Версия для печати

Пока лишь пробный шаг

Хряпин Александр
В последнее время активно проводится дискуссия по вопросам размещения элементов стратегической ПРО США в Восточной Европе и их влияния на стратегическую стабильность в Европе и военную безопасность России. Многие специалисты уже высказались по этой проблеме. Основной лейтмотив их выступлений сводится к тому, что третий позиционный район ПРО в Европе создается не для защиты от каких-то "мифических стратегических ракет", а исключительно для перехвата межконтинентальных баллистических ракет России. С этим нельзя не согласиться.


ПОСЛЕ ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ ПОСЛЕДУЕТ РАЗВЕРТЫВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АМЕРИКАНСКОЙ ПРО НА ТЕРРИТОРИЯХ ДРУГИХ СТРАН


В последнее время активно проводится дискуссия по вопросам размещения элементов стратегической ПРО США в Восточной Европе и их влияния на стратегическую стабильность в Европе и военную безопасность России. Многие специалисты уже высказались по этой проблеме. Основной лейтмотив их выступлений сводится к тому, что третий позиционный район ПРО в Европе создается не для защиты от каких-то "мифических стратегических ракет", а исключительно для перехвата межконтинентальных баллистических ракет России. С этим нельзя не согласиться.
{{direct_hor}}

Американские противоракеты могут появиться и на территориях ряда бывших союзных республик СССР.
Фото Агентства по ПРО США
Действительно, "объяснения" США о необходимости размещения элементов стратегической ПРО в Восточной Европе для защиты своей территории от возможного удара "гипотетических" стратегических баллистических ракет Ирана, Северной Кореи или террористических организаций, которые могут быть оснащены ядерными боеприпасами и/или другими видами оружия массового поражения (ОМП), не выдерживают никакой критики. Это связано с тем, что даже в отдаленной перспективе ни Иран, ни Северная Корея не способны создать баллистические ракеты, которые могли бы достигнуть территории США. А для защиты своих войск в Европе и союзников по НАТО от действия оперативно-тактических ракет и ракет средней дальности может быть развернута нестратегическая ПРО на ТВД. Что же касается террористических организаций, то для доставки ОМП, скорее всего, будут использоваться неракетные средства и нетрадиционные способы доставки ОМП к цели. Это показали события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в США, когда террористами были использованы новые способы и средства массового уничтожения людей и инфраструктуры.

Поэтому, несмотря на риторику американской стороны о том, что элементы ПРО в Европе развертываются не против России, а для ее же блага, а со стороны РФ есть просто элементарное "непонимание" этого, следует однозначно констатировать: Вашингтон полностью игнорирует мнение Москвы и не собирается отказываться от своих планов создания "непроницаемого щита" вокруг нашей страны с целью исключения риска ответных действий СЯС России в случае начала агрессии против нее. А размещение элементов стратегической ПРО в Восточной Европе следует рассматривать лишь как первый пробный шаг на этом пути, за которым последует развертывание новых элементов ПРО на территориях других стран-членов НАТО или стран, стремящихся в этот блок, а также государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом свидетельствуют ведущиеся США переговоры с бывшими союзными республиками СССР.

Что же касается возможностей третьего позиционного района ПРО, то можно сказать следующее. Развертывание РЛС в Чехии позволит США контролировать пуски баллистических ракет СЯС России, дислоцируемых в европейской части страны и на Северном флоте, а десяти противоракет шахтного базирования в Польше - осуществлять перехват единичных стратегических баллистических ракет на активном участке траектории их полета, в первую очередь оснащенных разделяющимися головными частями. При этом можно согласиться с экспертами, что размещение десяти противоракет, конечно же, не приведет к заметному снижению потенциала ответного удара ядерных сил России. Но при этом существует опасность, что США, создав инфраструктуру ПРО в Европе, смогут развернуть ряд новых РЛС и более сотни противоракет, а это в условиях сокращения отечественных СЯС до уровней, определенных российско-американским Договором СНП, может существенным образом сказаться на эффективности ответных действий СЯС РФ и стратегической стабильности не только в Европе, но и мире в целом.

Несколько слов о самом Договоре СНП, подписанном в 2002 г. В отличие от Договора СНВ-1 он, на мой взгляд, представляет собой договор "о намерениях", т.к. не предусматривает никаких процедур контроля за количественно-качественным состоянием стратегических вооружений. В рамках этого договора речь идет лишь об "оперативно развернутых" ядерных боезарядах. Хотя не секрет, что возвратный потенциал СНС США составляет порядка 2400 ЯБЗ (активный резерв), а существует еще и пассивный резерв. Поэтому в любой момент США могут достаточно оперативно существенно увеличить свои СНС. Россия же такого резерва практически не имеет.

В результате осознания многими политиками в странах-членах НАТО всей ответственности создания третьего позиционного района ПРО США попытка официального Вашингтона представить планы развертывания элементов ПРО в Европе как консолидированное решение, единодушно поддержанное их союзниками по Североатлантическому альянсу, не удалась. Отрицательную позицию в отношении перспектив развертывания ПРО США в Европе заняли правительства Норвегии и Франции. В других странах НАТО (Италия, Нидерланды, Бельгия, Германия и др.) имеется немало противников развертывания противоракетных объектов в странах Европы, а в Чехии и Польше большинство населения против решения своих правительств предоставить национальные территории под объекты ПРО.

Таким образом, совершенно ясно, зачем США, несмотря на негативное отношение и России, и ряда европейских стран, продавливают свое решение о размещении РЛС в Чехии и противоракет шахтного базирования в Польше. Но вот зачем странам Европы американская ПРО, не понятно. Еще раз следует подчеркнуть, что переход к практической реализации создания стратегической подсистемы ПРО США в Европе с дальнейшим наращиванием ее боевых возможностей однозначно приведет к ухудшению отношений с Россией и негативному изменению военно-политической обстановки не только в Европе, но и мире в целом. Необходимо отметить, что при размещении вблизи границ с Россией противоракет США, которые будут способны перехватывать стратегические баллистические ракеты на активном участке траектории их полета, боевые действия автоматически перемещаются на территорию стран Европы, включая и Россию. А осколочные элементы от пораженных баллистических ракет и самих противоракет будут экологически опасны для всей Европы. При этом нельзя исключить и опасность размещения на противоракетах США ядерных боезарядов для повышения эффективности перехвата стратегических баллистических ракет России.

Необходимо отметить, что проводимая США, мягко говоря, "недружественная" политика в отношении РФ (ярким проявлением которой является размещение элементов стратегической ПРО в Восточной Европе, а в перспективе и создание глобальной системы ПРО) вынуждает военно-политическое руководство России принимать адекватные ответные меры, в первую очередь политического и военного характера для обеспечения своей военной безопасности и безопасности союзников. Как мне представляется, к таким мерам со стороны России следует отнести проведение активной информационной кампании о том, что действия со стороны США вынуждают Россию к принятию адекватных мер различного характера, в том числе и военного; информирование руководства и населения стран, предоставляющих свою территорию для размещения стратегических систем оружия США, о включении этих объектов в планы первого удара; развитие и внедрение в производство новых ракетных технологий, позволяющих создавать баллистические ракеты и их боевое оснащение, способные преодолевать все эшелоны ПРО США; разработка и создание боевых средств подавления разведывательно-информационных и ударных средств системы ПРО космического базирования, в том числе средств перехвата космических аппаратов на орбитах; совершенствование форм и способов боевого применения ядерных сил; наращивание группировки ядерных сил и др. Конечно же, рассмотренные меры, за исключением первых двух, не являются обязательными к немедленному исполнению, но заявить о возможном их применении в случае развертывания США стратегической ПРО в Европе просто необходимо.

В заключение отмечу: развертывание США стратегической системы ПРО в Европе - это дело не отдельно взятых стран, в данном случае Чехии и Польши, а всех европейских государств, включая Россию. При этом для обеспечения стратегической стабильности и в Европе, и мире в целом необходимо создание действенных механизмов обеспечения военной безопасности каждого государства и контроля над вооружением. А этого можно достигнуть на пути переговорного процесса, в результате которого должна быть сформирована, а в дальнейшем и принята система взаимоувязанных договоров в области стратегических наступательных (ядерных и обычных) и оборонительных (ПРО) вооружений, которая была бы обязательная для исполнения всеми участниками этого процесса - и США, и странами ЕС, и Россией.

Александр ХРЯПИН
ведущий научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, кандидат технических наук

Опубликовано в выпуске № 21 (187) за 6 июня 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц