. Эдакий военный "суперджет". При этом булкохрусты забывают, что у тех же немцев в конце войны появились аналогичные тяжелые машины "Гота". За период с 1914 по 1916 годы Германия произвела 13408 самолетов, Франция 12579, Англия 7589, Россия 3710, хуже только в Италии - 1637 и Австро-Венгрии - 1077. В плюс Италии играет, что около 90% двигателей на самолеты она сделала сама (ну а что вы хотите, имея заводы "Альфа Ромео" и всяких прочих Феррари грех было бы не загрузить их заказами). Самая мякотка, что на начало войны у России было преимущество по вооружениям, но уже к 1915 году оно полностью пропало. Войны без потерь не бывает. И здесь вступают в силу новые обстоятельства - если страны Центрального Союза и Антанты (кроме России) смогли резко нарастить выпуск военной техники, то в России как ни надрывали пупок - такой тенденции не получилось. Выпуск продукции сильно отставал от заявок военного ведомства. Это вызвало что? Правильно! Золотишко потекло на Запад, в оплату военных заказов. И тут снова царедрочеры хлопаются жопой в лужу со смачным шлепком. 2. Сделанное оружие надо как-то доставить в Россию! Но как? Европа перегорожена линией фронта от Балтики до Андриатики. Балтика блокирована. Черное море - тоже. Архангельск на зиму замерзает. Владивосток - далеко. И тут вспоминают доклад на высочайшее имя о том, что в Кольском заливе удобная гавань и неплохая логистика. Но вот беда - денежки на магистраль и город на Кольском полуострове ввалили в Либаву, которую бросили в первый же период войны со всеми запасами. И Николашка начинает в авральном порядке лепить дорогу на Мурман. За год с небольшим спрямив радиусы поворотов для экономии, что по ним могли только пульманы американские бегать, задачу выполнили. И оказалось, что пропускная способность не может протянуть по ней весь груз и снабдить все фронта. Хоть союзнички и перли туда все что должны были поставить. Пришлось срочно заказывать ледоколы в Англии (кстати, опять-таки "Ермак" и "Святогор" строили в Ньюкастле), чтобы хоть часть грузов закидывать в Архангельск. Что опять таки говорит о том, что "наш Ники" "великого государственного ума светоч" (это сарказм, если что). К слову сказать, булкохрустные любять козырять циферками скорости постройки железных дорог, мол, "проклятые большевицкие палачи" не превзошли Николашку в скорости постройки, даже в лучшие годы расцвета советской власти. Забывая при этом, что Российской Империи часть дорог строили узкоколейными (частные), часть по британскому стандарту (это когда наши зарубежные друзья инвестировали лавэ в экономику, давая связанные кредиты, которые требовали тратить и покупать оборудование у заимодавца). И только остальное было российским ширококолейным стандартом. "Большевицкие палачи" с 1922 по 1936 год переложили все дороги на широкую колею, усилили насыпи, для приема на колею сверхтяжелых составов, а заодно и похоронили по человечески всех жмуриков, которые упокоились в насыпях Мурманской чугунки. Там же как было? Нарезал конец работяга - его или в болото кидай, или в насыпь. Но история советских железных дорог еще ждет своего квалифицированного историка, а не этих бородатых обожателей августейшего Ники. 3. Казалось бы, раз основные порты по вывозу зерна (основная статья экспорта) в блокаде, значит вывоз харчей резко упал и продукты резко подешевели? Как бы не так, милостивые государи! Производство зерна рухнуло в ж..пу стремительным домкратом! Почему? А потому что из деревни забрали в армию не только мужиков, но и тягло, то бишь коней. А с учетом механизации в 1913 году от 0,72 до 1,2 лошадиные силы на один гектар (источники разные) снижение производительности сельского хозяйства стало неизбежным. А если добавить сюда, что 90% товарного зерна производили крупнотоварные хозяйства Юга Украины, Дона и Кубани - российская деревня не просто стала раком, а рухнула мордой в асфальт. 4. Все доводы бородатых монархистов берутся из одной тумбочки (источника) - книжечки Боречки Бразойля. То есть, если начать "колоть тумбочки" идя по ссылкам Мультатули, Илющенко, Борисюка, Лаврова - мы всегда придем к этой восхитительной bookfiction. Или иной подобной литературе. С чем вас и поздравляю. Правнук сельского учителя, внук железнодорожника и инженера, всегда ваш Обормот
Аватар пользователя Обормот
Обормот
14 ноября 2019
Относительно прогнозов месье Тьерри. Бородатые монархисты забывают что во всем мире делается масса прогнозов из которых сбывается в лучшем случае процентов 10. Например, в 1894 году в печатном органе "The Times" группой неких экспертов, причем весьма опытных и маститых был выдвинут прогноз, что через 50 лет каждая улица Лондона будет погребена под слоем конских испражнений толщиной в десять футов (2,54 метра). С точки зрения математики все было безупречно - на тот момент в Лондоне было 50 тысяч лошадей, каждая из которых задрав хвост весело источала по 7-16 кг смешных какашек в день. По прогнозу конское поголовье в Лондоне с учетом роста городской агломерации должно было составить 400 тысяч лошадей. С учетом того, что лошадь это Божья тварь, срать она меньше не станет - выходило все правильно. Теперь внимание вопрос - где конское гавно? И правильный ответ - прогноз не сбылся, потому что умный чувак Форд сильно удешевил производство автомобилей, самобеглые экипажи (которые не срут, простите за такие интимные подробности) просто сделали "проблему конского навоза" забавным историческим курьезом. Не более того. На что опирался месье Тьерри? И Менделеев такоже. На рост населения. Но вот беда - развитие индустриального общества убило многодетность. Если крестьянин стремился максимально нарожать едоков для работы на земле и будущую пенсию, то рабочий в за станком уже этим не заморачивался. Взрывного роста просто не вышло. Потом эту тенденцию описали все демографы - стоило только стране начать индустриализацию (даже в мягком варианте) рождаемость сразу летела вниз. Вот поэтому прогноз Тьерри из той же оперы про конский навоз. С чем монархистов я и поздравляю. Всегда ваш Обормот
Аватар пользователя retrograd
retrograd
31 октября 2019
Я тоже был удивлён появлением статьи Александра Широкорада... По всей видимости, профессионального историка, просто "достала" писанина дилетантов. Очевидно, Широкорад, писал статью вовсе не для "дискуссии" с Илющенко. Такая дискуссия для профессионала есть пустая трата времени. Скорее, он писал, для ликбеза тем, кто "просто читает" газету, не будучи мало-мальски, предварительно, подготовленными к объективному восприятию серьёзных тем. И может просто "повестись" на очередную, "благолепную" сказку "от истории", сочинённую дилетантом, под свои личные исторические пристрасти. В том числе, и о "перспективах" России, "если бы" не большевики ... Увы, таких читателей в сегодняшней России вполне достаточно ... Так что, Широкораду, - респект. Статья, вполне вписывается в газетный формат... По стилю, вполне "читаема" неподготовленным читателем, без скучной сухости научных рефератов... Выводы, концептуально аргументированы точной фактурой. В отличие от Илющенко, подобранной без коньюнктурных пристрастий ...
Аватар пользователя retrograd
retrograd
31 октября 2019
"Вообще-то шел и обратный процесс. Наша страна со времен Екатерины была весьма привлекательна для европейцев. Чего стоят братья Нобели, не от хорошей жизни уехавшие из Швеции и основавшие тут нефтяной бизнес, обеспечив империи процветание отрасли. ..."*****Никакого "обратного процесса" никогда не шло. Иностранцы, жили в России со времён Московской "немецкой слободы", приезжая, бОльшей частью, "заработать денег" у "варваров", а вовсе не на "ПМЖ", как бы сейчас сказали ... Были и "потоки" приглашаемых в Россию на работу иностранцев, под те или иные "госпроекты". Начиная от строительства армии и руководства ею. Так же и флота... Кончая, градостроительством, архитектурой и наукой... Кто-то из них оставался, кто-то уезжал ... И не надо, Илющенко, подменять тему обсуждения. Это есть неприлично ... У Широкорада речь идёт о конкретном историческом периоде т.н. "правления" Николая Бездарного (называть его "кровавым" было бы пропагандистским преувеличением)... О Нобелях и "процветании отрасли" лучше бы в суе не упоминать. Особливо со смешным "не от хорошей жизни" уехавшие из Швеции... Для ликбеза Илющенко ... Основную прибыль от грабежа российских природных ресурсов при помянутом "зарождении" нефтяной отрасли в России, изначально, получали банкиры Ротшильды. Державшие под собой все основные рынки сбыта нефти в тот период. И диктовавшие цены на сырьё и продукты переработки нефти. Далее, к ним в России присоединились и Нобели... В России Ротшильдам приходилось вести борьбу с фирмой Нобелей. Достигнутое к 1905 г. картельное соглашение между ними о проведении совместной торговой политики на внутреннем рынке, фактически означавшее признание Ротшильдами ведущей роли Нобелей в российской нефтеторговле, лишь видоизменило формы этой борьбы. В условиях экономического КРИЗИСА начала 900-х годов (здесь, вспоминаем Широкорада, а не восторги Илющенко ...) стали обнаруживаться слабые места ротшильдовской нефтяной империи в России. В справке, относящейся к марту 1904 г., эксперт "Лионского кредита" оценивал финансовое положение центрального предприятия группы Ротшильдов - Каспийско-Черноморского общества - как "достаточно посредственное вследствие низких прибылей, полученных в течение двух последних лет, а также очень высокой цифры долгов, включавшей значительный долг банкам". Это положение удалось в дальнейшем несколько поправить только путем увеличения акционерного капитала общества. В то время как Ротшильдам приходилось заниматься латанием образовавшихся прорех, фирма Нобелей продолжала укреплять свои позиции. Она, в частности, достигла в 1907 г. соглашения с третьим по значению в России нефтеторговым предприятием - обществом "А. Т. Манташев и К°" об отказе его в пользу товарищества "Бр. Нобель" от самостоятельной продажи керосина на внутреннем рынке. Сиречь, братишки Нобели в России банально зарабатывали на добыче и продаже российских ресурсов за рубеж. Куда, кстати и бОльшая часть прибыли уходила... Но главное, опять же, в том, что и к этой "экономической активности" Николай Бездарный никакого отношения не имеет. И то что, даже импульсивно-хаотично, "при нём" в Российской экономике и происходило, вовсе не означает, что это происходило "благодаря" ему ... Никаких внятных планов развития и преобразования России у Николая Бездарного НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО... И в этом, Широкорад, тоже абсолютно прав ...
Аватар пользователя Обормот
Обормот
14 ноября 2019
Очередной автор-монархист забыл главное - дьявол прячется в деталях. Так как все эти царедрочеры по образованию в основном гуманитарии (как правило с бородой до яиц, как у Карабаса Барабаса) + всякие опогоненные граждане (само собой как профи ничего не представляющие) проведу маленький ликбез для этих птенцов: 1. Цифры о производстве самолетов обычно пишут без сравнения с другими странами. Да, произвели 6300 самолетов. Из которых только 10 процентов были российские (но с импортными моторами). То есть в Российской Империи только 10% асов летало на отечественных машинах (опять-таки повторимся - с импортными двигателями). А 90% - воевало на стопроцентно импортной технике. Для сравнения во вторую мировую войну статистика перевернулась на 180 градусов - только 10 процентов лучших пилотов летали на импорте, зато остальные пользовали технику полностью собранную (до последнего винта или заклепки) из советских компонентов. Но об этом поклонники Николашки стыдливо помалкивают. Царедрочеры обожают приводить в пример самолет Сикорского "Илья Муромец", забывая, что моторы на нем немецкие, лак для перкаля - снова немецкий, дутики - британские, авионика (системы управления) - французские. Эдакий военный "суперджет". При этом булкохрусты забывают, что у тех же немцев в конце войны появились аналогичные тяжелые машины "Гота". За период с 1914 по 1916 годы Германия произвела 13408 самолетов, Франция 12579, Англия 7589, Россия 3710, хуже только в Италии - 1637 и Австро-Венгрии - 1077. В плюс Италии играет, что около 90% двигателей на самолеты она сделала сама (ну а что вы хотите, имея заводы "Альфа Ромео" и всяких прочих Феррари грех было бы не загрузить их заказами). Самая мякотка, что на начало войны у России было преимущество по вооружениям, но уже к 1915 году оно полностью пропало. Войны без потерь не бывает. И здесь вступают в силу новые обстоятельства - если страны Центрального Союза и Антанты (кроме России) смогли резко нарастить выпуск военной техники, то в России как ни надрывали пупок - такой тенденции не получилось. Выпуск продукции сильно отставал от заявок военного ведомства. Это вызвало что? Правильно! Золотишко потекло на Запад, в оплату военных заказов. И тут снова царедрочеры хлопаются жопой в лужу со смачным шлепком. 2. Сделанное оружие надо как-то доставить в Россию! Но как? Европа перегорожена линией фронта от Балтики до Андриатики. Балтика блокирована. Черное море - тоже. Архангельск на зиму замерзает. Владивосток - далеко. И тут вспоминают доклад на высочайшее имя о том, что в Кольском заливе удобная гавань и неплохая логистика. Но вот беда - денежки на магистраль и город на Кольском полуострове ввалили в Либаву, которую бросили в первый же период войны со всеми запасами. И Николашка начинает в авральном порядке лепить дорогу на Мурман. За год с небольшим спрямив радиусы поворотов для экономии, что по ним могли только пульманы американские бегать, задачу выполнили. И оказалось, что пропускная способность не может протянуть по ней весь груз и снабдить все фронта. Хоть союзнички и перли туда все что должны были поставить. Пришлось срочно заказывать ледоколы в Англии (кстати, опять-таки "Ермак" и "Святогор" строили в Ньюкастле), чтобы хоть часть грузов закидывать в Архангельск. Что опять таки говорит о том, что "наш Ники" "великого государственного ума светоч" (это сарказм, если что). К слову сказать, булкохрустные любять козырять циферками скорости постройки железных дорог, мол, "проклятые большевицкие палачи" не превзошли Николашку в скорости постройки, даже в лучшие годы расцвета советской власти. Забывая при этом, что Российской Империи часть дорог строили узкоколейными (частные), часть по британскому стандарту (это когда наши зарубежные друзья инвестировали лавэ в экономику, давая связанные кредиты, которые требовали тратить и покупать оборудование у заимодавца). И только остальное было российским ширококолейным стандартом. "Большевицкие палачи" с 1922 по 1936 год переложили все дороги на широкую колею, усилили насыпи, для приема на колею сверхтяжелых составов, а заодно и похоронили по человечески всех жмуриков, которые упокоились в насыпях Мурманской чугунки. Там же как было? Нарезал конец работяга - его или в болото кидай, или в насыпь. Но история советских железных дорог еще ждет своего квалифицированного историка, а не этих бородатых обожателей августейшего Ники. 3. Казалось бы, раз основные порты по вывозу зерна (основная статья экспорта) в блокаде, значит вывоз харчей резко упал и продукты резко подешевели? Как бы не так, милостивые государи! Производство зерна рухнуло в ж..пу стремительным домкратом! Почему? А потому что из деревни забрали в армию не только мужиков, но и тягло, то бишь коней. А с учетом механизации в 1913 году от 0,72 до 1,2 лошадиные силы на один гектар (источники разные) снижение производительности сельского хозяйства стало неизбежным. А если добавить сюда, что 90% товарного зерна производили крупнотоварные хозяйства Юга Украины, Дона и Кубани - российская деревня не просто стала раком, а рухнула мордой в асфальт. 4. Все доводы бородатых монархистов берутся из одной тумбочки (источника) - книжечки Боречки Бразойля. То есть, если начать "колоть тумбочки" идя по ссылкам Мультатули, Илющенко, Борисюка, Лаврова - мы всегда придем к этой восхитительной bookfiction. Или иной подобной литературе. С чем вас и поздравляю. Правнук сельского учителя, внук железнодорожника и инженера, всегда ваш Обормот
Аватар пользователя Обормот
Обормот
14 ноября 2019
Относительно прогнозов месье Тьерри. Бородатые монархисты забывают что во всем мире делается масса прогнозов из которых сбывается в лучшем случае процентов 10. Например, в 1894 году в печатном органе "The Times" группой неких экспертов, причем весьма опытных и маститых был выдвинут прогноз, что через 50 лет каждая улица Лондона будет погребена под слоем конских испражнений толщиной в десять футов (2,54 метра). С точки зрения математики все было безупречно - на тот момент в Лондоне было 50 тысяч лошадей, каждая из которых задрав хвост весело источала по 7-16 кг смешных какашек в день. По прогнозу конское поголовье в Лондоне с учетом роста городской агломерации должно было составить 400 тысяч лошадей. С учетом того, что лошадь это Божья тварь, срать она меньше не станет - выходило все правильно. Теперь внимание вопрос - где конское гавно? И правильный ответ - прогноз не сбылся, потому что умный чувак Форд сильно удешевил производство автомобилей, самобеглые экипажи (которые не срут, простите за такие интимные подробности) просто сделали "проблему конского навоза" забавным историческим курьезом. Не более того. На что опирался месье Тьерри? И Менделеев такоже. На рост населения. Но вот беда - развитие индустриального общества убило многодетность. Если крестьянин стремился максимально нарожать едоков для работы на земле и будущую пенсию, то рабочий в за станком уже этим не заморачивался. Взрывного роста просто не вышло. Потом эту тенденцию описали все демографы - стоило только стране начать индустриализацию (даже в мягком варианте) рождаемость сразу летела вниз. Вот поэтому прогноз Тьерри из той же оперы про конский навоз. С чем монархистов я и поздравляю. Всегда ваш Обормот

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...