Версия для печати

Правда, доступная немногим

Фартышев Василий
К мнению генерал-майора в отставке Юрия Дроздова давно и многие привыкли прислушиваться - все же 35 лет своей жизни отдал службе в нелегальной разведке КГБ СССР. В прежние времена докладывал вышестоящему руководству всю правду, какой бы тяжелой она ни была, так и сейчас почитает для себя должным сигнализировать руководству страны и всем соотечественникам о потенциальных угрозах национальной безопасности России. Причину столь несвойственной пенсионному возрасту активности долго искать не надо - подлинный патриотизм со временем только крепнет и никуда не исчезает. Как-то раз по этому поводу легендарный генерал-разведчик сказал: "Мне уже много лет. За плечами - жизнь. За плечами моей страны - тысячелетие. Я русский. Со времен скифов мы были доверчивы, гостеприимны, но не любили, чтобы нас ставили на колени. Мы очень терпеливы, но не дай Бог перегнуть...". Итак, представляем вниманию читателей размышления Юрия Дроздова о некоторых "перегибах" в мировой политике.


РОССИЯ САМА ПОЗВОЛЯЕТ ИНОСТРАННЫМ ВОЕННЫМ ИССЛЕДОВАТЬ ЕЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ


К мнению генерал-майора в отставке Юрия Дроздова давно и многие привыкли прислушиваться - все же 35 лет своей жизни отдал службе в нелегальной разведке КГБ СССР. В прежние времена докладывал вышестоящему руководству всю правду, какой бы тяжелой она ни была, так и сейчас почитает для себя должным сигнализировать руководству страны и всем соотечественникам о потенциальных угрозах национальной безопасности России. Причину столь несвойственной пенсионному возрасту активности долго искать не надо - подлинный патриотизм со временем только крепнет и никуда не исчезает. Как-то раз по этому поводу легендарный генерал-разведчик сказал: "Мне уже много лет. За плечами - жизнь. За плечами моей страны - тысячелетие. Я русский. Со времен скифов мы были доверчивы, гостеприимны, но не любили, чтобы нас ставили на колени. Мы очень терпеливы, но не дай Бог перегнуть...". Итак, представляем вниманию читателей размышления Юрия Дроздова о некоторых "перегибах" в мировой политике.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ДРОЗДОВ Юрий Иванович



Фото Валерия ФЕДОСОВА
Родился 19 сентября 1925 г. в Минске в семье военнослужащего. В 1944 г. окончил 1-е Ленинградское артиллерийское училище (эвакуированное в город Энгельс). Участник Великой Отечественной войны. В 1956-1957 гг., после обучения в Военном институте иностранных языков, проходил доподготовку в Институте иностранных языков КГБ СССР. В 1957-1963 гг. находился в служебной командировке в Германии. Участвовал в операциях разведки по возвращению в СССР арестованного в США советского разведчика Рудольфа Абеля. В 1963 г. был направлен на Курсы усовершенствования оперативного состава (КУОС). Работал резидентом внешней разведки КГБ СССР в Пекине (1964-1968 гг.) и в Нью-Йорке (1975-1979 гг.) В ноябре 1979 г. был назначен начальником Управления "С" (нелегальной разведки) ПГУ КГБ СССР. Инициатор создания в 1981 г. "Вымпела" - группы специального назначения для проведения специальных операций за рубежом в особый период. С 1991 г. в отставке. Награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, нагрудными знаками "Почетный сотрудник госбезопасности" и "За службу в разведке". Имеет правительственные награды ГДР, Польши, Кубы, Афганистана. В настоящее время является генеральным директором информационно-аналитического агентства "НАМАКОН" (Независимого агентства по маркетингу и консалтингу). Имеет двух сыновей, трех внуков и столько же правнуков.


- Юрий Иванович, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в стране и мире?

- Вся последовательность событий сегодня не в пользу России. И начало тому положено еще в XIX веке. Генри Киссинджер, противник умный и широко осведомленный, этапы этой борьбы подробно изложил в своей книге "Дипломатия". В ней первая и последняя главы прямо посвящены проблеме "Нового мирового порядка". А выводы, которые напрашиваются, когда читаешь тысячестраничную книгу, довольно неприятны для нашей страны. Когда пришлось входить в обязанности человека, отвечающего за жизни подчиненных за рубежом, ведущих сбор разведывательной и важнейшей политической информации, у меня постепенно возникло и укрепилось понимание самой логики возникновения разных процессов в мире. Коснитесь, скажем, русско-японской войны 1904-1905 годов и в особенности вопроса ее финансирования. Среди главных игроков окажутся те же страны, кто тайно, а кто более чем явно, но с сохранением всех дипломатических условностей действуют против России и сегодня. Возникновение Второй мировой войны также имеет более глубокие корни. В 20-е годы прошлого века крупнейшие воротилы американского бизнеса, входящие в так называемый "Гарантии Траст", задумали и осуществили "организованный конфликт", который привел бы к занятию США лидирующего места в мире, столкнув лбами в остром "эксперименте" за три миллиарда долларов Россию и Германию. Представитель деловых кругов США Аверел Гарриман и его коллеги из "Гарантии Траст" получили согласие президента США на проведение "эксперимента". Из рассекреченных и опубликованных в США документов видно, что финансовая помощь оказывалась одними и теми же фирмами как России, так и Германии. В самом начале была задумка помочь встать на ноги этим двум государствам для того, чтобы столкнуть их впоследствии в схватке и далее сосуществовать с тем, кто окажется сильнее. Для них стратегически было совершенно не важно, кто выйдет победителем. После войны мировая арена изменилась: друг против друга стали США и СССР. Первое мирное столкновение между ними привело к созданию ООН, а это - первый шаг к мировому правительству.

- Одна из ваших книг называется "Мировая террористическая...". Вы действительно считаете, что в мире идет террористическая война?

- Еще в ХХ веке аналитики пришли к выводу, что мир вступил в эпоху малых, локальных войн. Причем эти войны уносят не меньшее число жизней, чем "большая война". Сегодня все понимают, что терроризм может быть одним из направлений любой государственной политики. Недаром политику Израиля после ливанской войны многие журналисты стали называть "государственным терроризмом". Надо иметь хорошую память, чтобы помнить: еще в 1930 году в книге "Малая война, партизанство и диверсии" Михаил Дробов проанализировал практически все актуальные сегодня вопросы терроризма. Он пришел к выводу, что содержание и формы "малой войны" - это выражение вооруженной борьбы, по отношению к которой малая война есть лишь часть, отдельный момент, особая ступень в развитии. Малая война - переходная форма вооруженной борьбы для захвата власти восходящим классом. После военных действий СССР в Афганистане в 1979-1989 годах США провели серьезный анализ этих событий. Одним из выводов стал такой: "Политическая борьба - это вид терроризма". Сегодня в США разработана целая система использования терроризма для достижения конкретных политических результатов. Кстати, и наставление для дипломатов и разведчиков под названием "Тайные операции" разработано этим летом Госдепартаментом США.

Именно после руководства штурмом дворца Амина в декабре 1979 года я и внес предложение о создании штатной разведывательно-диверсионной группы в структуре внешней разведки для действий в особый период. Недавно мы праздновали 25-летие этой структуры - она называется "Вымпел".

- Понятно, что в одном интервью невозможно обрисовать даже тезисно важнейшие угрозы национальной безопасности. И все же, какую именно вы бы выделили сегодня?

- Если говорить о внешнеполитических угрозах, то велика опасность того, что нынешняя Россия останется без своего, как принято говорить, "южного подбрюшья". Ухудшение отношений с Грузией, ориентация Азербайджана на Запад, США и НАТО, американская помощь этим республикам - все это и многое другое приводит к тому, что давнее намерение США влиять на каспийско-кавказский нефтяной узел успешно осуществляется. Штаты давно смотрят на энергетические запасы планеты как на свои собственные. Большую тревогу вызывает и развитие ситуации на Северном Кавказе, где выбран худший из вариантов - законсервировать нынешний комплекс существующих социально-экономических проблем, сохранить прежнее руководство - лишь бы "стабилизировать" ситуацию. Такая псевдостабилизация лишь загоняет болезни внутрь. Мы не раз писали в своих работах о том, что идет наступление исламского экстремизма, что в планах ваххабитов - создать Великий Халифат от Черного до Каспийского морей, что нужны кардинальные меры. Важно не только "замирить" Чечню, а не допустить возникновения там типичной военной хунты.

Из внутриполитических угроз я бы выделил сегодня ускоренную приватизацию атомной энергетики. В Госдуму только что внесен соответствующий законопроект, и депутаты, как всегда, возьмут "под козырек". Недопустимо по настоянию Запада передавать атомные предприятия и ядерное сырье в частные руки!

- В сегодняшней политике Штатов вы также видите реализацию некогда заложенной программы?

- Сначала поясню: 11 сентября в США произошла трагедия, которая, на мой взгляд, носит чисто американское происхождение. Известно, что за два месяца до теракта башни были проданы одному американскому миллиардеру. Он сегодня, видимо, уже получил сумму страховки и даже пытался выторговать двойную компенсацию - за каждую башню. Одно это событие убеждает в вероятности незамысловатой маскировки. Об этом говорили и главный пожарный США, и материалы американской прессы. Так вот, сразу после этой трагедии Америка стала позволять себе делить государства на "состоявшиеся" и "несостоявшиеся". По категориям разделенные на страны, способные и неспособные обеспечить свою безопасность, страны, испытывающие кризис возможностей и кризис. Страны двух последних категорий определяются как слабые и несостоявшиеся. Первоначальные варианты этих документов включали в категорию "несостоявшихся" все государства СНГ и Россию, которой отводилось... 59-е место в перечне! В окончательном варианте открытого доклада, подготовленного американскими специалистами к летнему саммиту большой восьмерки 2005 года, без особого труда можно было увидеть ближайшие планы Штатов. Россия не была отнесена ни к одной категории государств в этом докладе лишь потому, что ее президент участвовал в работе "восьмерки". Однако определения, высказываемые Западом на самом высоком уровне, касались всех бывших союзных республик. Очевидно, что планы в отношении нас уже разработаны. В докладе американского Центра глобализации и развития, организованного всего два месяца спустя после трагедии 11 сентября, определены важные положения сегодняшнего момента: стабильность нельзя купить за деньги. Среди прочих процессов специалисты Центра отметили "растущую нестабильность на сопредельных территориях, появление незаконных вооруженных формирований, возникновение угрозы региональной безопасности". Однако стабильность в американском понимании напрямую связана с влиянием на политику других государств. И уже сегодня Штаты готовы все так же поступательно двигаться в направлении усиления своего влияния. Существуют наработки по подготовке военных групп быстрого реагирования, меры по контролю выхода других стран на американский рынок, даже меры по предотвращению фиаско государства, то есть самих США. И нужно сказать, что основательность их подхода к изучению ситуации в мире делает им честь, однако аппетиты неуемны. Основное оправдание политики глобализации - утверждение, что слабые государства в XXI веке будут опасны для США. А это, по сути, обоснование экспансии с правом применения силы и средств. Не отстает от США и Великобритания, которая в отношении России, исходя из ее документов, делает упор на "использование своих связей на высшем уровне и возможностей "тихой дипломатии", пристальное публичное наблюдение за исполнением Россией обязательств в рамках европейских организаций, использование системы рычагов многосторонних ссудных агентств, западных СМИ и уполномоченных неправительственных организаций для развертывания дебатов на тему заинтересованности Европы и Великобритании в политических преобразованиях в России, усиление прямой и скрытой поддержки наиболее либеральным политическим деятелям России". По сути рекомендованного становится понятно, что любые похлопывания по плечу возможны лишь в личных отношениях на дипвстречах, а конкретная политика - это совсем другая плоскость.

- Столь агрессивное планирование ведется только против России?

- В последнее время большинство государств внимательно следит за политикой США. Даже в Великобритании согласны не со всеми их шагами. Такой бывший британский доминион, как Австралия, также внимательно отслеживает политические шаги и намерения Штатов. Тут надо заметить, что руководителей США невозможно делить на демократов и республиканцев, особенно при осуществлении политических решений. Это как добрый и злой следователи. Тем более что партии, где разрешен переход из одного крыла в другое, не могут при всем желании стать диаметрально противоположными. На мой взгляд, американцы споткнутся о сопротивление населения своей страны и стран планеты. Данный процесс уже начинается, и они поняли такую опасность.

- Не считаете ли вы, что движение США к мировому господству может привести совсем не к тому, к чему они стремятся?

- Оно уже приводит к этому, и вариантов может быть масса. Когда старый мудрый Черчилль узнал о наличии в СССР водородной бомбы, он положил на карту мира свою ладонь, закрыв ею Англию, и сказал: "Нужно думать и думать по-новому, я не хочу, чтобы старая добрая Англия перестала существовать". Как сказал кто-то из мудрецов, постоянный рост богатства ведет к безумию. Возможен ли апокалипсис? Не уверен. Для наших со Штатами отношений более вероятно, что в том или ином виде реализуется заложенная некогда программа слияния не двух стран, но двух экономик.

- Вы согласны, что наша разведка проигрывает сегодня на сопредельных территориях - там, где разгораются бархатные революции и появляется несамостоятельный, но антироссийский курс?

- Данный вопрос не ко мне, а к ряду других лиц. Я сегодня оперирую лишь теми данными, которые есть в открытом доступе, и просто делаю выводы, опираясь на работу аналитиков "НАМАКОНа". Хотя тех, от кого зависят определенные действия по защите интересов страны, должна бы заинтересовать собранная нами информация. Нагнетаемая сегодня напряженность в США и наших с ними отношениях чисто американского происхождения. Столкнувшись с политическим кризисом из-за авантюры в Ираке, администрация США начинает обкатывать известную с конца прошлого года разработку Пентагона: "обеспечение доступа американских Вооруженных Сил к важнейшим геостратегическим регионам, где возможно возникновение вооруженных конфликтов". В нем пять сценариев вероятных конфликтов на театрах военных действий. Такие "утечки" служат обработке общественного мнения для нагнетания атмосферы страха внутри и политического давления на другие страны. Здесь надо хорошо думать - не заиграться бы, чтобы не было поздно. Лично меня жизнь научила читать и интересное, и неинтересное, независимо от того, насколько это приятно. Вот вам еще цитата также из открытого источника 2005 года: "Соединенные Штаты должны убедить страны "восьмерки" обозначить те ресурсы и возможности, которые могут быть задействованы в операциях по предотвращению кризисных ситуаций. Все эти мероприятия должны быть завершены к саммиту большой "восьмерки" в Глен-Иглс, где США должны договориться с руководством Великобритании о единой политике в отношении развивающегося мира. В силу нашего особого положения на мировой арене и исходя из собственных интересов США взяли на себя лидерство в разработке ответных шагов на вызовы беднейших государств. Мы сами выбираем, что делать: предпринимать активные действия, разрабатывать долгосрочные стратегии, пересматривать старые подходы или продолжать жертвовать жизнями, оставлять без пищи и средств миллионы людей, рискуя при этом собственной безопасностью. США не останутся в стороне от ситуации, когда слабость других будет представлять серьезную угрозу нашей безопасности. Мы намерены наладить механизм раннего предупреждения потенциальных опасностей и устранения их глубинных причин". Ни больше ни меньше! И на всем налет "заботы" о судьбах миллионов и на первый взгляд безобидные формулировки. Но теперь становятся понятными и выступление Рамсфелда, и проблема североатлантизации Черноморского бассейна и Северного Кавказа для обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов. Наша аналитическая работа по всему, что я привел на эту тему, названа "На грани". Возвращаясь к бархатным революциям, задайтесь вопросом: почему политики Украины, да и России тоже, в свое время прошли мимо появившейся в Бангкоке в 1991 году книги Дина Шарпа "От диктатуры к демократии"? В ней приведено 198 способов ненасильственных переворотов - смены власти по обстановке в целом ряде государств и ее оценки. Наконец, вспомните 102-й закон США "О свободе для России и других независимых государств". В этом законе от 1992 года экономика России разбиралась до последней спички. Контроль над его исполнением осуществляется раз в пять лет. Эти документы также доступны. К 1995 году США перестали оказывать нам экономическую помощь и перешли к сотрудничеству только в тех сферах, которые были им выгодны экономически, стратегически и с точки зрения сырья. Вспомните доклад Объединенного Комитета начальников штабов США о военной политике Америки, появившийся в 1992 году, где говорится об обязательствах российской стороны по реформированию Вооруженных Сил и специальных служб. Не поэтому ли все наши службы уже были по несколько раз реформированы?

- Да, но ведь перевороты - старинный метод ЦРУ, создается даже ощущение, что после победы США в холодной войне американские спецслужбы просто стали действовать как-то иначе?

- Еще Клинтон утверждал, что методами контроля информации можно добиться большего, чем тайными методами ЦРУ времен холодной войны. На территории России действует сегодня несколько десятков фондов и неправительственных организаций. Фонд "Евразия" имеет 51 отделение, фонд Мак Артура - примерно 17 отделений, к этому прибавьте 14 информационных пунктов НАТО с центром в Москве, и перечень этот далеко не полный. Это та паутина информационных пунктов, по которой одновременно и снимается информация, и поставляется в "нужном виде" за рубеж и в наши СМИ. В результате работы такой легальной сети руководство западных стран подчас осведомлено о наших предстоящих шагах во внутренней и, как следствие, во внешней политике лучше и быстрее, чем руководство России.

Уловив, что руководство России обеспокоено характером деятельности фондов и НПО, Международная организация ИСАР стала проводить обмен опытом их работы, уделив особое внимание Северному Кавказу и республикам Средней Азии. А финансируют этот обмен США. Опять в центре внимания - регионы, являющиеся объектами особой заинтересованности ВВС США и НАТО.

- С чем связана та открытость планов, которую позволяют себе наши "союзники", естественно, радеющие за свои интересы и ослабление России?

- Интересно, где это вы увидели открытость планов наших "союзников"? На каждом из американских, английских документов - из тех, что становятся известными, - есть пометки: "разрешено для публикации", "подготовлено для прессы" и чья-то санкция для передачи общественности выхолощенного документа. Эта псевдооткрытость планов, решений, информации доносится до общественности России через подготовленных лиц и СМИ. Это не должно вызывать удивления - мы сами повинны в том, что предоставили такую возможность. Ведь еще недавно наши политики целыми фракциями собирались на совещания за рубежом. А подготовка наших офицеров по программам "Россия-НАТО" в Патеркирхене (ФРГ), которая, если называть вещи своими именами, преследует цель изучения моральных качеств офицеров и вероятного театра военных действий? Депутаты Госдумы имеют свой бизнес или счета в банках за границей, вследствие чего часто демонстрируют неспособность сопротивляться политике других стран. Удивляться такой открытости зарубежной позиции не приходится.

Фонд Эберта проводил исследование состояния наших Вооруженных Сил, опрашивая чиновников даже администрации президента, Генерального штаба и просто военнослужащих. То есть мы сами позволяем иностранному военному центру исследовать нашу обороноспособность. В рамках борьбы с "подводными лодками террористов" США заказывают исследования дна и течений на мелководье Баренцева моря нашим же гражданским институтам. Еще один пример. Информационный центр НАТО и посольство США в Москве в последние годы активно взялись проводить в ряде регионов России "летние школы" на базе местных вузов, со строгим отбором участников. Отчетов об их работе нигде не публикуется, а особое внимание организаторы уделяют экономике и местной политической динамике. А это - уже изучение морального состояния населения и военно-экономического потенциала. И прав великий Сун Цзы: "Лучше овладеть страной не сражаясь".

Вот почему НАТО, изучив собранную в течение лета 2006 года информацию о положении на юге России, уже открыто заявляет о готовности разместить там свои миротворческие силы, вытеснив российские из Абхазии и Южной Осетии. Ведь не зря же они объявили Черное море рубежом свободы, а весь Кавказ - регионом, которому "не уделяли внимания". Документы фабрик мысли США, разработанные по заказу Пентагона, по своему содержанию весьма циничны. Они предусматривают варианты овладения Черноморским, Каспийским регионами и Северным Кавказом с участием России или без нее, так как "с мнением России можно не считаться". Лишь иногда в наших ответных действиях бывают исключения. Несколько лет назад Госдума попробовала отвергнуть рекомендации фонда "Наследие" сократить социальные программы в стране, причем сделать это якобы из благих побуждений. Чем это закончилось - всем известно.

- Есть ли рецепт выхода из той ситуации, которую вы видите?

- Требуется политическая воля высшего руководства страны. Для этого оно должно самостоятельно анализировать обстановку. Россия должна перестать быть полем экспериментирования. Страна, которая не может содержать безработных, не имеет права допускать безработицу. Девяносто процентов населения ряда кавказских республик сегодня не работает. От многих функционирующих предприятий остались лишь корпуса, дожидающиеся заграничного инвестора. В силу бюрократизма и слабости закона российский владелец предприятия уходит от ответственности за перепрофилирование предприятий, уводит их фонды и тому подобное. Любому, от кого зависит сегодня внутренняя политика, достаточно обратиться к русской истории, начиная хотя бы с Екатерины Великой, которая определяла в основе государства армию, образованность народа и твердое управление.

Но чаще всего мы наблюдаем, что вместо выверенных и конкретных действий расчет на русское "авось" присутствует у наших госдеятелей. Личности, подходящие нынешнему историческому процессу, надо продолжать искать. Извне на помощь стране никто не пришел и не придет. Затянувшуюся смуту надо останавливать, оглянувшись на всю историю России.

Василий ФАРТЫШЕВ

Опубликовано в выпуске № 21 (187) за 6 июня 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц